Об отдельных неудачах пенсионной реформы говорят довольно часто. Однако есть люди, которые с завидным постоянством составляют группу противников такому мнению. Айрат Шафигуллин — один из них.
Айрат Шафигуллин:
— Я считаю, что пенсионная реформа — эта первая успешно реализованная в полном объеме реформа в России. И пусть некоторые утверждают, что она провалилась, чаще всего такие утверждения не имеют под собой другой цели, как раздувание популистских споров. Более того, довольно резкие высказывания подобных настроений сегодня из уст людей, имеющих отношение к власти — результат торга исполнительной власти с различными политическими группировками в процессе реализации реформы. Конечно, нельзя отрицать, что некоторые трудности были — как без этого? Например, пенсионный фонд обвиняли в том, что не были вовремя разосланы так называемые «письма счастья». Но все это мелочи по сравнению с тем результатом, который сегодня получен. Более 1 млн. по итогам 2003−2004 годов (плюс ещё не подведены итоги 2005 года) из 40 млн. человек в России, имеющих право на накопительную часть пенсии, выбрали себе ту или иную частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд. Это вселяет надежду на то, что через 3−5 лет рыночные механизмы в пенсионной системе заработают в полную силу.
По мнению сторонников мнения, что пенсионная реформа провалилась, эта цифра доказывает обратное: формирование инвестиционно-накопительного элемента пенсионной системы находится в «придушенном» состоянии. Так, деньги копятся настолько «понемножку», что суммы в расчете на одного гражданина получаются слишком маленькими, неинтересными. А потому подавляющая часть граждан остается «молчунами» — клиентами государственной управляющей компании (Внешэкономбанка). Результатом такого положения дел, по мнению тех, кто видит провал пенсионной реформы, становится некоторая «трансформация» одних обязательств государства перед пенсионерами в другие — ведь большая часть пенсионных накоплений вкладывается в государственные ценные бумаги.
Айрат Шафигуллин:
— Действительно, цифры подтверждают то, что среди населения много «молчунов». Однако главной причиной такого положения вещей я бы назвал то, что у людей еще не поменялся менталитет, они никак не могут привыкнуть, что отныне от них самих зависит размер будущей пенсии, что нужно начать ответственно относиться к своему будущему, научиться принимать решения об инвестировании, а не ждать, что государство каждому все «принесет на тарелочке».
Хотя, конечно, по мнению Айрата Шафигуллина, нельзя совсем не принимать во внимание и тот момент, что некоторым людям стало неинтересно переводить свои средства из государственной УК в частные. Зачем что-то делать, если разницы в размере дохода практически не чувствуется?
Айрат Шафигуллин:
— В целом, относительно перспектив так называемых «молчунов», то все не так уж и печально. Просто можно считать, что они выбрали консервативный портфель и прибыль они свою все равно получат. К слову, за 2004 год далеко не все УК показали доходность большую, нежели государственная управляющая компания (доходность Внешэкономбанка составила — 7,33\%).
Вместе с тем хотел бы отметить, что по итогам 9 месяцев 2005 года 13 управляющих компаний, в том числе и Внешэкономбанк, показали доходность от 6\% до 15\% годовых, 27 УК показали доходность от 15\% до 30\% годовых, и ещё 16 управляющих компаний — свыше 30 \% годовых. Предполагаю, что итоги 2005 года приятно порадуют застрахованных лиц, которые активно включились в процессы инвестирования своих пенсионных накоплений.
Однако сложность только ли в том, что необходимо обеспечить развитие российской экономики? Не требуется ли ей переосмысления самой современной пенсионной системы, поиска новых путей решения поставленных задач? По мнению первого заместителя председателя правления ПФР Александра Куртина, «основная проблема ПФР заключается в том, что государству пора выбрать дальнейший путь развития этой структуры».
Айрат Шафигуллин:
— Не нужно понимать эти слова в отрыве от контекста всего выступления Куртина. На претензии, высказанные депутатами в адрес работы пенсионного фонд, его ответ был своего рода защитной реакцией. Пенсионный фонд — это государственное учреждение, призванное непосредственно решать определенные задачи. Однако ставить задачи эта организация не вправе. Для того чтобы определить стратегию развития, политику, существуют другие государственные органы. Сегодня от пенсионного фонда часто требуют выполнения противоречивых задач.
По мнению Айрата Шафигуллина, это не пенсионному фонду нужно определиться с тем, куда двигаться дальше в отношении развитии пенсионной реформы — то ли идти на уступки и соглашаться с мнением о необходимости вернуться к распределительной системе, либо идти до конца и работать над эффективностью реализованной пенсионной реформы.
Айрат Шафигуллин:
— У нас часто бывает так, что сначала издается закон, а потом под воздействием вышедших на митинги людей, вносятся различные поправки, начальная цель нивелируется. В отношении пенсионной системы сегодня существует такая же опасность — государство может отступить от начальной цели, мы вернемся к тому, от чего старательно уходили.
И это, как заметил Айрат Шафигуллин, очень печальное обстоятельство. Потому что усилий на замену старой модели работы пенсионного фонда на новую было затрачено очень много. И это при том, что накопительный элемент пенсионной реформы выстроен системно.
Айрат Шафигуллин:
— За 15 лет существования фонда его задачи многократно менялись. В самом начале фонд был создан для того, чтобы собирать страховые взносы, осуществлять персонифицированный учет. С этой задачей фонд успешно справлялся целых 11 лет, но когда было принято решение о создании единой пенсионной службы, круг обязанностей существенно изменился. Кроме того, почти сразу «нагрянула» пенсионная реформа и в максимально сжатые сроки (1 год!) пришлось сформировать грамотный коллектив, который смог бы освоить невероятно сложное новое законодательство, начать работать по принципиально новой схеме. С этой целью мы успешно справились.
Причем, как говорит Айрат Шафигуллин, настолько успешно, что президент республики неоднократно очень положительно отзывался о работе республиканского отделения пенсионного фонда. Впрочем, об этом говорят и цифры — республика второй год удерживает лидерство по принятым заявлениям об инвестирование средств пенсионных накоплений. Так, в 2003 году из 704 214 заявлений, принятых по России, 200 301 принадлежали республике, в 2004 году — из 375 786 по России 85 533 были из Татарстана.
Айрат Шафигуллин:
— Республиканское отделение оправдывает свое особое положение в РФ не только количественными показателями работы. Большое значение имеет новое здание Пенсионного фонда, которое мы успели сдать к тысячелетию города. Люди, которые говорят, что вместо этого здания можно было бы выплатить n-ное количество пенсий, рассуждают не серьезно. Самое главное — это то, какие условия созданы для пенсионеров, в том числе и благоприятная транспортная развязка. А какие информационные технологии заложены в здании! Республиканское отделение пенсионного фонда первым из отделений пенсионного фонда по России внедрило систему «frontjffice», отделив тем самым прием граждан от технологических процессов, происходящих в Управлениях ПФР. Внедрило систему электронной очереди (электронный регулятор очереди). И по сей день мы единственное отделение пенсионного фонда в России, кто использует эту систему. Предметом гордости можно назвать то обстоятельство, что делегации иностранных государств, чтобы увидеть образец работы пенсионного отделения, направляются Москвой непосредственно в Татарстан. Бесспорно, для поддержания престижа республики новое здание также имеет неоценимое значение.
По словам Айрата Шафигуллина, для возведения здания не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что перед тысячелетием города советом казанских архитекторов было принято решение украсить площадь, называемую в просторечье «Кольцом», заретушировав архитектурные огрехи раннего времени.
Айрат Шафигуллин:
— Впрочем, оно решило и нашу проблему. Нам было необходимо новое здание, потому что республиканский аппарат отделения располагался в нескольких корпусах, и это не позволяло в полной мере использовать автоматизированную систему, не было приспособленных помещений. Здесь у нас, наконец, появился нормальный архив, актовый зал. А введение электронной очереди позволило свести обычные очереди к минимуму. Вскоре планируется внедрить и систему предварительной записи.
Главное, по мнению Айрата Шафигуллина, в настоящее время для пенсионного фонда — это вызвать доверие населения, оказывая людям квалифицированные услуги, предоставляя удобный сервис. И замечательно, что к пятнадцатилетию ПФР республиканское отделение активно работает над этой стратегически важной задачей.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: