В Казани XXXVII Международный оперный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина открылся премьерой оперы «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова в постановке главного режиссера Национального Большого академического театра оперы и балета Республики Беларусь Михаила Панджавидзе. Она была написана по драме Льва Мея в 1898 году и впервые поставлена в Москве в 1899 году. На следующий год «Царскую невесту» показали и в театре Казани. Последний раз «Царскую» в столице РТ можно было увидеть в 2008 году в постановке бывшего худрука оперы Гюзели Хайбулиной.
Спустя 10 лет к 175-летию со дня рождения композитора исторический эпизод третьей женитьбы царя Ивана Грозного вернулся на сцену Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля.
Справка
На сцене театра показывают семь опер, поставленных Панджавидзе:
- «Борис Годунов» Модеста Мусоргского (2005),
- “Любовь поэта» Резеды Ахияровой (2006),
- «Риголетто» Джузеппе Верди (2009),
- «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини (2009),
- «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти (2010),
- «Джалиль» Назипа Жиганова (2011),
- «Евгений Онегин» Петра Чайковского (2012).
Нынешняя постановка поразила своими костюмами — в меру пышными, отражающими время царствования Ивана Грозного, а также декорациями — Александровская слобода, где в итоге состоялась свадьба 41-летнего царя и 18-летней Марфы Собакиной была воссоздана почти в реальных пропорциях.
Новой сценографией занимался главный художник театра «Эрмитаж» Гарри Гуммель. Эпоха Грозного передана точно — массовые расправы в период опричнины, ничтожная значимость человеческой жизни, смотры-конкурсы невест.
Накануне премьеры режиссер отметил, что в центре размышлений спектакля, представленного казанской публике — феномен опричнины: «Принадлежность Грязного, Малюты и некоторых других героев оперы к касте опричников, их уверенность в собственной избранности, безнаказанности и власти над чужой жизнью в итоге приводит к чудовищному искажению судеб».
По словам Михаила Панджавидзе, множество судеб составляют судьбу всей страны. «Да, эпоха Ивана Грозного — это жуткое время, но, в конце концов, не времена „делают“ людей, а люди — свое время, и у каждого из нас всегда есть выбор».
Мужские партии исполнили именитые приезжие артисты. На сцене опытные исполнители чувствовали себя раскованно. В роли Григория Грязного — Станислав Трифонов из Белоруссии, Ивана Лыкова — Богдан Волков из «Новой оперы».
Арии Любаши в исполнении Екатерины Сергеевой из Мариинского театра проникновенны и раскрывают мощь ее меццо-сопрано. По силе эмоций звучного, высокого сопрано, особенно в последней арии, не уступает ей Гульнора Гатина — единственная представительница в главных ролях Татарской оперы.
В сюжете борьба протекает между двумя линиями: светлого треугольника — Марфа-Лыков-Собакин и темного треугольника — Любаша-Грязной-Бомелий. Их соприкосновение приводит к трагедии. В опере кипят страсти любви и ненависти, зависти и ревности, преданности и предательства. Каждый поступает по велению своей совести и это приводит к трагическому финалу.
Третья и четвертая картины, соединенные в единое действие, не дают оторвать взгляд от исполнителей. В финале, после убийства Лыкова, гибели от руки Грязного Любаши, стенаний и потери рассудка Марфы, — окаменелые лица мужчин и женщин, утирающих слезы с лица. Пауза, а затем, крики «браво» и несмолкающие овации. А иначе быть не может — в Казани стартовал Шаляпинский фестиваль.
XXXVII Международный оперный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина продлится в Казани до 23 февраля. О постановках форума, проводимого в рамках официальной программы Года театра в России, о фестивальных новинках можно узнать в материале TatCenter.
Алина Редькина
Фото предоставлены пресс-службой ТАГТОиБ им. М.Джалиля
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: