Новости
04 Февраля 2019, 08:30

«А говорят, что царь наш грозен» — в Казани стартовал Шаляпинский фестиваль

В минувшие выходные в столице Татарстана открылся международный оперный форум. Публике представили «Царскую невесту» в постановке Михаила Панджавидзе.

В Казани XXXVII Международный оперный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина открылся премьерой оперы «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова в постановке главного режиссера Национального Большого академического театра оперы и балета Республики Беларусь Михаила Панджавидзе. Она была написана по драме Льва Мея в 1898 году и впервые поставлена в Москве в 1899 году. На следующий год «Царскую невесту» показали и в театре Казани. Последний раз «Царскую» в столице РТ можно было увидеть в 2008 году в постановке бывшего худрука оперы Гюзели Хайбулиной.

Спустя 10 лет к 175-летию со дня рождения композитора исторический эпизод третьей женитьбы царя Ивана Грозного вернулся на сцену Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля.

Справка

На сцене театра показывают семь опер, поставленных Панджавидзе:
- «Борис Годунов» Модеста Мусоргского (2005),
- “Любовь поэта» Резеды Ахияровой (2006),
- «Риголетто» Джузеппе Верди (2009),
- «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини (2009),
- «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти (2010),
- «Джалиль» Назипа Жиганова (2011),
- «Евгений Онегин» Петра Чайковского (2012).

Нынешняя постановка поразила своими костюмами — в меру пышными, отражающими время царствования Ивана Грозного, а также декорациями — Александровская слобода, где в итоге состоялась свадьба 41-летнего царя и 18-летней Марфы Собакиной была воссоздана почти в реальных пропорциях.

Новой сценографией занимался главный художник театра «Эрмитаж» Гарри Гуммель. Эпоха Грозного передана точно — массовые расправы в период опричнины, ничтожная значимость человеческой жизни, смотры-конкурсы невест.

Накануне премьеры режиссер отметил, что в центре размышлений спектакля, представленного казанской публике — феномен опричнины: «Принадлежность Грязного, Малюты и некоторых других героев оперы к касте опричников, их уверенность в собственной избранности, безнаказанности и власти над чужой жизнью в итоге приводит к чудовищному искажению судеб».

По словам Михаила Панджавидзе, множество судеб составляют судьбу всей страны. «Да, эпоха Ивана Грозного — это жуткое время, но, в конце концов, не времена „делают“ людей, а люди — свое время, и у каждого из нас всегда есть выбор».

Мужские партии исполнили именитые приезжие артисты. На сцене опытные исполнители чувствовали себя раскованно. В роли Григория Грязного — Станислав Трифонов из Белоруссии, Ивана Лыкова — Богдан Волков из «Новой оперы».

«Фестиваль — это хорошая возможность для роста и развития театра. Для артистов — шанс встретить знакомых, одногруппников, творческих друзей. История моего сотрудничества с казанским театром очень долгая и теплая, на нее приходится уже 10 лет. А предложение принять участие в „Царской невесте“ я получил после тура с оперой Татарстана в Голландии», — отметил Станислав Трифонов.

Арии Любаши в исполнении Екатерины Сергеевой из Мариинского театра проникновенны и раскрывают мощь ее меццо-сопрано. По силе эмоций звучного, высокого сопрано, особенно в последней арии, не уступает ей Гульнора Гатина — единственная представительница в главных ролях Татарской оперы.

В сюжете борьба протекает между двумя линиями: светлого треугольника — Марфа-Лыков-Собакин и темного треугольника — Любаша-Грязной-Бомелий. Их соприкосновение приводит к трагедии. В опере кипят страсти любви и ненависти, зависти и ревности, преданности и предательства. Каждый поступает по велению своей совести и это приводит к трагическому финалу.

Третья и четвертая картины, соединенные в единое действие, не дают оторвать взгляд от исполнителей. В финале, после убийства Лыкова, гибели от руки Грязного Любаши, стенаний и потери рассудка Марфы, — окаменелые лица мужчин и женщин, утирающих слезы с лица. Пауза, а затем, крики «браво» и несмолкающие овации. А иначе быть не может — в Казани стартовал Шаляпинский фестиваль.

XXXVII Международный оперный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина продлится в Казани до 23 февраля. О постановках форума, проводимого в рамках официальной программы Года театра в России, о фестивальных новинках можно узнать в материале TatCenter.

Алина Редькина
Фото предоставлены пресс-службой ТАГТОиБ им. М.Джалиля

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: