Про будущее школы в Татарстане
— По поручению Президента РТ Минтимера Шаймиева наши специалисты провели тщательный анализ развития образования в республике и пришли к неутешительным выводам, — говорит Альберт Харисович. — Укрепление материально-технической базы, в частности, компьютеризация школ, существенно опережает темпы роста качества образования. Возникли опасения, что подготовка, которую получают наши выпускники, не соответствует вызовам ХХI века и задачам социально-экономического развития республики. Значит, надо многое кардинально менять в системе образования. Поэтому возникла необходимость в Комплексной государственной программе по развитию образования и науки в республике на 2010−2015 годы.
Создана комиссия по разработке и реализации программы, которую возглавляет Президент РТ Минтимер Шаймиев. Его заместители — Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов. В составе комиссии 33 представителя власти РФ и РТ, федеральных и республиканских вузов, СМИ. Формируются также рабочие и экспертные группы по разработке и научному сопровождению программы. К разработке программы, которая включает около 20 направлений и подпрограмм, привлечены ведущие научные учреждения, вузы, исследовательские центры республики, всего около 400 специалистов. Концепция и основные положения программы будут представлены на «августовском педсовете».
Учительство стареет
Попросту говоря, материальная база укрепляется быстро, а вот деятельность педагогов недостаточно эффективна?
— «Хронические» проблемы образования действительно связаны с педагогическими кадрами. Старение и феминизация кадров характерны для всех регионов России. Эта проблема не раз обсуждалась Госдумой РФ.
В Татарстане сейчас средний возраст учителя — 50 лет, женщины составляют более 85 процентов педагогов, молодых учителей всего 5,5 процента. Ежегодно из школ уходят более 3, 5 тысячи учителей, около 2 тысяч из них со стажем менее 5 лет. Из 3,5 тысячи выпускников в школах остаются работать около 20 процентов. Ежегодно возникает от 800 до 1000 вакансий. В 2009 году нужно найти 820 кандидатов на места тех учителей, что покинули школу.
Программа развития образования, о которой мы ведем речь, должна помочь повысить престиж профессии учителя, включая рост зарплаты, государственные обязательства перед учителем. В частности, в январе 2010 года планируется введение новой системы оплаты труда, предполагающее повышение зарплат успешно работающим педагогам.
В числе 20 программ и направлений — подготовка учителей, «электронное образование», национальное образование, система управления образованием и другие. По каждому направлению предстоит большая работа. Скажем, мы оснастили школы компьютерами. Но разве можно утверждать, что все сделано для использования инфокоммуникационных технологий? Пока мы только дали ребятам инструмент, нужно еще научить использовать его по максимуму.
Обойдемся без репетиторов?
Каким будет показатель результативности новой программы? К примеру, смогут выпускники, как 40−50 лет назад, поступать в вузы без репетиторов?
— А что плохого в репетиторстве? Я не пропагандирую институт репетиторства, к примеру, мои дети поступали в вузы на базе школьных знаний, но и криминала в нем не вижу. Каждый заботливый родитель сделает все, чтобы подготовить ребенка к экзаменам как можно лучше. У учителя в классе 22 ученика, понятно, что он ориентируется на средний уровень знаний. Между тем есть ребята слабее, есть сильнее. Им-то и нужны репетиторы, которые учитывают именно их возможности.
Если требуют денег…
А прекратятся ли поборы с родителей?
— Родительские взносы в помощь школе Закон разрешает. Эти средства идут на ремонт, на закупку мебели. Но их следует перечислять в Фонд развития школы или проводить через ее Попечительский совет. Руки педагогов — директора, завуча, классного руководителя — к этим деньгам прикасаться не должны. Когда в школе начинает крутиться «наличка», у общественности возникают справедливые вопросы. Причем взносы могут быть только добровольными, принуждать к ним никто не имеет права. У разных семей разные жизненные обстоятельства, не все в состоянии помогать школе. Надо помнить, что Конституция РФ гарантирует нам бесплатное образование.
Если родители сталкиваются с нарушениями, советую им обращаться по телефонам «горячей линии» — 2 922 363, помощника министра — 2 927 731, приемной — 2 929 212.
Региональный компонент остается?
Что будет с региональным компонентом в образовании, о котором сейчас столько споров?
— Суть этой проблемы вот в чем: до настоящего времени наши школы работают по образовательным стандартам первого поколения. Сейчас на смену им приходят стандарты второго поколения. Подходы к проблемам изменились радикально. Так, стандарты первого поколения регламентировали только содержание образования. Было прописано, что 75 процентов этого содержания (учебного времени) определяется на федеральном уровне, 15 — на региональном, 10 — на школьном. Эти 25 процентов и составляли национально-региональный компонент, в рамках которого наша республика, в частности, имела возможность вести преподавание двух государственных языков в равных объемах. То же касалось и татарской литературы.
Стандарты второго поколения многомерные, они регламентируют не только содержание, но и организацию образовательного процесса (капремонт, освещение, материально-техническую базу), и контроль результатов. А вот понятие «национально-региональный компонент» из них исчезло. Поэтому перед нами встал вопрос, как обеспечивать равенство двух языков?
Нашей республикой совместно с Минобразом РФ проделана большая работа. В начале июня Минобраз РФ подвел черту, отобрав три возможных проекта стандартов нового поколения. Голос нашей республики был услышан, и многое из того, что мы предлагали, эти проекты включают. Один из этих проектов, что называется, «абсолютный лидер», именно на него мы обратили особое внимание, и в нем национально-региональный компонент прописан. Разработаны и учебные планы, которые нас устраивают, в частности, в них отведены равные часы на изучение двух языков. Вопросы, конечно, еще остались. Работа продолжается, но главное — идет рабочий диалог, мы с Минобразом РФ друг друга слышим.
Вопрос «на засыпку»
Почему наши выпускники математику и русский сдают хуже, чем в среднем по России?
— Тому несколько причин. Одна из них заключается в том, что в Татарстане жесткий контроль над процедурой сдачи экзаменов. Другие регионы контролируют меньше. Из-за своей принципиальности мы ухудшаем показатели, но отказываться от такой позиции не собираемся. Перед проведением ЕГЭ я собирал всех руководителей управлений образования и сказал: «Не надо играть с огнем. Все должно быть по-честному». Идеального результата, конечно, никогда не достичь. Но все же мы близки к реальной картине.
Другая причина: не все гладко в обучении, надо учить лучше. Но об этом мы уже говорили…
Наука, пусть не полностью, но может себя содержать
Администратором вы стали недавно, до этого мы знали вас как успешного ученого. Какова сфера ваших научных интересов?
— Я — доктор физико-математических наук, профессор, заведовал лабораторией аналитической спектроскопии в КГУ, работал в крупных научных центрах мира — в США, в Канаде, в Европе. Сейчас наша лаборатория реализует несколько научных проектов. Мы получили гранты Российского фонда фундаментальных исследований, фонда Бортника и другие. Перед этим нам пришлось выдержать жесткую конкуренцию: выиграть конкурсы. На мой взгляд, наука в состоянии себя содержать, правда, не полностью, поддержка государства все же нужна.
Сейчас мы готовим к серийному производству инструментально-спектрометрический комплекс. По своим возможностям, по точности измерений это — лучший прибор из ныне имеющихся. Применение у него самое широкое: для анализа воды, крови, руды, других веществ. Патент на этот прибор получен.
Фото- Портал Правительства РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: