Традиционно в России президентским выборам придают особое значение. Большинство наших сограждан, выбирая главного человека в стране, возлагает на него самые лучшие надежды и связывает с ним самые важные ожидания. Насколько значима президентская кампания для избирательной комиссии и как она повлияет на ее работу?
Президентские выборы — всегда важнейшее политическое событие для любого государства и его граждан. Безусловно, в этот день каждый, кому не безразлична судьба своей страны, должен принять активное участие в определении дальнейшего пути развития государства. Такова моя неизменная позиция как человека и гражданина. Уверен, большинство жителей нашей страны придерживаются такой же точки зрения, по крайне мере традиционно высокая явка избирателей на президентских выборах в России говорит именно об этом.
Однако для Центральной избирательной комиссии Татарстана и ее председателя нет более или менее важных выборов. Они все для нас — и президентские, и думские, и выборы в региональный парламент — значимы без исключения. Задача ЦИК — обеспечить открытое, гласное, честное голосование, следуя букве закона. При этом, мы не только сами соблюдаем избирательное законодательство, но и следим за тем, чтобы оно без исключения соблюдалось всеми участниками избирательного процесса.
Выборы главы государства практически плавно перетекли из парламентских. На сколько это облегчит процедуру проведения новой избирательной кампании, как никак предстоит пройти по проторенной дорожке?
Чисто «технически» процедура предстоящих выборов мало чем будет отличаться от думских. Татарстан разбит на 2901 избирательный участок, 455 избирательных участков созданы в Казани. Помещения для голосования откроются непосредственно за день до проведения выборов традиционно в учебных, оздоровительных учреждениях, в домах отдыха, социальных приютах, в местах заключения. Как и прежде, мы предоставим возможность проголосовать всем гражданам Российской Федерации и тем, кто по тем или иным причинам окажется на территории Казани, не имея постоянной регистрации в нашем городе.
Это не только лица без определенного места жительства. Часто в эту категорию попадают и гости столицы, прибывшие во время выборов, не успев взять открепительное удостоверение по месту проживания. Допустим, человек получил плохие известия от родственников — в эту минуту он вряд ли позаботится о своевременном получении открепительного удостоверения. Таких примеров может быть много. Наша задача — обеспечить право выбора каждого гражданина Российской Федерации, обладающего избирательным правом.
Особое внимание мы обратим на лица, голосующие за пределами своих избирательных участков. В декабрьских выборах для нас стало неожиданностью большое количество желающих проголосовать дома. Для участковых избирательных комиссий это был сюрприз, к которому по объективным причинам мы не были готовы — попросту не хватало людей, чтобы дойти до каждого избирателя. Для граждан, которые 2 марта не смогут прийти на свои избирательные участки по месту регистрации, будет предоставлена возможность проголосовать на любом другом избирательном участке как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Открепительные удостоверения эта категория избирателей может получить с 16 января в территориальных избирательных комиссиях, а 11 февраля по 1 марта — в участковых избирательных комиссиях.
Единственное отличие от декабрьских выборов в том, что депутаты Государственной Думы Российской Федерации впервые избирались по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. Президент страны будет избираться по-прежнему по мажоритарной системе, которая предполагает, что для избрания кандидата на выборную должность необходимо получить большинство голосов избирателей в масштабе всей страны, то есть 50 процентов плюс один голос. Если никто из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов, то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем считается тот, кто наберет больше голосов.
Насколько вероятно проведение второго тура голосования на нынешних выборах Президента России?
Это сложно спрогнозировать. Выборы президента России в 1996 году прошли в два тура. Напомню, тогда в ходе повторного голосования Борис Ельцин набрал 53,8\% голосов, а его главный соперник Геннадий Зюганов — 40,3\%. Выборы Президента РФ в 2000 году прошли в один тур. Поскольку временной разрыв между парламентской кампанией 2007 года и президентской в 2008 году небольшой можно предположить, что электорат, отдавший свой голос за ту или иную партию на выборах в Государственную Думу РФ, поддержит и выдвинутую партией кандидатуру главы государства. Расклад электоральной поддержки может соответствовать тому раскладу, который наблюдался на парламентских выборах. Если это окажется так, то вполне возможно, что нынешние выборы пройдут в один тур.
На сегодняшний день в предвыборную гонку вступили пять кандидатов: три от политических партий и два самовыдвиженца, за которыми, впрочем, также стоят политические организации — Российский народно-демократический союз Михаила Касьянова и Демократическая партия России Андрея Богданова. Впервые в истории президентских выборов все кандидаты выдвигаются политическими партиями и союзами.
Абсолютно верно. Это главная особенность президентской кампании 2008 года.
Можно ли говорить о том, что смена государственного устройства России, а именно возможность перехода страны от президентской республики к парламентской, не за горами?
Страны, в которых основное бремя власти лежит на депутатах правящей партии, формирующих правительство по итогам выборов, а это не только классические парламентские республики как Италия, Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль, но и президентские республики США, Франция, а также конституционная монархия в Великобритании, прошли очень длительный путь становления парламентаризма. Россия только на пути к этому. Пока на политической арене страны партии в классическом понимании только формируются. Граждане не наблюдают той предвыборной борьбы, той остроты, которая имеется на выборах за рубежом.
Нельзя сказать, что это связано с аполитичностью наших избирателей, скорее — недостаточной политической культурой в стране. Хоть мы и отмечали 100-летие Государственной Думы, реальная история российского парламентаризма укладывается в более узкие хронологические рамки. Многовековая российская монархия и более чем 70-летний советский строй наложили свой отпечаток на менталитет народа. Может быть, в дальнейшем, когда политическая культура в России станет более зрелой, будет поставлен вопрос о переходе к парламентской республике. Хотя с другой стороны такой стране как Россия подходит, на мой взгляд, больше президентская власть.
Тем не менее, определенные шаги в сторону развития российского парламентаризма сделаны, в частности произошли изменения в избирательной системе страны. Хотя как любая другая реформа, спущенная «сверху», она вызывала опасения по поводу снижения политической активности граждан.
Да, накануне выборов такие опасения были. Выбирать по партийным спискам непривычно, другое дело, когда выбираешь персонифицировано. Однако опасения были преувеличены: реформа показала, что российское общество созревает к проведению выборов по пропорциональной системе. Кроме того, каждый избиратель в период выборной кампании обратил внимание на то, как изменился уровень проведения выборов: не было ни грязных склок кандидатов, ни шокирующих компроматов, наоборот мы увидели корректное, выдержанное, объективное освещение хода избирательной кампании в СМИ.
Более того, мы стали свидетелями демонстрации реальной силы каждого претендента как на политических дебатах, так и в ходе других акций. При этом, необходимо отметить достаточно высокий уровень проведения предвыборной агитации в регионах. Меня лично приятно удивила политическая подкованность кандидатов, баллотирующихся от региональных списков по Республике Татарстан. Безусловно, по сравнению с предыдущей избирательной кампанией в 2003 году нынешние парламентские выборы прошли на порядок выше.
Но не поспешно ли было принято решение столь кардинально поменять избирательную систему?
На этот вопрос даст ответ только время. На мой взгляд, необходимо было пройти еще пару циклов прежней смешанной системы, когда выбирались и по одномандатным округам и по партийным спискам. Необходимо было дождаться появления партий в их классическом понимании. Хотя некоторые штрихи к портрету российской партийной системы к 2007 году обозначились, и избирателям было проще разобраться во всем разнообразии предложений, так как речь шла уже об 11 партиях, а не о 23 политических объединениях, претендующих на депутатские мандаты в 2003 году. Самый же большой выбор был предложен в ходе думской кампании в 1995 году — 43 партии и избирательных блока.
Многие политические объединения и партии, участвовавшие в прошлых избирательных кампаниях — «Дума-96», «Поколения Рубежа», «Межнациональный союз», «Народный союз», «Стабильная Россия», ПРЕС, Партия экономической свободы, «Наш дом — Россия», «Блока Ивана Рыбкина», «Конгресса Русских Общин», Партия любителей пива, партия «Кедр» и другие — сошли с политической арены. Вместе с тем и в этой избирательной кампании появились новички.
Но если рассуждать с другой точки зрения, то можно убедиться, что идеальных избирательных систем не бывает. Не влезая в дебри дискуссий, отмечу, что и у мажоритарной, и у пропорциональной, и у смешанной избирательных систем есть как свои противники, так и свои сторонники. Более того, мировое сообщество было свидетелем того, как демократические страны меняли, а иногда и радикально, свои избирательные системы.
Так, например, во Франции эти изменения проводились трижды: в 50-е годы XX века была введена мажоритарная система, в 1981 году — пропорциональная, а в 1988 — вновь мажоритарная. В Италии избирательная реформа прошла 1993 году. По новой избирательной системе совсем недавно проводились выборы и у наших ближайших соседей в Грузии и Украине. Все эти реформы были продиктованы необходимостью изменения той или иной конкретной политической ситуацией в стране. Думаю, России еще предстоит найти свой путь развития.
Тем не менее, противники реформы избирательной системы в Российской Федерации выдвигали свой главный аргумент в пользу сохранения старой — потеря связи депутата с избирателем.
В России сложилась отличная от других стран природа парламентаризма. Мы привыкли выбирать депутата и давать ему наказы: мост, школы, дороги. И придя в Думу, народный избранник, условно говоря, был озабочен тем, как дедушке Митрофану избу сколотить, а бабе Любе пенсию повысить, то бишь старался интересы своего округа отстоять. Пропорциональная система заставляет людей задуматься о том, куда стратегически зовет та или иная партия. Выбирать всегда нелегко, но делать это нужно осознанно. Оценить эффективность работы нынешней Думы и каждой отдельно взятой политической партии можно будет только через четыре года. Избиратель сам поставит свою оценку. Какая она будет, увидим по итогам выборов в 2011 году.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: