23 февраля 1918 года. Регулярные войска кайзеровской Германии предпринимают попытку прорвать оборону большевиков в 10−15 километрах от Пскова. Ожесточенное сопротивление им оказывают «романтики в солдатских шинелях», добровольцы той новой армии, которая потом будет называться победоносной, а пока, по словам самого Ленина, представляет собой «нулевую величину», и все-таки: «отошедший из-под Риги 2-й Красноармейский полк под командованием Александра Черепанова и прибывший из Петрограда 1-й Красноармейский полк смелыми контратаками отбрасывали врага на исходные позиции. Только под прикрытием огня бронепоезда и крупнокалиберных орудий немцам удалось прорваться вечером 24 февраля к станции Псков. В ночь на 28 февраля они захватили центр Пскова, а затем в течение того же дня — весь город».
И хотя декрет об организации Красной Армии был подписан председателем Совнаркома Лениным 15(28) января 1918 года, праздничным днём объявлен 23-й день февраля, когда германцы «нам встали коленом на грудь», — торжество духа в стремлении побеждать, «исторический миф» или его величество случай? Какое это имело значение для советских солдат 23 февраля 1944 года? Тогда важнее было другое: «В канун 26 годовщины Красной Армии наши войска форсировали Днепр, и Президиум Верховного Совета СССР принял указ о присвоении звания Героя Совесткого Союза более чем двумстам генералам, офицерам, сержантам и рядовым. Несколько тысяч воинов были награждены орденами и медалями». Помните у Юлии Друниной:
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
И воинская слава вошла в кровь и плоть времени, стала неразрывна с ним, осязаема.
23 февраля 1986 года, я в парадной пионерской форме, у меня в руках цветы и самодельная открытка — синий картон, на который наклеены цветы с открытки к 8-му Марта и лавровые венки с открытки ко Дню Победы. В моей голове — стихотворение советского автора, а в моих глазах отражаются слезы ветеранов и улыбки курсантов. Они — гости нашей дружины, самые важные люди этого, увы, не выходного дня. Они нас когда-то защитили и ещё, не дай Бог, будут защищать. После того, как мы напоим их чаем и своим жизнеутверждающим детским обаянием, нас повезут к памятнику, хотя погода — снег и ветер. И никто не откажется, ведь такой в прямом смысле славный день…
А потом наступили 90-е. 10 февраля 1995 года Государственная Дума Российской федерации приняла Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях России)». С этого времени россиянам предписано отмечать 23 февраля как «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918) — День защитника Отечества». И вот, по статистике, 23 февраля для большинства — прежде всего праздник всех мужчин. Ушло из названия величие и звучность, остались один на один Отечество и защитники. Значит, так нужно. Ведь название — не главное. Главное, чтобы награды находили своих героев, чтобы герои жили в почёте и уважении, чтобы росла им достойная смена, чтобы все наши воины были здоровы и счастливы, чтобы ни один враг не мог «противиться воле оружия российского».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: