Новости
22 Июля 2011, 06:12

2011 год может стать рекордным для российского автопрома

Наш автомобильный рынок приятно удивил международных экспертов. И они признали его самым интересным и быстроразвивающимся в посткризисных условиях. Но ситуация может измениться.

автокредит В первом полугодии общий рост продаж автомобилей в стране вырос на 56 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Такой резкий скачок потребительской активности россиян партнер международного рейтингового агентства PricewaterhouseCoopers Стенли Рут объяснил вчера укреплением рубля, увеличением доступности кредитования и действием программ государственной поддержки.

Причем позитивная динамика наблюдается по всем типам автомобилей. Больше всего за первые шесть месяцев 2011 года выросло российское производство иномарок, их выпущено около 440 тысяч авто. А объем их продаж поднялся на рекордные 104 процента и составил 10,2 миллиарда долларов. Год назад, напомним, речь шла о 5 миллиардах долларов.

Рут отмечает и рост сегмента российских автомобильных брендов, связывая его в первую очередь с заканчивающейся в этом году программой по утилизации старых легковых автомашин. Общий бюджет программы за прошедшие полтора года достиг уже 30 миллиардов рублей, и к 1 июля 2011 года были выданы все запланированные 600 тысяч свидетельств. Стоит отметить, что около 77 процентов всех машин, проданных по «утильной» схеме, — это продукция АВТОВАЗа. До конца года потребителям передадут оставшиеся 110 тысяч автомобилей. «Программу по утилизации можно назвать довольно успешной, хотя некоторые эксперты предрекали ее провал в России из-за низких доходов большой части населения, — говорит Рут. — Однако программа заканчивается и, несмотря на рост продаж российских автомобилей в 32 процента за первое полугодие, думаю, что в скором времени он несколько замедлится. Сыграет свою роль и исчерпание эффекта низкой базы».

Следующим логическим шагом по развитию автопрома России могло бы стать, по мнению Рута, развитие лизинговых схем продаж. Лизинг (аренда авто с последующим выкупом) — один из способов облегчить покупку автомобиля и в отличие от кредитов сделать его более дешевым для конечного потребителя. «Пока, к сожалению, в России лизинг легковых автомобилей развит очень слабо», — сетует Стенли Рут. В прошлом году на него пришлось не более 5 процентов объема покупок в денежном выражении. Тогда как в Германии по лизингу проходит около трети всех продаж автомобилей. В Великобритании и Нидерландах — еще больше.

Между тем наше «отставание» по лизингу не собьют взятый темп. По крайней мере в этом году. По прогнозам агентства, он может стать не только первым более-менее удачным годом после экономического кризиса, но и рекордным для всего российского автопрома. По оценкам Стенли Рута, объем производства «легковушек» к концу декабря достигнет отметки в 1,7 миллиона автомобилей (на данный момент выпущено 815 тысяч). Произойти это может благодаря наращиванию производственных мощностей и притоку иностранных инвестиций в отрасль. В России в ближайшее время планируется открытие производств автомобильных комплектующих китайских, испанских и финских компаний. Внутри страны будет выпускаться широкий пакет деталей — от топливных баков до шин и рулевых колес. Заводы сосредоточатся в основном в Калужской области и Татарстане.

Эксперты особо отмечают существенный рост продаж автомобилей китайских брендов, которые увеличились почти в два раза. Это тренд именно последнего полугодия. И он будут продолжен. Эксперты объясняют это тем, что сразу несколько крупных китайских автопроизводителей проявили интерес к российскому рынку. О желании построить собственный завод в России заявила компания Geely. А концерн Great Wall планирует инвестировать в российское производство около 11 миллиардов рублей.

Однако эксперты предупреждают, что «золотой дождь» автопрома в последующие годы может иссякнуть. «Кризис показал, — объясняет этот прогноз Стенли Рут, — что Россия не изолирована от общемировых процессов. И ситуация может пойти и по негативному сценарию. Положение мировой экономики после недавнего экономического кризиса очень шаткое, поэтому игроки автомобильного рынка должны быть готовы быстро отреагировать на возможные изменения».

Продажи автомобилей в I полугодии 2011 года

«Российская газета»

Мнения
05 Декабря 2025, 12:05

Новые правила роста: эксперты назвали ключевые тренды российского ритейла

Российский розничный рынок завершает очередной этап адаптации к изменившимся реалиям. Геополитический контекст, замедление экономического роста и сдвиги в потребительском поведении заставили сети пересмотреть свои операционные модели.

Три ключевые модели выживания и роста в ритейле

Эксперты в беседе с TatCenter выделили три ключевых стратегии, которые стали основой для устойчивости и роста в 2025 году.

Сергей Жаров, адвокат Zharov Group, подчеркивает, что наблюдаемые стратегии — отражение глобального тренда на устойчивое развитие.

«Что касается трех ключевых операционных моделей, то наиболее эффективными в новых реалиях оказались, во-первых, активное развитие собственных торговых марок. Доля СТМ впервые превысила 15% от всего оборота рынка FMCG, а в таких чувствительных к качеству категориях, как мясная и молочная продукция, они стали генерировать значительную часть продаж. Эта модель становится доминирующей, поскольку она позволяет ритейлерам не только контролировать цепочку создания стоимости и предлагать привлекательные цены, но и выстраивать прямые, доверительные отношения с потребителем, особенно с поколением Z, для которого важны чистый состав, экологичность и осознанное потребление».

Упоминает эксперт и глубокую перестройку логистики. Крупные игроки диверсифицируют маршруты, активно развивая мультимодальные перевозки через Азиатско-Тихоокеанский регион и страны СНГ, а также инвестируют в цифровизацию и автоматизацию.

«В-третьих — трансформация форматов торговли в сторону создания гибридных пространств, объединяющих торговлю, услуги и досуг. Развитие эмоционального клиентского опыта через открытие флагманских магазинов и креативных пространств, что позволяет удерживать покупательский трафик», — резюмирует Сергей Жаров.

Операционный директор сети магазинов «Жизньмарт» Александр Шарафутдинов предлагает взглянуть на отрасль изнутри и делает акцент на управленческих и технологических аспектах.

«Первая ключевая модель — короткий операционный цикл. Ритейл уходит от длинных горизонтов планирования и работает в интервалах от одного до двух месяцев. Такой ритм позволяет быстрее менять матрицы, оперативно управлять ценой и точнее реагировать на изменения спроса и сезонности. Это фактически новая архитектура управления».

Фото: пресс-служба минсельхозпрода РТ

Вторая модель, по словам Шарафутдинова, заключается в локальной релевантности. Сети усиливают работу с локальными производителями, формируют адресные матрицы под конкретные микрорайоны и делают магазин максимально близким к потребностям жителей вокруг.

«Это снижает зависимость от внешних факторов и поддерживает стабильный спрос. Магазин превращается в „точку под конкретный район“, а не в универсальный формат», отмечает собеседник издания.

Третья модель — технологическая автономия. Ритейл активно развивает собственные цифровые решения, алгоритмы заказа, автоматический контроль наличия и предиктивную аналитику. Это, по мнению операционного директора «Жизньмарт», сокращает операционные потери и позволяет управлять качеством без роста издержек.

Дискаунты, локальность и качественные СТМ

Аналитики компании NTech в беседе с нашим изданием подтверждают, что российский ритейл остается высококонкурентным, и успеха добиваются те, кто умеет быстро адаптироваться к запросам покупателей. Эксперты выделяют формат умеренных дискаунтеров как ключевой драйвер роста.

«Если сравнивать магазины по динамике продаж LikeForLike в натуральном выражении в мае 2025 года к маю 2024 года, то у дискаунтера „Магнита“ рост шесть процентов, а у „Чижика“ 24%. Это означает, что люди не хотят полностью откатываться к простым, дешевым и условно невкусным продуктам, но по экономическим причинам уже не могут питаться дорогой и разнообразной едой».

Второй точкой роста стало развитие формата магазинов «у дома» и категории «готовая еда», которая в первом полугодии этого года показала рост на 26,3%.

Отдельно аналитики останавливаются на эволюции собственных торговых марок.

«Говоря о развитии собственных торговых марок, мы видим стремление сетей делать продукт более привлекательным. Однако затем на рынок вывели СТМ „второго поколения“, ориентированные на вкусный продукт и с более интересными этикетками. Эта категория товаров растет особенно бурно. Отсчет такого тренда можно вести с июля 2024 года и он не ослабевает до сих пор».

Об этом говорит и Сергей Жаров, упоминая переход к более качественным СТМ, которые формируют лояльность и отвечают запросу на ответственное потребление.

Важным событием для российского ритейла в этом году стало формирование новой, более гибкой и комплексной модели работы. Как отмечает Александр Шарафутдинов, сегодня доминирует комбинированный подход. Успешные игроки объединяют короткий операционный цикл, локальную релевантность и технологическую автономию, усиливая их развитием СТМ второго поколения и оптимизацией логистики.

Результатом становится не просто выживание, а создание устойчивой основы для роста в условиях нестабильности. Потребитель, с одной стороны, сталкивается с возросшими издержками, но, с другой, получает более качественные локальные товары и новые форматы обслуживания, что в конечном итоге способствует формированию более зрелого рынка.

Екатерина Слюсарева

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: