Программа максимум на текущий год: 4 тоннеля и 1 станция
В настоящее время идет строительство ветки метро, которая соединит район Соцгород со станцией «Козья Слобода» и далее дойдет до «Кремлевской». В частности сейчас метростроевцы прокладывают тоннель до станции «Московская». По словам заместителя начальника МУП «Казметрострой» Вениамина Терзиманова, завершить проход этого тоннеля планируется к концу июня — началу июля, после чего начнется одновременно продвижение дальше — по направлению к «Козьей Слободе» и строительство левого тоннеля (в обратном направлении) от станции «Московская».
Всего до конца этого года планируется построить 2 тоннеля между «Авиастроительной» и «Московской» станциями, один тоннель от «Московской» до «Декабристов» и тоннель от «Декабристов» до «Козьей Слободы»; а также сдать станцию «Козья Слобода» в эксплуатацию: работы по ее строительству завершаются.
Главным основанием планов метростроевцев являются объемы финансирования: в этом году в бюджете республики заложено 2,6 млрд. рублей.
Анатолий Церцеил, директор МКП «Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений» Казани:
— Эти средства расписаны до рубля. Миллиард заложен на строительство тоннеля из Соцгорода в сторону Воровского и монтажные котлованы. 600 млн руб. — на строительство станции «Козья Слобода». Второй миллиард расписан на проектно-изыскательские работы, приобретение оборудования, строительно-монтажные работы по окончании первой линии: там многое осталось недоделанным и это предстоит завершить.
Таким образом, заложенные в бюджете средства фактически будут израсходованы уже к началу июля, то есть к моменту прохождения тоннеля между «Авиастроительной» и «Московской» станциями. Однако, по словам Анатолия Церцеила, работа не остановится, потому что при таком большом объеме средств и определенном темпе работ, который уже набран, далее поддерживать его можно малыми деньгами.
Руководство «Дирекции по строительству подземных транспортных сооружений» г. Казани надеется на дополнительное финансирование, в частности на программу Универсиады-2013, где статьи, касающейся строительства метрополитена, пока нет. Но сегодня метростроевцы строят планы, исходя из заложенных в бюджете средств.
С учетом того, что последний этап строящейся линии фактически готов — 2 тоннеля от «Козьей слободы» до Кремля прорыты — общий срок завершения работ по данной ветке — 2,5 года.
Вениамин Терзиманов, заместитель начальника МУП «Казметрострой»:
— Все строительные и монтажные работы должны быть завершены за полгода до Универсиады-2013. На пуск каждой станции по нормам нужно 180 дней. За это время поезд ходит в режиме обкатки, проводится проверка рельсовых путей, диспетчерских пунктов, наладка всего оборудования в полной комплектации, полноценное включение в работу персонала. Таким образом, этот срок необходим, чтобы все заработало как единый живой организм.
Кроме строительных работ, в настоящее время идут и проектные, определяющие дальнейшие перспективы расширения казанского метрополитена. В частности готовится проект по станции «Дубравная», целесообразность строительства которой уже не вызывает сомнений.
Анатолий Церцеил:
— Станция «Дубравная» однозначно будет, так как без нее нет логического завершения первой линии. Эта станция запланирована как пересадочная на вторую линию, которая пойдет по ул. Фучика в сторону Азино, а вторым концом — по Пр. Ямашева в сторону Компрессорного завода. Эта линия ориентирована на новый стадион на 45 тыс. зрителей.
Кроме того, каждая линия метрополитена — это объект ГО с автономным жизнеобеспечением на определенный период. Эти дополнительные сооружения проектируются на «Дубравной».
Обеспечение безопасности на казанском метрополитене
Казанский метрополитен входит в число самых молодых метрополитенов мира. Новейшие системы организации движения электропоездов и обеспечения безопасности пассажиров, основанные на цифровых технологиях, которые в других городах сейчас только частично внедряются, были спроектированы и заложены при строительстве нашего метро, что позволило создать основу для дальнейшего технологического развития.
Расих Шайхелисламов, заместитель генерального директора по безопасности и режиму МУП «Метроэлектротранс»:
— Одной из важнейших задач при обеспечении безопасности на транспорте является сведение к минимуму субъективного фактора, то есть зависимости от человека, управляющего транспортным средством. Так вот у нас изначально заложена технологическая основа для внедрения системы автоведения поездов, то есть практически без машиниста.
Это один из аспектов общей системы движения, которая обеспечивает контроль над скоростью, режимом торможения, ускорения
Вторым фундаментальным принципом обеспечения безопасности на предприятии метрополитена является связь. Кроме служебной проводной связи, в казанской подземке функционирует своя независимая радиосвязь высокого уровня качества.
Третий принцип — видеонаблюдение. Каждая станция казанского метрополитена оборудована необходимым количеством камер, которые отслеживают определенные зоны для технологических нужд и обеспечения безопасности. Кроме того, система позволяет в дальнейшем внедрить такие системы идентификации личности как, например, фейс-контроль.
В настоящее время продолжается работа по расширению возможностей системы видеонаблюдения в вагонах. Некоторые подземные подуличные переходы также будут оборудованы видеокамерами.
Человеческий фактор в деле обеспечения безопасности
Кроме технических средств, безопасность в метро обеспечивают люди. Создан специальный отдел милиции — отдел МВД РТ на метрополитене, сотрудники которого несут службу на всех станциях, у турникетов, сопровождают поезда. Есть также своя кинологическая служба: около полутора десятков собак, обученных на обнаружение взрывчатых веществ.
Расих Шайхелисламов:
— Серьезной проблемой является обнаружение бесхозных предметов на транспорте. В метрополитене каждый день производятся осмотры вагонов, и 1−2 предмета сотрудники обязательно находят. Осмотр имеет право производить только милиционер, в случае серьезных подозрений вызывается кинолог с собакой, причем все необходимые мероприятия необходимо проводить оперативно, чтобы не задерживать движение. Профессионализм сотрудников всех подразделений нашего предприятия позволяет поддерживать высокий уровень безопасности.
Следует отметить, что в метрополитене случайные люди не работают, даже если речь идет о временных работах. Прежде чем быть допущенным на транспортное предприятие каждый человек проходит строгую проверку. У нас действует жесткая пропускная система. К примеру, сейчас для сотрудников компании, которые будут оформлять станции воздушными шарами ко Дню Победы, оформляем специальные пропуска, предварительно проверяем паспортные данные
В преддверие 9 мая на казанском метрополитене усилены меры безопасности, в частности, увеличены наряды милиции за счет привлечения сотрудников из других подразделений, расширены зоны контроля, визуальной и физической защиты.
Бдительность пассажиров — залог безопасности
Пассажиры метро уже привыкли к регулярным объявлениям о необходимости соблюдать осторожность, быть бдительными. В ближайшей перспективе — установка системы видеооповещения пассажиров. Сейчас МЧС РФ внедряет систему «ОКСИОН» — оперативную систему комплексного информирования населения. Первым транспортным предприятием, где осуществляется ввод соответствующего оборудования, стал казанский метрополитен.
Расих Шайхелисламов:
— Система предполагает установку на станциях больших жидкокристаллических мониторов, которые будут в оперативном режиме оповещать пассажиров о тех или иных возможных ЧП, ЧС. Также в транслируемых видеороликах может быть заложена подсказка о путях эвакуации, мерах поведения в нестандартных ситуациях. Мы пилотный образец уже испытали на станции «Проспект Победы». В дальнейшем такими мониторами будут оборудованы все станции казанского метрополитена.
По словам заместителя руководителя главы метрополитена по безопасности, наряду со всеми техническими средствами очень важной способом защиты является бдительность граждан — «миллионы глаз и ушей пассажиров». В обществе должно быть сформировано особое отношение к безопасности, которую можно достичь только совместными усилиями, неравнодушием, готовностью проявить бдительность.
В каждом вагоне метро есть кнопка связи с машинистом. Пока пассажиры пользуются такой связью крайне редко: хорошо, если для этого нет и не будет повода. Однако недавние теракты в Москве показали, что невнимательность или равнодушие пассажиров к подозрительным моментам может иметь серьезные последствия.
Развитие системы безопасности в казанском метрополитене продолжается
В конце апреля в Казани состоялось выездное заседание федерального агентства по железнодорожному транспорту Министерства транспорта РФ (Росжелдор). Задачи для этого ведомства определены Указом Президента РФ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте от 31 марта 2010 года».
Совещание проходило менее чем через месяц после выхода указа Президента РФ. Однако руководители казанского МУП «Метроэлектротранс» на это совещание вышли уже с конкретными предложениями, с программой мероприятий.
Расих Шайхелисламов:
— Теракт в Москве заставил нас по-иному посмотреть на все наши достижения, и с позиции тех, кто гордится, мы перешли к критическому анализу того, что сделано и что еще предстоит сделать в плане обеспечения безопасности работы метрополитена.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: