Труднее всего на современном рынке труда найти технических и ИТ-специалистов, квалифицированных торговых представителей и менеджеров по продажам, инженеров и рабочих, руководителей высшего звена. Между тем, самыми популярными во многих вузах по-прежнему остаются экономический и юридический факультеты… Чтобы подготовить нужных рынку специалистов, многие образовательные учреждения объединяются в кластеры, будущие работодатели принимают активное участие в образовательном процессе.
Как учебные заведения республики реагируют на имеющиеся тенденции на рынке труда? Какие специалисты нужны сегодня республике? Насколько эффективно строится взаимодействие вузов и работодателей? Каким образом удовлетворить потребность рынка в грамотных специалистах? На эти и другие вопросы в ходе online-конференции «Тенденции на рынке труда: спрос и предложения» на TatCenter.ru ответили министр труда, занятости и социальной защиты РТ, рекрутеры, работодатели, а также специалисты в сфере образования.
Эксперты online-конференции:
Айрат Шафигуллин, министр труда, занятости и социальной защиты РТ | |
Николай Абруков, проректор по интеграции с экономикой Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева | |
Ольга Андрейко, начальник управления персоналом ОАО «АЛНАС» | |
Надежда Борисова, директор компании HeadHunter в Поволжье | |
Рияз Минзарипов, проректор по образовательной деятельности Казанского (Приволжского) федерального университета | |
Светлана Михеева, директор Корпоративного университета ОАО «КАМАЗ» |
ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Ксения, г. Казань:
— На какие специальности эксперты посоветуют поступать в Татарстане, чтобы после окончания обучения можно было найти достойную работу?
Айрат Шафигуллин:
— Я бы посоветовал молодому человеку на начальном этапе получить востребованную рабочую профессию. Всегда нужны и хорошо оплачиваются электрогазосварщики, автомеханики, операторы станков с программным управлением, водители автотранспорта, электромонтеры.
В преддверии Всемирной летней Универсиады 2013 года актуальны профессии сферы услуг или сервиса. Министерству подведомственны два образовательных учреждения — Международный колледж сервиса и Колледж малого бизнеса и предпринимательства, где готовят специалистов для данной сферы. Здесь обучают гостиничному сервису, организации обслуживания на предприятиях общественного питания, туризму, технологии продукции общественного питания, рекламе, садово-парковому и ландшафтному строительству, моделированию и конструированию швейных изделий. Также можно получить специальности косметолога, визажиста, коммерсанта.
Хочу отметить, что в связи с развитием экономики, мир профессий постоянно меняется — одни исчезают, а другие приобретают новые названия. Появляется много универсальных профессий. Эта тенденция будет сохраняться. Например, увеличение количества строительных проектов дает все основания предполагать, что архитекторы, машинисты строительной техники, сварщики, инженеры возглавят рейтинги профессий на ближайшее десятилетие. А также все эти специальности гарантируют трудоустройство и стабильность материального положения. Уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, руководителей среднего звена и рабочих на промышленном производстве.
Также одной из востребованных областей профессиональной деятельности остается сфера компьютерного обеспечения и информационных технологий.
Надежда Борисова:
— В настоящее время отмечается устойчивый рост на специалистов из сферы «информационные технологии», где и уровень вознаграждения выше среднего. Если у вас математический склад ума и вас интересует внутренняя кухня программирования, получайте специальность в этой отрасли. Также высокий спрос на специалистов в банковской сфере, маркетинге и в медицине.
Ольга Андрейко:
— Сейчас вузы готовят много юристов, финансистов, бухгалтеров, тогда как, к примеру, ОАО «АЛНАС» испытывает потребность в кадрах технической направленности: конструкторы, инженеры, электроники, программисты. Это выпускники таких кафедр как «Технология машиностроения», «Машины и технологии литейного производства», «Машины и оборудование», «Автоматизация технических процессов», «Электропривод и автоматика промышленных установок». При этом при трудоустройстве на «АЛНАС» выпускник сразу же поступает на инженерную должность и имеет возможность сразу работать по специальности. У каждого выпускника есть возможность карьерного роста, для этого нужно только желание и трудолюбие.
Николай Абруков:
— Надо учитывать ту политику, которая проводится государством. Сегодня, когда главная задача — это модернизация производственной сферы, вновь стало востребовано качественное техническое образование и государство поддерживает ведущие российские технические вузы, развивающие высокие технологии. На ведущие университеты возлагается большая надежда, они должны стать центрами притяжения студентов и преподавателей. По сути, это тот локомотив, который поднимет российское образование и сделает его конкурентоспособным на мировом уровне.
Кроме традиционных для КАИ специальностей для аэрокосмической отрасли, ни в одном вузе региона нет такого количества специальностей, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, сколько есть у нас. Среди новых и востребованных специальностей и направлений подготовки — «Эксплуатация наземного транспорта», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Менеджмент высоких технологий», «Машиностроительные технологии и оборудования», «Телекоммуникации», «Нанотехнология в электронике».
В этом году открылось новое направление- кораблестроение. Это сделано по заявке зеленодольского Завода им. Горького и конструкторского бюро. Думаю, все вышеперечисленные специальности и направления подготовки будут востребованы на рынке труда.
Светлана Михеева:
— Востребованными для подразделений и организаций ОАО «КАМАЗ» остаются выпускники технических специальностей: инженер — конструктор; инженер — технолог; инженер — проектировщик; мастер или инженер-организатор на производстве; логист. Кроме того, требуются высококвалифицированные рабочие автомобильного производства.
Рияз Минзарипов:
— Если говорить о Татарстане, то привлекательной специальностью для молодежи считаю информационные технологии, она перспективна не только в нашей республике, но и в России в целом. Интересны также те направления, которые связаны с инновационным развитием экономики: инновациями в Татарстане занимаются достаточно серьезно, в частности, нанотехнологиями. Казанский федеральный, реализуя Программу своего развития, одобренную Правительством РФ, в этом году, в частности, открыл новое направление бакалавриата: нанотехнологии и микросистемная техника.
В условиях промышленного роста сейчас также возрастает интерес к инженерно-техническим специальностям, налицо потребность в высококвалифицированных кадрах инженерно-технического направления, в специалистах в области нефтехимии, металлургии, в легкой и в пищевой промышленности, и потребность эта будет только возрастать. Однако это не говорит о том, что роль гуманитарных специальностей будет менее значимой. Престиж гуманитариев в определенных сферах продолжает держаться на высоком уровне. К примеру, если взять студентов, получающих высшее образование на Западе, то каждый третий учится на юриста или экономиста. Связано это, в большей степени, с широкими возможностями трудоустройства. Чем больше юридически подготовленных людей, тем выше правовая культура общества. Несмотря на бытующее мнение о переизбытке экономистов и юристов, эти профессии будут востребованными всегда, но при условии, что выпускник получил образование в достойном учебном заведении. К примеру, наш университет всегда славился сильной юридической школой.
Олег, Казань, Дербышки:
— Сейчас везде призывают поступать на рабочие специальности, но толку то? В центрах занятости хватает вакансий простых рабочих, но на них никто не идет. Почему? Да никто не хочет работать за мизерную зарплату и работодатели скорее наймут дешевую приезжую рабочую силу, чем наших работников. Поэтому мне кажется, что кроме как говорить о престижности рабочих профессий, надо и финансово это чем-то подкреплять. Вопрос такой — что намерены делать власти республики, чтобы предприятия получили рабочих, а рабочие специалисты нормальную зарплату?
Ольга Андрейко:
— Это скорее вопрос уровня квалификации рабочего. «АЛНАСУ» нужны высококвалифицированные кадры, и наше предприятие готово платить им высокую заработную плату. К примеру, на заводе есть рабочие с уровнем дохода выше 30 тысяч рублей.
Айрат Шафигуллин:
— Дефицит рабочих кадров стал проблемой для развития экономики страны, в том числе и Татарстана. И во многом — это следствие тяжелого экономического кризиса минувшего десятилетия. Банкротами оказались крупнейшие предприятия химической, машиностроительной, оборонной отрасли. Высококвалифицированные специалисты были вынуждены в массовом порядке увольняться, искать себе работу не по профилю. В годы кризиса разрушились традиционные шефские связи между предприятиями и профессиональными училищами, а вместе с ними — и материальная база училищ.
В настоящее время экономика развивается высокими темпами: в прошлое уходит ручной труд, появляются новые технологии, техника, материалы, идет глобальная компьютеризация производства. Поэтому жизненно необходимы современные рабочие-профессионалы, умеющие управлять сложнейшей машиностроительной, химической и сельскохозяйственной техникой. И здесь большую роль играет взаимосвязь между системой начального профессионального образования и предприятиями — работодателями. Многие выпускники школ стремятся сразу в вуз, считая, что с высшим образованием заработают больше. Это распространенное заблуждение: сейчас многие рабочие, особенно высококвалифицированные, получают очень высокую зарплату.
Многое делается государством для повышения престижа рабочих профессий в рамках республиканской программы популяризации. В то же время и работодатели должны привлекать молодежь на производство путем повышения заработной платы, предоставления различных льгот и социальных гарантий.
На сегодняшний день, по данным органов службы занятости, наиболее востребованы работники следующих рабочих профессий со средней заработной платой:
— слесарь (12 600 руб.);
— арматурщик (12 000 руб.);
— бетонщик (13 000 руб.);
— плотник (12 200 руб.);
— штукатур (12 000 руб.);
— монтажник (16 300 руб.);
— машинист (15 200 руб.);
— повар (8 800 руб.);
— каменщик (18 000 руб.);
— электромонтер (13 000 руб.);
— токарь (16 500 руб.);
— водитель (15 800 руб.).
Елена Шапиро, модератор online-конференции:
— Владимир Путин на прошедшем в мае съезде Союза машиностроителей отметил проект ОАО «КАМАЗ» и филиала КГТУ им. Туполева в Набережных Челнах по подготовке специально заточенных для производства кадров. В чем особенность проекта? Какова его востребованность? Есть ли у КАМАЗА подобное взаимодействие и с другими вузами?
Светлана Михеева:
— Проект называется Машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ-КГТУ, он существует с 2008 года. Причина появления проекта — дисбаланс между требованиями к кадрам, которые нужны КАМАЗу и существующим уровнем подготовки кадров. Направление, по которому ведется подготовка — «Конструкторско-технологическое обеспечение автоматизированных машиностроительных производств». Рабочие профессии в рамках проекта — токарь и фрезеровщик (по выбору студента).
В рамках проекта происходит совмещение обучения с работой на предприятии, получение рабочей квалификации, затем квалификации техника и, наконец, квалификации бакалавра техники и технологии. Студенты, обучающиеся по этой системе, получают ряд преимуществ по сравнению с обычной схемой получения образования. За период обучения они получают три квалификации (рабочий, техник, бакалавр), камазовскую стипендию, совмещают учебу с производительным трудом, готовы к самостоятельной работе уже на старших курсах, что открывает им большие карьерные возможности.
Со своей стороны ОАО «КАМАЗ» также получает преимущества в виде подготовки студентов с учетом современных требований производства, ориентированности обучения на решение производственных проблем и задач, развития у обучающихся навыков работы в межфункциональных командах, формирования у них навыков проектной деятельности и др.
Также КАМАЗ сотрудничает с Инженерно-экономической Академией г. Набережные Челны. Форма — целевая подготовка. Предприятие курирует подготовку студентов, обучающихся на последних курсах. В составе Камской государственной инженерно-экономической академии (ИНЭКА) создан Автомобильный институт с целью формирования интегрированной инновационной системы опережающей подготовки и переподготовки кадров для автомобильной отрасли. Начал работу профессионально-образовательный совет Автомобильного института, состоящий из представителей академии и КАМАЗа, призванный стать площадкой для согласования требований к системе образования между работодателем и академией.
Мира:
— Каким образом на АЛНАСе и КАМАЗе относятся к молодым кадрам? Можно ли сказать, что работать на этих предприятиях престижно, потому что это достойно оплачивается и есть определенные социальные гарантии?
Ольга Андрейко:
— На «АЛНАСе» успешно реализуется программа работы с молодыми специалистами. Суть ее заключается в том, что молодых специалистов принимают на предприятие сразу на инженерные должности сроком на год, который определяется как срок стажировки, в течение которого молодые специалисты осваивают азы профессии под руководством высококвалифицированных специалистов. В течение срока стажировки, по результатам работы, бывших «учеников» переводят официально в штат на имеющиеся вакансии.
Для молодых специалистов на заводе есть и социальные гарантии — в ОАО «АЛНАС» запускается программа «Корпоративное жилье для молодых специалистов», где на условиях социального найма мы будем предоставлять квартиры в 2-х новых домах в микрорайоне «АЛСУ» для наших работников.
2 августа президент РТ Рустам Минниханов и Сопредседатель Фонда развития трубной промышленности РФ Андрей Комаров приняли участие в торжественной закладке символического камня в основание двух домов для работников предприятия. Возведенное жилье будет предоставляться на условиях социального найма, квартиры будут оборудованы всем необходимым для жизни. Завершить строительство планируется летом 2012 года.
Сегодня АЛНАС, как и любое производственное предприятие, испытывает острую нужду в квалифицированных рабочих кадрах. Основная проблема даже не в том, чтобы подготовить специалиста — завод много лет сотрудничает с Альметьевским государственным нефтяным институтом (АГНИ) и Альметьевским профессиональным колледжем № 65, а в том, что сразу по окончании выпускники в основном уходят в армию, откуда на рабочие места практически никто из них потом не возвращается.
Для завода АГНИ готовит специалистов по специальностям «Технология машиностроения», «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов», «Экономика и управление на предприятиях нефтяной и газовой промышленности». Практически с первого курса студенты этих специальностей проходят сначала ознакомительную, а потом производственную и рабочую практики на заводе, а на последнем курсе занимаются дипломными проектами под руководством специалистов АЛНАСа. ОАО «АЛНАС» предоставляет возможность проходить учебную и производственную практики на заводе именно по рабочим профессиям. Только в 2011 году на АЛНАСе практиковался 41 студент из АГНИ и КГТУ им. Туполева.
Светлана Михеева:
— В ОАО «КАМАЗ» большое внимание уделяется молодым работникам. КАМАЗ предоставляет для молодежи широкие возможности, обеспечивает молодым специалистам социальную защищенность, что немаловажно для специалистов в начале профессионального пути.
Равиль Фаизов, г. Казань:
— Мой вопрос адресован министру. Айрат Радинович, каков на сегодняшний день уровень безработицы в республике? Как изменилась ситуация на рынке труда за последние пять лет? Какой процент из общего числа безработных занимают выпускники вузов? Представители каких специальностей испытывают наибольшие проблемы с трудоустройством?
Айрат Шафигуллин:
— Татарстан как интегрированная в международную хозяйственную систему республика, а также крупный экспортер, находится в неотъемлемой зависимости от мировых экономических процессов. Стабильность в мировой экономике и в стране позволили начиная с конца 2006 года и до конца 2008 года снизить безработицу с 1.31% до 1.00%. В этот период ситуация на рынке труда характеризовалась несоответствием спроса и предложения. Более 65% безработных составляли женщины, которые не смогли адаптироваться к рыночной экономике.
Мировой экономический кризис внес значительные изменения в ситуацию на рынке труда: снизились объемы производства, образовалась большая задолженность у работодателей, резко снизилась их платежеспособность. Все это привело к сокращению численности работников, введению режимов неполной занятости. Пик безработицы пришёлся на апрель-май 2010 года, в результате чего в республике появилось 68 064 безработных (3,46%).
Основной характеристикой состояния экономики Татарстана стал переход с 2010 года к восстановительному росту. Принимаемые правительством республики меры позволили сохранить основные показатели качества жизни населения, способствовали снижению социальной напряженности, стабилизации ситуации на рынке труда, привели к сравнительно быстрому восстановлению промышленного производства, оживлению в строительстве, обеспечили стабильную работу сельского хозяйства.
На 24 августа 2011 года численность безработных составляет 29 125 человек. Уровень безработицы — 1.44%. Из общего числа безработных граждан выпускники высших профессиональных образований составляют 0.4%.
На начало августа 2011 года имелось 41,7 тысяч свободных рабочих мест. Рабочие кадры на рынке труда пользуются устойчивым спросом. Удельный вес вакансий по рабочим профессиям составил почти 80% или 28,7 тыс. мест. При этом испытывают трудности в трудоустройстве продавцы непродовольственных товаров, водители категории «В», операторы, бухгалтера.
Савельева А.В.:
— В конференции заявлены вузы, которые сотрудничают с предприятиями. Каким образом строится их работа? Как работодатели участвуют в образовательном процессе? Читают лекции, составляют учебный план, предлагают углубленное изучение тех или иных дисциплин? Как?
Николай Абруков:
— Формируя образовательные программы и темы научных исследований, мы учитываем характер нашего взаимодействия с профильными предприятиями, и прежде всего с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «КАМАЗ». Это касается организации целевой подготовки специалистов, ориентированных на работу с технологиями завтрашнего дня под решение конкретных задач производства.
Содержание образовательных программ адаптируется под задачи, поставленные конкретным заказчиком, а формы сотрудничества включают активное привлечение работодателя к учебному процессу (практические и лабораторные занятия, мастер-классы, чтение лекций
Рияз Минзарипов:
— В данный момент в системе высшего образования наметился курс на усиление связей вуза с предприятиями, для которых они готовят кадры. Действительно, теоретической подготовкой ограничиваться нельзя, нужно, чтобы вуз готовил студентов для конкретного производства. В этом и заключается инновационный подход в работе любого вуза.
В нашем университете мы тесно сотрудничаем с такими крупными компаниями и предприятиями, как, Нижнекамскнефтехим, Нижнекамскшина, Татхимфармпрепараты, Сбербанк создаем совместные лаборатории, кафедры. Подобное сотрудничество дает хорошие результаты: со стороны данных предприятий мы получаем «обратную связь»: их специалисты принимают участие в учебном процессе, дают ценные рекомендации в ходе составления учебных планов. В свою очередь, у студентов есть возможность выезжать на практику непосредственно на предприятие, получать там практические знания. Что касается гуманитариев, то, например, на факультет журналистики и социологии КФУ мы приглашаем руководителей и сотрудников ведущих СМИ РТ к преподаванию курсов, ведению мастер-классов. Это хорошая практика, повышающая качество знаний наших ребят и их конкурентоспособность.
Светлана Михеева:
— В ОАО «КАМАЗ» разработана типовая модель взаимодействия с вузами, которая предполагает: совершенствование содержания обучения (разработка модели выпускника, выработка рекомендаций по содержанию учебных планов и программ, включение в них направлений обучения, значимых для предприятия), повышение квалификации преподавателей (участие в открытых корпоративных программах профессионального общения, проведение специального обучения для преподавателей, участие в проектах по совершенствованию производственной системы КАМАЗа), развитие практико-ориентированного и проблемно-ориентированного обучения (мастер-классы от экспертов предприятия, практика, стажировка студентов, участие в проектах по совершенствованию производственной системы КАМАЗа).
Реализация данной модели позволит сократить разрыв в уровнях подготовки специалиста и требований, предъявляемых к нему предприятием.
Ольга Андрейко:
— В варианте АЛНАСа работодатель, как уже упоминалось, предлагает прохождение преддипломной практики на самом предприятии под руководством опытных специалистов, курирует подготовку диплома, существуют и заводские стипендиаты по особо востребованным профессиям.
Понимая сложности с набором рабочих кадров, таких как фрезеровщики и токари, мы стараемся обучать специалистов на своем предприятии. К примеру, в 2011 году силами завода были обучены 123 ученика. Также есть практика переобучения за счет завода в специальных учебных центрах. Сейчас в учебном центре «Нефтеавтоматика» (г.Лениногорск) проходят обучение машинисты крана. Есть сложность и с «узкими» специалистами (нам требуется инженер по железной дороге, электронщики, программисты и наладчики автоматических комплексов).
Влад, Высокая Гора:
— О том, что вузам и предприятиям надо совместно готовить специалистов говорят уже несколько лет. Изменились ли хоть каким-то образом предпочтения абитуриентов за эти годы? Мне кажется, что они по-прежнему поступают на экономфак и юрфак.
Айрат Шафигуллин:
— Действительно, одной из серьезных проблем является несбалансированность профессионально-квалификационной структуры выпуска специалистов в учреждениях профессионального образования с потребностями рынка труда. Татарстан испытывает нехватку прежде всего рабочих и инженерно-технических кадров в реальном секторе экономики. Этот дефицит является серьезным фактором риска при переводе республики на новые, инновационные принципы деятельности.
Планы приема в высшие учебные заведения соответствуют запросам населения, но неадекватны требованиям экономики. Свыше 50% студентов государственных и 97% — негосударственных вузов осваивают гуманитарные, социальные науки, специальности в сферах экономики и управления. Их перепроизводство достигло критических значений.
Статистические данные показывают, что в последние годы повысился конкурс в технические вузы. К примеру, в учебные заведения производства — с 3,1человек на место в 2008 году до 9,1человек в 2009 году; в строительные вузы- с 3,4 человек до 13,4 человек.
Рияз Минзарипов:
— Нет, не совсем так. В последнее время предпочтения абитуриентов меняются, очевиден рост желающих изучать геологию, биологию, физику, информатику. Посему нельзя сказать, что все поступают на экономфак и юрфак, хотя набор на эти специальности продолжает оставаться высоким. Когда наш президент Дмитрий Медведев говорит, что у нас переизбыток экономистов и юристов, то он, безусловно, имеет в виду выпускников коммерческих или непрофильных вузов, имеющих сложности с трудоустройством. По статистике, из двух тысяч коммерческих вузов только около двухсот имеют государственную аккредитацию и готовят действительно квалифицированных специалистов.
А. Р.:
— Каковы слагаемые успешной деловой карьеры выпускников? Что важнее на сегодняшний день узкая специализация или фундаментальные знания?
Ольга Андрейко:
— Не стоит противопоставлять эти два понятия. Фундаментальные знания потому так и называются, что без них невозможна никакая узкая специализации. Другое дело, что уровень подготовки сегодня, предлагаемый некоторыми вузами, зачастую не удовлетворяет потребности работодателей. У нас на предприятии все зависит от способностей и желания самого выпускника. Так, только в этом году было принято 13 молодых специалистов, а с 2008 года — более 50 юных парней и девушек пришли работать на «АЛНАС», 10% из которых уже выросли по карьерной лестнице.
Айрат Шафигуллин:
— На мой взгляд, необходимы отличные фундаментальные знания, нацеленность на непрерывное образование, повышение квалификации, изучение современных инновационных технологий, участие в грантовых программах, исследовательской деятельности. Ну и, конечно, не надо бояться трудностей — начинать с малого, даже с не очень большой заработной платы.
Николай Абруков:
— На мой взгляд, основная слагаемая успешной деловой карьеры выпускника вуза — это прежде всего его активная жизненная позиция. Начиная с самого раннего возраста, учебы в школе, в вузе, наставления родителей дома, учителей в школе, профессорско-преподавательского состава в вузе и среды обитания в этот период, правильно поставленные цели и задачи всеми вышеуказанными наставниками преумноженные на активную жизненную позицию и соответствующую материальную составляющую дадут требуемый результат в карьере. Выбор выпускником узкой специализации в профессии или ориентира на фундаментальные знания, на мой взгляд, зависит от его предрасположенностей, различных психоэмоциональных факторов, способностей
Рияз Минзарипов:
— Все взаимосвязано, однако приоритет имеет тот, кто имеет фундаментальные знания. Выпускник, имеющий фундаментальную подготовку, представляет большую ценность, нежели специалист узкого профиля, так как пройти переподготовку ему никогда не составит труда.
Марат, г. Бугульма:
— Сейчас говорят про то, что выпускников вузов уже много, а простых рабочих не хватает. Действительно ли республике нужны простые рабочие со средним образованием?
Айрат Шафигуллин:
— Да, действительно, рабочие кадры на рынке труда пользуются устойчивым спросом. На начало августа 2011 года число свободных рабочих мест составило 41,7 тысяч. Удельный вес вакансий по рабочим профессиям составил почти 80% или 28,7 тыс. мест.
Для разработки прогнозных оценок приоритетных профессий органы службы занятости ежегодно проводят мониторинг среди работодателей. Он показывает перспективную потребность в подготовке кадров с начальным, средним и высшим профессиональным образованием. По данным исследований, в настоящее время и на перспективу потребность в квалифицированных рабочих кадрах с начальным и средним профессиональным образованием в республике составляет свыше 75%.
Имеется дефицит рабочих в отраслях машиностроения, металлообработки строительства, городского хозяйства и транспорта, агропромышленного комплекса, сферы обслуживания. Здесь востребованы слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных работ, электрогазосварщик, токарь, фрезеровщик, водитель автотранспорта, столяр-плотник, каменщик, машинист экскаватора, повар, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и другие.
Надежда Борисова:
— Да, действительно, потребность в специалистах рабочих специальностей достаточно высока. А вот заработные платы, к сожалению, работодатели предлагают не слишком высокие.
Светлана Михеева:
— Особо остро для страны, республики и города стоит проблема обеспечения квалифицированными инженерно-техническими и рабочими кадрами. Кроме того, требуются высококвалифицированные рабочие автомобильного производства.
В связи с тем, что современный рынок труда перенасыщен выпускниками высших учебных заведений гуманитарных специальностей, ОАО «КАМАЗ», так же как и многие предприятия республики, испытывает острую потребность в рабочих кадрах. Особо востребованными остаются рабочие высокой квалификации и выпускники с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. Для кандидатов на трудоустройство, со средним образованием, не имеющих профессии, в подразделениях и организациях ОАО «КАМАЗ» организуется соответствующее обучение.
Ольга Андрейко:
— По большому счету, Республике нужны квалифицированные рабочие кадры, в том числе и со средним специальным образованием. Сейчас остро стоит вопрос восстановления некогда отлично зарекомендовавшей себя системы среднеспециального профессионального образования. И необходимо поддерживать лицеи и училища, которые готовят специалистов рабочих специальностей. Необходимо поднимать престиж рабочих профессий, поскольку современная экономика строится не на амбициях менеджеров разного звена, а, в первую очередь, на труде рабочих самых разных профессий. Поэтому АЛНАС ежегодно не только заключает договоры на подготовку рабочих кадров с Альметьевским профессиональным колледжем, но и организует в течение всего периода обучения производственные практики учащимся с закреплением квалифицированных наставников.
Сухоруков С.В.:
— Региональный рынок труда, как и российский сейчас находится в процессе становления и развития. Большинство компаний испытывают острую нехватку грамотных управленцев и профессиональных специалистов. С одной стороны — экономике страны нужны «кулибины», а с другой стороны — карьерные амбиции молодых и желание жить достойной жизнью побуждает молодежь уезжать за пределы страны. Что ждать в ближайшем будущем? Кто будет работать на отечественных предприятиях? Как грамотно выстроить взаимоотношения государство-вуз-предприятие, чтобы уменьшить дисбаланс между потребностями рынка и кадрами, которые на этом рынке существуют? Что думают эксперты по этому поводу?
Светлана Михеева:
— В-целом можно отметить следующие общие проблемы обеспечения квалифицированными инженерно-техническими и рабочими кадрами, которые невозможно решить силами самого предприятия:
- Низкий престиж рабочих профессий и технических специальностей в обществе;
- Слабая подготовка по физике в школе и как следствие — депопуляризация предмета и низкое количество выпускников школ, выбирающих физику для сдачи ЕГЭ;
- Диспропорция студентов вузов и учащихся НПО-СПО;
- Несоответствие между спросом и предложением персонала с высокой квалификацией (предложение отстает от спроса);
- Несоответствие уровня компетенций выпускников (и преподавателей!) требованиям современного производства.
Айрат Шафигуллин:
— В настоящее время республиканская система профессионального образования строится на основе кластерной модели. В рамках Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010−2015 годы в республике создается 14 научно-образовательных кластеров для различных сфер экономики, представляющих собой консолидацию учреждений всех уровней профессионального образования во главе с ведущим вузом. Ведущий вуз обеспечивает формирование и стратегическое руководство деятельности образовательного кластера.
Цель создания кластерной системы — повышение качества обучения, налаживание «горизонтальных связей» между образовательными учреждениями всех уровней, совместное использование материально-технической базы, привлечение профессорско-преподавательского состава вузов к работе на уровнях начального и среднего профессионального образования. Она открывает для молодежи возможность получить образование трех уровней. На первом этапе — рабочую профессию (уровень НПО), затем, при необходимости, специальность среднего и высшего профессионального образования.
Подготовка специалистов в образовательном кластере будет осуществляться в соответствии с государственным заказом, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основе прогноза кадровых потребностей, формируемых отраслевыми министерствами и ведомствами. Указанные реформы позволят уменьшить существующий дисбаланс между рынком труда и рынком образовательных услуг.
Ольга Андрейко:
— Что касается «достойной жизни», то заграница здесь не предлагает готовых рецептов. Там тоже востребованы только квалифицированные кадры, то есть — те же «кулибины». Разнорабочие там не нужны, своих хватает.
Если же говорить об АЛНАСе, то современное оборудование, сложные технологические процессы предъявляют высокие требования и к специалистам с высшим образованием. В рамках образовательного кластера по вопросам подготовки квалифицированных инженеров, конструкторов, технологов мы плотно работаем с высшими учебными заведениями республики: Альметьевским государственным нефтяным институтом, Казанским государственным техническим университетом им. Туполева и др. В настоящее время по специальностям машиностроительного профиля в этих вузах в рамках целевой контрактной подготовки на разных курсах обучается 14 студентов. В этом году мы также провели отбор среди выпускников 11 классов, сформирована заявка в Министерство промышленности и торговли РТ и для поступления в высшие учебные заведения (АГНИ, КГТУ им. Туполева, Казанский государственный энергетический университет, Казанский государственный финансово-экономический институт) направлено 9 абитуриентов.
Тимур В.:
— В республике начинают работать инновационные производства и очевидно, что нанимать специалистов на эти предприятия будут не из числа татарстанцев, поскольку у нас еще нет специалистов, которые могли бы чему-то научить в этой сфере. В некоторых вузах, конечно, появляются специальности по тем же нанотехнологиям, но насколько грамотных специалистов в данной области они будут готовить непонятно. Что намерено делать правительство республики для обеспечения таких предприятий местными кадрами?
Айрат Шафигуллин:
— В республике на базе КГУ им. Ульянова-Ленина создан Поволжский государственный университет, два вуза — КГТУ (КХТИ) и КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ) получили статус исследовательских университетов. Это позволит шире развивать научно-исследовательскую деятельность студентов, внедрять в обучение инновационные технологии, развивать материально-техническую базу вузов.
Ежегодно с учетом инновационного развития экономики республики и потребностей рынка труда высшие учебные заведения открывают новые современные специальности. Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ проводит работу по рассмотрению заявок на открытие новых специальностей, их экспертизу.
Николай Абруков:
— В этом году в КНИТУ-КАИ создан Научно-образовательный центр нанотехнологий и наноматериалов. Создание наноцентра является продолжением развития исследовательской инфраструктуры университета. НИИ НТМ объединил ведущие лаборатории вуза. Результаты комплексных исследований активно используются при разработке наномодифицированных материалов с использованием углеродных нанотрубок для авиа- и машиностроения.
Для развития данного направления приглашен ученый с мировым именем — член Европейской академии наук, президент израильской ассоциации изобретателей, зав. кафедрой «Unesco» — «Green Chemistry», профессор Олег Фиговский.
В декабре этого года планируется проведение международной конференции с участием ведущих ученых в области экологической безопасности нанотехнологий из США, Израиля, Германии, Японии и других стран. Надеюсь, что эти организационные мероприятия позволят соответствовать мировому уровню подготовки специалистов в области нанотехнологий для нужд республиканских предприятий.
Алина М., г. Казань:
— Думаю, что не ошибусь, если скажу, что огромное количество молодежи сегодня хочет все и сразу. Многие из них хотят иметь высокую зарплату, при этом не обладая квалификацией. Меня удивляют их повышенные зарплатные ожидания. С чем они связаны? И как часто с такой проблемой сталкиваются работодатели и кадровые агентства при поиске молодых кадров?
Надежда Борисова:
— Высокие запросы молодых людей обусловлены особенностями современной жизни. Многие стараются быть финансово независимыми от родителей, самостоятельно обеспечивать свое существование, снимают квартиры, покупают технику и автомобили. Современные затраты молодежи достаточно высоки, поэтому у них и возникает «здоровое» желание получать хорошие заработные платы.
Нужно учитывать, что сегодня в Казани много молодых людей из других городов республики. Для того чтобы им устроить в столице свою жизнь, как минимум, нужно снять квартиру, а также покупать продукты и одежду. Так и набегает хорошая сумма.
Однако, стоит отметить, что ради большой зарплаты молодые соискатели согласны и выполнять гораздо больше работы, задерживаться на работе, когда это нужно, выходить в выходные дни, а также выполнять разную «черновую» работу. А на это многие квалифицированные и опытные сотрудники не всегда согласны.
По нашей статистике, в среднем, зарплатные ожидания молодежи превышают предложения работодателей лишь на 2 500 рублей. Сегодня средний размер предлагаемой работодателями заработной платы молодым участникам рынка труда без опыта работы составляет 16 525 рублей.
Ольга Андрейко:
— Завышенная самооценка претендентов, которые считают, что диплом вуза — вполне достаточная причина для работодателей, чтобы уровень зарплаты претендента был соответствующий, многими работодателями не приветствуется. Прежде всего, надо думать о повышении своей квалификации. Достойная заработная плата придет вместе с опытом и квалификацией.
Житель г. Альметьевск:
— Как министр труда республики видит развитие рынка занятости в Татарстане? Какие специалисты понадобятся в ближайшее время, а спрос на какие снизится? Интересуют долгосрочные перспективы рынка труда. Спасибо
Айрат Шафигуллин:
— Структурная перестройка экономики привели к устойчивому росту и развитию производства. Модернизация производства, переход к новым технологиям ведет к возрастанию требований работодателей к качеству рабочей силы. Но система образования пока не отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос на квалифицированных рабочих не может быть полностью удовлетворен. На текущую дату численность безработных составляет более 29 тыс. человек, количество вакансий — более 35 тысяч. Такой дисбаланс возникает вследствие того, что 80% из них — рабочие профессии.
Если говорить о наиболее значимых для республики инновационных проектах, вводимые в эксплуатацию в 2011—2012 годы и до 2020 года, то они приходятся на Камскую экономическую зону (КЭР). Ведущую роль в данном проекте должна сыграть особая экономическая зона «Алабуга». На производствах 9 первых резидентов планируется создание 4 тыс. рабочих мест. Также будут развиваться автомобильный и нефтехимический кластеры, промышленность строительных материалов. Сегодня кадры для предприятий и отраслей строительства, энергетики, сельского хозяйства района готовят около 20 учреждений профобразования. Предполагается создание вуза и бизнес-школы, соответствующих мировому уровню.
Наше министерство ежегодно обобщает потребность в подготовку кадров с начальным, средним и высшим профессиональным образованием на 2011−2013 годы. В ближайшие годы будут востребованы по рабочим профессиям — слесари, электрогазосварщики, каменщики, токари, фрезеровщики, воспитатели, мед. сестры, фельдшеры; по специальностям ИТР — инженеры-технологи, инженеры-программисты, инженеры-строители, агрономы, фармацевты, врачи-терапевты.
Лейсан:
— В какой программе надо участвовать, чтобы пройти стажировку за границей? На эту же тему вопрос предприятиям: отправляете ли вы своих сотрудников на стажировку за границу?
Ольга Андрейко:
— К примеру, в республике действует президентская программа подготовки управленческих кадров. В рамках программы существует стажировка заграницей.
Альберт Сафиуллин:
— Искал работу по специальности еще будучи студентом. Это было трудно — мало кому нужны студенты, совмещающие работу с учебой, да и вуз не приветствовал это совмещение. А после окончания учебы найти работу в стабильной компании с нормальной зарплатой, не имея опыта просто невозможно. Конечно, создание кластерной системы — хороший выход из такой ситуации, но ведь далеко не все вузы взаимодействуют с работодателями. Что делать остальным?
Надежда Борисова:
— Да, сегодня студентам, обучающимся на очной форме обучения достаточно сложно найти работу. Часто приходится выбирать между учебой или работой. Однако, проблемы с поиском работы испытывают не только студенты. Я бы сказала, что это вопрос настойчивости и жизненной позиции. Дорогу освоит идущий. Вакансий на рынке труда сегодня достаточно много, есть из чего выбрать. Можно начать с непрофильной позиции и постепенно перейти на ту, которой вы обучались.
Однако я не соглашусь с вами, что после окончания вуза найти работу в стабильной компании с нормальной заработной платой это нереально. Это возможно. Есть много примеров, когда молодые люди устраивались на работу с одной заработной платой, которая по окончанию испытательного срока поднималась. Мы отмечаем рост заработной платы у многих молодых специалистов за первый год работы по мере получения опыта.
Есть ряд федеральных и мировых компаний, которые заинтересованы именно в молодых кадрах. Они готовы взять на работу сотрудников без опыта работы и вложить средства в его обучение. Желаю вам настойчивости на рынке труда и оптимизма, и, конечно же, высоких карьерных перспектив!
Айрат Шафигуллин:
— Хочу подчеркнуть, что центры занятости населения проводят целенаправленную работу по трудоустройству молодежи, в том числе и выпускников. Так, в текущем году рамках реализации Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, организуется стажировка выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в целях приобретения ими опыта работы. Для этого выпускникам надо зарегистрироваться в центре занятости населения. С выпускником, направленным для прохождения стажировки, работодатель заключает срочный трудовой договор. На рабочем месте за ним обязательно закрепляется наставник. Я считаю, что все это способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда, приобретению ими профессиональных знаний, практических навыков и опыта по полученной профессии.
Николай Абруков:
— Ответ содержится в самом вопросе. Остальным срочно, прямо сегодня искать все возможные формы интеграции с предприятиями реального сектора экономики. Положительный опыт этой интеграции есть в ведущих вузах России и наглядным примером является КНИТУ-КАИ. Мы с удовольствием поделимся этим опытом с целью решения непростой задачи активизации инновационного предпринимательства, технологической модернизации страны и нового качества подготовки специалистов, востребованных предприятиями — лидерами модернизации.
Ольга Андрейко:
— «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Возможно, попробовать себя в иной ипостаси, пройти курсы, специализацию, постараться стать интересным работодателю. Приветствуются различные степени, бакалавриат МВА, например, языковые и компьютерные курсы, смежные профессии. Чем богаче, а вместе с тем и реальнее будет резюме соискателя, тем больше у него шансов получить вожделенную работу. Сегодня работодатель готов оплачивать — и хорошо! — только по-настоящему квалифицированных работников, необходимых предприятию.
Сергей Г.:
— Ассоциация выпускников Президентской программы прислала на днях анкету. Формируется резерв управленческих кадров РТ. У меня в связи с этим вопрос к экспертам. Имеют ли преимущества при приеме на работу специалисты, которые помимо диплома о высшем образовании имеют различные дополнительные сертификаты/дипломы, например Президентской программы, МВА, ЛИНК… Какие преимущества имеют специалисты, имеющие зарубежное образование?
Надежда Борисова:
— Безусловно, сегодня интерес к соискателям с образованием MBA растет. Но нельзя сказать, что они имеют явные преимущества и привилегии при устройстве на роботу. В большей степени при принятии сотрудника работодатели смотрят на опыт работы кандидата, на его профессиональные качества и черты характера. Для меня важно, чтобы знания, полученные на программе MBA, не оставались лишь набором теоретических понятий, а получили прикладное применение.
TatCenter.ru выражает благодарность всем участникам online-конференции!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: