В России запустили реформу по обязательной маркировке товаров. В прошлом году маркировке подлежало 10 товарных групп, в 2020 году уже с 1 марта будет запрещен оборот немаркированной обуви, с 1 июля ― сигарет.
К 2024 году маркировка должна охватить все: от сигарет и лекарств до одежды и детского питания. Глобальная цель маркировки ― прозрачность экономики, прослеживаемость товарооборота, борьба с контрафактом и неуплатой налогов.
Именно маркировка товаров больше всего повлияет на трансформацию российского ритейла в ближайшие годы.
На вопросы читателей ответили эксперты в ходе онлайн-конференции «Маркировка товаров и конкуренция за потребителей. Как сохранить бизнес?», которая состоялась на портале TatCenter 12 февраля 2020 года.
Эксперты конференции
Ирина Ахметшина
Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РТ
Венера Камалова
И.о. Уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей
Сергей Карпухин
Заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ, руководитель Центра содействия самозанятым ТПП РТ
Михаил Лавров
Начальник отдела таможенного контроля после выпуска товаров Татарстанской таможни, майор таможенной службы
Алмаз Хусаинов
Заместитель министра промышленности и торговли РТ
Трансляция конференции
— Оценены ли уже совокупные затраты бизнеса на маркировку товаров в 2020 году?
— Есть оценки совокупных затрат по сфере производства молочной продукции. По оценкам Национального союза производителей молока «Союзмолоко», общие необходимые капитальные затраты производителей на переоборудование производства для обеспечения маркировки составят около 25 млрд рублей. Ежегодные затраты на закупку кодов Data Matrix составят около 20 млрд рублей без учета НДС (стоимость 1 кода = 50 копеек без НДС). Таким образом, общие затраты в первый год составят 45 млрд рублей при общей чистой прибыли производителей молочной продукции (за 2018 год) 35 млрд рублей.
Молочноперерабатывающий бизнес с высокой вероятностью столкнется с повышением расходов на внедрение маркировки и обслуживание этой системы. На каждую линию необходимо поставить свой маркиратор, каждый из которых стоит, по оценкам предпринимателей, от 3 до 8 млн рублей. При этом мы понимаем, что у большинства предприятий не одна производственная линия, соответственно, чем больше линий, тем выше затраты.
Эксперты от предпринимательского сообщества оценили также управленческие и логистические затраты – они могут составить около 6,5 млн рублей. Это включает в себя приобретение сервера кодов маркировки, терминалов сбора данных, паллетных принтеров, затраты по интеграции компонентов системы, включая интеграцию с системой «Меркурий».
Предпринимателей беспокоит и вынужденная мера покупать запасное оборудование, т.к. в случае выхода из строя текущего, процесс изготовления скоропортящейся молочной продукции невозможно остановить. Стоит добавить к затратам еще полный редизайн упаковки, покупку штрих-кодов. Еще одна статья потенциальных затрат — расширение складских площадей и численности штата. Внедрение маркировочного оборудования неизбежно ставит необходимость нанимать новых людей. Ежегодные затраты на поддержание и сопровождение системы обязательной маркировки производители оценивают в сумму около 30 млн рублей. В целом комбинаты указывают на рост себестоимости продукции от 10% до 29%.
Кроме значительного повышения расходов, бизнес указывает и на технологические сложности с внедрением маркировки. Например, при внедрении маркировки снижается производительность производственных линий вплоть до 2-кратного снижения – один из производителей указал на сокращение скорости выпуска с 140 пачек продукции в минуту до 70 пачек. Нанесение цифрового кода значительно снижает скорость печати упаковки. Кроме того, лишь для одного из 10 видов упаковки сейчас найдено технологическое решение по нанесению кода. На конкретном примере одно из молочноперерабатывающих предприятий рассказало нам о том, что на их производстве маркировку технически возможно внедрить лишь на 3 из 7 существующих линий. С аналогичной проблемой столкнулись и другие предприятия, а это значит, что линии, на которые невозможно поставить маркировку, нужно доукомплектовывать – это дополнительные инвестиции.
— Чем введение обязательной маркировки грозит малому бизнесу?
— В первую очередь, введение маркировки будет способствовать вытеснению некачественной продукции, защитит от недобросовестной конкуренции.
Введение маркировки продукции, конечно же, принесет дополнительные затраты среднему и мелкому бизнесу, связанные с переоснащением производственных линий, приобретением оборудования для маркировки, программного обеспечения, приобретением самих цифровых кодов, обучением персонала работе в системе. Но это и дополнительный стимул для автоматизации бизнес-процессов производителей и продавцов товаров.
Программное обеспечение системы маркировки «встроено» в одно из самых распространенных в нашей стране систем – «1С». Для многих производителей товаров народного потребления внедрение маркировки послужило толчком для автоматизации складирования, инвентаризации и т.д.. Т.е. несмотря на первоначальные затраты, все это привело к сокращению некоторых издержек.
— Сделать маркировку обязательной для всех видов товаров планируется к 2024 году. Какие виды товаров обязательны к маркировке с 2020 года? Для производителей каких групп товаров маркировка будет сопряжена со сложностями и почему?
— С 1 июня 2020 года обязательной маркировке подлежит вся готовая молочная продукция. С 1 июля 2020 года маркировка станет обязательной для всех лекарств. О сложностях с маркировкой нам заявили производители молочной продукции. В Совете по предпринимательству при президенте РТ образована соответствующая проектная группа, задача предпринимателей, экспертов и органов власти – создать комфортные условия для перехода на маркировку. Предприниматели заявили нам, что отрасль пока не готова к новшеству: нет ни четких механизмов внедрения маркировки на производствах, ни понимания, как это будет интегрироваться с торговыми сетями, оформляться при поставке и т.д. Бизнес указывает на множество технических сложностей с маркировкой, начиная от двукратного падения производительности линий, заканчивая полной технической невозможностью внедрения маркировки на некоторых видах линий.
Если крупные игроки рынка смогут справиться с растущими издержками и найти решения технологических проблем, то для небольших локальных производителей маркировка может означать конец бизнеса – в этом сегменте выше закредитованность компаний, а невысокие объемы производства не позволяют быстро «отбить» новые затраты. Многие из малых производителей еще не оправились от последствий введения «Меркурия». И вопрос обслуживания системы маркировки перед ними тоже стоит гораздо острее – в некоторых деревнях, например, элементарно негде найти айтишника. Даже если производители смогут купить оборудование, то будет некому его обслуживать.
В случае с молочной продукцией стоит еще один сложный вопрос о целесообразности применения маркировки в целом. И это то, о чем сегодня бизнес в сфере «молочки» волнуется в первую очередь. Маркировка как средство защиты потребителей от контрафакта в молочной продукции — мера явно избыточная. Сейчас с этим прекрасно справляется введенный год назад «Меркурий», позволяющий отследить путь молочной продукции от производства сырья до прилавка. Вся информация о продукции, которую должна содержать маркировка, и так уже содержится в системе «Меркурий» и наносится на упаковку продукции согласно требованиям техрегламентов Таможенного Союза. Более того, есть официальные данные о том, что доля контрафактной продукции (произведенной с нарушением прав на интеллектуальную собственность, в том числе торговую марку) на молочном рынке составляет 0,01%. Учитывая этот крайне небольшой объем, предприниматели делают вывод о том, что эффект от системы несопоставим с масштабом затрат и усилий на ее внедрение.
На ближайшем заседании Совета по предпринимательству с участием президента Республики Татарстан мы будем выносить вопрос целесообразности внедрения системы маркировки и предлагать исключить молочную продукцию из перечня продуктов для маркировки. Это консолидированная позиция предпринимателей, с которыми мы провели работу в Совете, и их мнение мы донесем до руководства республики и федеральных органов власти.
— Введение маркировки определенного вида товаров осуществляется поэтапно. После проведения эксперимента и принятия решения о введении обязательной маркировки устанавливается дата, начиная с которой запрещено производство немаркированных товаров и дата, начиная с которой запрещается реализация немаркированной продукции. То есть, предпринимателям дается время для реализации немаркированных остатков.
В 2020 году запрещается реализация следующей немаркированной продукции:
- обуви – с 1 марта;
- лекарств – с 1 июля;
- табачной продукции – с 1 июля;
- духов и туалетных вод – с 1 октября;
- фотокамер и фотовспышек – с 1 декабря.
— Что подразумевает механизм маркировки товаров и как он изменит рынок ритейла?
— Базовые принципы в модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации предусматривают следующее:
- идентификацию каждой единицы товара — присвоение товарам уникальных кодов;
- создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла товара;
- создание Единого каталога товаров.
Маркировка поможет защитить покупателей от контрафактной продукции, будет способствовать уходу с рынка нелегальных торговцев, улучшит возможности для развития честного бизнеса, что позволит «обелить» рынок ритейла.
— Принимаются ли во внимание результаты экспериментов по введению обязательной маркировки конкретной продукции при введении ее обязательной маркировки?
— Эксперименты по маркировке товаров вводятся для изучения всех возможных эффектов и выявления сложностей для производителей, ритейла и потребителей. Результаты эксперимента, безусловно, учитываются при доработке системы при введении обязательной маркировки.
— Почему и в какие сроки продавцы маркированных товаров должны отказаться от ЕНВД?
— В соответствии подпунктами 6 и 7 пункта 2 ст.346.26 НК РФ ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
С нового года вступили в силу поправки в налоговый кодекс, которые внес Федеральный закон от 29.09.2019г.№325-ФЗ. Теперь, согласно ст.346.27 НК РФ, реализация лекарственных препаратов, обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками для целей ЕНВД не относится к розничной торговле.
Торговцы меховыми изделиями не могут применять ЕНВД, начиная с 01 января 2020 года.
Пунктом 6 постановления правительства РФ от 05.07.2019 N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров" установлено, что на территории РФ ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 марта 2020 года. Поэтому, продавцы обувных товаров не вправе применять ЕНВД с 1 марта 2020 года (подтверждается письмами минфина РФ от 28.11.2019 N 03-11-09/92662 и ФНС России от 09.12.2019 N СД-4-3/25144).
В отношении продавцов лекарственных средств Федеральным законом от 27.12.2019 N 462-ФЗ внесены изменения в часть 7.1 статьи 67 Федерального закона N 61-ФЗ, согласно которым лекарственные препараты для медицинского применения, предназначенные для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, произведенные до 31 декабря 2019 года, а также иные лекарственные препараты для медицинского применения, произведенные до 1 июля 2020 года, подлежат хранению, перевозке, отпуску, реализации, передаче, применению без нанесения средств идентификации до истечения срока их годности. Указанные изменения вступают в силу 1 июля 2020 года.
Таким образом, в отношении розничной реализации вышеуказанных лекарственных препаратов, не подлежащих обязательной маркировке, в 2020 году налогоплательщики вправе применять ЕНВД. Указанная позиция подтверждается письмом ФНС России от 30.12.2019 N СД-4-3/27173. Начиная с 1 июля 2020, реализация соответствующих лекарственных препаратов, произведенных после 31 декабря 2019 года и 1 июля 2020 соответственно, подпадать под ЕНВД не будет.
В отношение других видов товаров, подлежащих обязательной маркировке, ограничений на применений ЕНВД пока нет.
— ЕНВД нельзя применять в 2020 году, если продаете лекарства, обувь или одежду из натурального меха. Лекарства и одежду уже маркируют, поэтому продавать ее на ЕНВД запрещено. Торговать немаркированной обувью разрешено до 1 марта 2020 года. Все остальные маркированные товары позволяют применять ЕНВД до 2021 года.
— Есть количественные оценки, сколько компаний/предпринимателей в Татарстане должны перейти на обязательную маркировку?
— Маркировка коснётся всех, кто продает, поставляет, реализует товары, подлежащие обязательной маркировке.
— Какие преимущества получают покупатели в рамках проекта по маркировке товаров?
— Идеологи обязательной маркировки товаров убеждают, что покупатели маркированных товаров должны выиграть, поскольку маркировка резко сократит объем контрафактной продукции, что скажется на качестве поступающей в оборот продукции. Время покажет, правы ли они.
Однозначно можно сказать, что маркировка продукции и дальнейший контроль за ее оборотом - процесс технически сложный и затратный. Все дополнительные расходы производителей и продавцов по маркировке, приобретению специальных технических средств и программного обеспечения лягут на себестоимость товаров. Все это естественно приведет к их удорожанию. Поэтому, в конечном счете, заплатить за внедрение обязательной маркировки товаров придется потребителю.
Также неблагоприятно на цене товаров, подлежащих обязательной маркировке, скажется тот факт, что ряд производителей и продавцов, в первую очередь представители малого бизнеса, будут вынуждены просто уйти с рынка указанных товаров. Это в определенной степени приведет к снижению конкуренции в этой сфере и, как следствие, к повышению стоимости маркированных товаров.
— Нанесение цифровой маркировки позволяет получить всю информацию о товаре: название предприятия-изготовителя, место, дату и время производства или продажи, срок годности, артикул, номер стандарта. Данные хранятся в государственной информационной системе, что позволит защитить покупателей от контрафактной продукции.
— Зачем нужна система маркировки и прослеживаемости товаров и что означает маркировка на товаре?
— Система маркировки призвана противодействовать незаконному обороту продукции.
В системе маркировки товару присуждается уникальный идентификационный код, по которому отслеживается движение товара с момента производства до конечного потребителя.
На каждом этапе товары должны проходить через сканер, с помощью которого информация о товаре передаются в информационную систему. Потребитель, отсканировав код на товаре с помощью своего смартфона, сможет узнать полную и достоверную информацию о товаре (предприятие-изготовитель, место, дату и время производства и продажи, срок годности, артикул, номер стандарта).
Изменение внесенных данных невозможно, поэтому такая система наиболее эффективно защищает от контрафакта и фальсификата.
— В чем заключается особенность маркировки?
— На упаковку или этикетку товара будет нанесен двухмерный код DataMatrix, внешне напоминающий QR-код, сканируя который можно проверить, находится ли товар в системе. Без этого штрихкода продукцию нельзя продавать, перевозить и хранить. Передача товаров между организациями будет сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) и направлением сведений в систему "Честный знак". Весь товар будет занесен в единый реестр, где будет храниться информация о продукте и изготовителе.
Именно в этой системе прослеживается движение маркированных товаров до конечного потребителя.
— Система маркировки фиксирует переход товара по всей цепи – от производства до потребителя. Каждой единице продукции в системе маркировки присваивается уникальный код, который производитель или импортер размещает на упаковке. При продаже товара и сканировании этого кода на онлайн-кассе в системе меняется статус на «код вышел из оборота». Цифровые коды маркировки и статус каждого из них невозможно подделать.
Использование системы цифровой маркировки позволяет получить всю достоверную информацию о товаре и его движении (предприятие-изготовитель, место, дату и время производства или продажи, срок годности, артикул, номер стандарта). Данные хранятся в государственной информационной системе.
Маркировка снижает распространение всех видов нелегальной продукции: контрафакта, фальсификата, контрабанды и проч.
— Какая продукция подлежит обязательной маркировке и с какого периода? Где можно узнать график введения обязательной маркировки?
— Обязательная маркировка будет вводиться поэтапно в течение пяти лет. К 2024 году обязательной маркировке будут подлежать большинство товаров народного потребления.
Всю информацию, касающуюся введения обязательной маркировки товаров, можно узнать на официальном сайте государственной системы маркировки и прослеживания «Честный ЗНАК» - честныйзнак.рф.
— Какие установлены сроки перехода на обязательную маркировку духов, шин, товаров легкой промышленности и фототоваров?
— Срок перехода на обязательную маркировку для каждой из указанных групп товара определен. В 2020 году под полным запретом 1 октября окажутся немаркированные фототовары и духи, а 15 декабря немаркированные шины. С 1 января 2021 года запрещается оборот немаркированных товаров легкой промышленности.
Важно понимать, что новшества касаются всех участников цепочки производство-реализация:
• производителей,
• импортеров,
• транспортных компаний,
• владельцев складов,
• оптовиков,
• розничных продавцов.
— Обязательная маркировка указанных видов продукции уже введена с 1 декабря 2019 года. Установленные различные сроки прекращения оборота немаркированной продукции: духи и туалетная вода – с 1 октября 2020 года, фотокамеры и фотовспышки – с 1 декабря 2020 года, шины и покрышки – с 1 марта 2021 года, товары лёгкой промышленности – с 1 февраля 2021 года.
— Среди самозанятых граждан большая доля тех, кто производит товары, подлежащие обязательной маркировке – обувь, одежду, детские товары. Однако объемы производства и обороты не позволяют им в полном объеме нести затраты на маркировку продукции. Предусмотрены ли меры поддержки самозанятых граждан? Есть ли уже технические решения, позволяющие минимизировать затраты самозанятых на маркировку товаров?
— В силу положений Федерального закона о самозанятости самозанятые вообще не вправе реализовывать товары, подлежащие маркировке. И это большая проблема, поскольку среди видов деятельности самозанятых производство и реализация одежды, обуви, а также товаров для детей очень распространены. Таким образом, с введением обязательной маркировки самозанятые граждане вынуждены будут либо прекратить свою деятельность, либо работать вне закона.
Сейчас мы обсуждаем с законодательными органами возможность изменений, которые дадут право самозанятым торговать товарами, подлежащими маркировке. Одновременно с этим вместе с самозанятыми ищем пути, которые позволят минимизировать их затраты на маркировку товаров.
— В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» …» лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством РФ не вправе применять специальный налоговый режим.
— Как влияет расширение списка товаров, подлежащих обязательной маркировке, на деятельность самозанятых и представителей МСП?
— Расширение списка товаров, подлежащих обязательной маркировке крайне негативно скажется на деятельности малого бизнеса в стране. Хуже всего дела обстоят у самозанятых, которые занимались производством товаров, попавших под обязательную маркировку. Согласно пп.1 п.2 ст.4. Федерального закона №422-ФЗ от 27.12.2018 самозанятые не вправе заниматься производством и реализацией товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством РФ.
На момент принятия указанного закона обязательной маркировке подлежали только алкогольная продукция, шубы и иные изделия из меха. Однако с 01.01.2019 года вступило в силу распоряжение правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». Согласно документу, в конце 2019 года введена обязательная маркировка, среди прочих, для следующих групп товаров:
• обувные товары;
• предметы одежды, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
• блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
• пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;
• пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;
• белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.
В дальнейшем планируется введение обязательной маркировки на большинство товаров легкой промышленности и детские товары.
Производство и реализация вышеуказанных товаров самозанятыми становится просто незаконным. Запрет на производство и продажу самозанятыми товаров, подлежащих обязательной маркировке, а также расширяющийся перечень указанных товаров негативно скажутся на деятельности уже зарегистрированных самозанятых. Это будет способствовать их возвращению в «теневой сектор» или прекращению деятельности. Также это остановит приток новых граждан в ряды самозанятых.
Для остальных представителей малого бизнеса ситуация лучше не на много. Выполнение требований об обязательной маркировке товаров - процесс достаточно непростой и затратный, требующий серьезных дополнительных организационных и финансовых ресурсов. Многие субъекты малого предпринимательства чисто по объективным причинам не смогут решить возникшие задачи, связанные с обязательной маркировкой продукции. В результате они будут вынуждены свернуть свою деятельность, связанную с производством и (или) продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке.
— Каковы основные пробелы в нормативном регулировании обязательной маркировки товаров?
— Главный пробел – это нецелесообразность и избыточность самой системы. Маркировка не выполняет задачу защиты потребителей от контрафакта, не может предотвратить ни один из видов незаконного производства продукции. Для борьбы с основными видами фальсификата и другого «серого» производства уже введены и действуют другие системы.
Кроме того, не до конца исследованы варианты взаимодействия систем маркировки и «Меркурий». Нет понимания, каким образом эти две системы будут интегрироваться. Также отсутствует четкий механизм работы в случае образования брака продукции, поскольку использовать повторно код маркировки невозможно. В части технических нюансов отсутствует готовое решение в части методических указаний по нанесению кодов маркировки на полиэтиленовую пленку (при этом 30-40% молочной продукции производится с использованием именно такой пленки).
— Какое оборудование должны иметь продавцы для продажи маркированных товаров?
— Для работы с маркировкой участникам оборота потребуется:
• Усиленная квалифицированная электронная подпись.
• 2D сканер штрих-кода для считывания кода Data Matrix.
• Любой принтер, офисный или для печати этикеток, для печати кодов Data Matrix.
• Онлайн-касса для розничных продаж, поскольку подача сведений о розничной продаже конечному покупателю происходит при помощи контрольно-кассовой техники при формировании кассового чека.
• Настроить обмен документами при помощи систем электронного документооборота.
• При работе в товароучетной программе участник оборота может провести ее интеграцию с личным кабинетом системы маркировки самостоятельно или с помощью интегратора.
— Как проходит таможенный контроль маркированных изделий? Что мне, как импортеру, нужно знать при ввозе товаров, подлежащих маркировке?
— Порядок действий при ввозе в Российскую Федерацию товаров, подлежащих маркировке, без установленных КИЗ таков:
1. Получить контрольные (идентификационные) знаки, изготовляемые эмитентом (в настоящее время - АО "Гознак").
2. Промаркировать изделия из натурального меха контрольными (идентификационными) знаками до подачи декларации на товары. Маркирование изделий может осуществляться на таможенном складе или на СВХ в рамках совершения предварительных операций. При этом уполномоченным лицом в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, подается заявление, в котором указывается, что ему необходимо провести маркирование товаров (п. 2 ст. 171 Таможенного кодекса Таможенного союза). В этом же заявлении указываются необходимое оборудование, которое лицо будет использовать для нанесения меток, перечень лиц, которые должны быть допущены в зону таможенного контроля для совершения операций по маркировке товаров.
3. При заполнении декларации на товар в графу 31 под номером 10 вносятся все номера контрольных (идентификационных) знаков (для каждого товара).
4. Декларация на товары подается в таможенный орган, правомочный в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле регистрировать декларации на товары.
Порядок действий при ввозе в Российскую Федерацию товаров, подлежащих маркировке с КИЗ, установленными за рубежом:
1. Экспорт КИЗ. При вывозе контрольных (идентификационных) знаков (далее - КИЗ) для их нанесения на готовые изделия из меха за рубежом, КИЗ подлежат декларированию в установленном порядке.
При этом:
- при получении КИЗ, изготовляемых эмитентом, необходимо запросить у данной организации перечень производителей RFID-меток, находящихся в КИЗ, а также реквизиты (номер и дата регистрации) нотификаций на КИЗ (или на используемые в КИЗ RFID-метки);
- декларация на товары (далее - ДТ) подается в таможенный орган, правомочный в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле регистрировать ДТ;
- в графе 44 ДТ с кодом вида документа "01092" указываются реквизиты нотификации, полученной у АО "Гознак". В случае декларирования КИЗов, на которые установлены RFID-метки различных производителей, допускается в графе 44 ДТ заявление реквизитов нотификаций всех используемых меток.
На официальном сайте Евразийского экономического союза (www.eaeunion.org) публикуется Единый реестр нотификаций о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих, в котором по характеристикам товара можно самостоятельно найти реквизиты нотификации.
При декларировании товаров с нанесенной маркировкой на готовые изделия из натурального меха при заполнении декларации на товары в графу 31 под номером 10 вносятся все номера КИЗ (для каждого товара), а также после занесения информации о номерах КИЗ, ДТ подается в таможенный орган, правомочный в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле регистрировать ДТ.
— Закон обязывает маркировать товар всех производителей – и крупные компании, и небольшие предприятия. Рассматривается ли возможность снизить затраты на маркировку для небольших и индивидуальных производителей на маркировку товаров? Рассматриваются ли инструменты поддержки небольших производителей товаров, обязательных к маркировке?
— Есть ряд уже действующих инструментов, которые созданы для комфорта перехода на систему маркировки. На время действия эксперимента – добровольной маркировки продукции – генерация цифровых кодов осуществляется бесплатно. С введением обязательной маркировки производителям придется платить за коды. Стоимость 1 кода составляет 50 копеек (без НДС).
Мы также предложили республиканскому минпромторгу предусмотреть возможность грантов либо субсидий на софинансирование затрат производителей и продавцов маркированной продукции.
— Кто является оператором системы маркировки товаров меховых шуб? К кому обращаться?
— С 1 июня 2019 года в соответствии с постановлением правительства РФ от 14.03.2019 № 270 информационная система маркировки изделий из меха перешла в единую национальную систему маркировки и прослеживания товаров - Честный ЗНАК. Представители бизнеса могут зарегистрироваться в системе на сайте честныйзнак.рф.
— Что такое система «Честный знак»?
— Честный ЗНАК — система обязательной маркировки для защиты прав потребителей и борьбы с оборотом некачественной продукции. Система разработана и внедрена Центром развития перспективных технологий. Ее основная задача — гарантировать потребителям возможность получить достоверную информацию о том, что товар произведен реальным производителем и является оригинальным. Также среди главных особенностей данной системы можно выделить прозрачность и привлечение общественности к проявлению активной гражданской позиции к вопросам борьбы с контрафактными товарами.
— Честный ЗНАК – это национальная система маркировки и прослеживания продукции. Специальный цифровой код гарантирует подлинность и качество товара. Основная задача системы – повышение уровня безопасности россиян, борьба с контрафактом и некачественными аналогами.
— Какие штрафы предусмотрены для бизнеса за отсутствие маркировки?
— Ответственность за продажу товаров без обязательной маркировки предусмотрена частью 2 ст.15.12 КоАП. Продажа товаров без маркировки, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией реализуемых товаров; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией реализуемых товаров; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией реализуемых товаров. В отношении алкогольной и табачной продукции штрафы еще более строгие.
— В случае несоблюдения требований об обязательной маркировке продукции организации несут как административную, так и уголовную ответственность.
Под административной ответственностью понимается ст. 15.12 КоАП РФ, часть первая: производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации, влечет за собой штраф в размере для индивидуального предпринимателя от 5000 до 10 000 руб., на юридические лица - от 50 000 до 100 000 рублей. К выписанному штрафу прилагается изъятие всей непромаркированной продукции.
Продажа продукции без маркировки расценивается как нарушение части второй ст. 15.12 КоАП РФ. Штраф для физических лиц составляет от 2000 до 4000 руб., индивидуальным предпринимателям размер составляет от 5000 до 10 000 руб., для юридических лиц – от 50 000 до 300 000 руб., так же с изъятием непромаркированной продукции.
Уголовная ответственность наступает в случаях, когда стоимость непромаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер. Производство, приобретение, хранение, перевозка или продажа товаров, которые подлежат обязательной маркировке, без маркировки согласно части первой ст. 171.1 УК РФ облагаются штрафом в размере до 300 000 руб. или лишением свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 руб.
Оборот немаркированного алкоголя или табачных изделий карается более жестко: в части пятой ст. 171.1 УК РФ штраф за несоблюдение правил маркировки составляет до 500 000 руб., или лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 120 000 руб. При этом под крупным ущербом считается сумма более 100 000 руб. (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ).
— Помимо штрафов за отсутствие маркировки или ее неправильное нанесение, законодательством предусмотрен штраф в размере 5% от стоимости товара, который уплачивается поставщиком в пользу покупателя. На ваш взгляд, не повлечет ли это за собой роста «потребительского экстремизма»?
— Действительно, есть опасение роста потребительского экстремизма. Его и сегодня уже достаточно даже без маркировки. Введение новшества может дать потребителям - «террористам» дополнительный легкий повод предъявить необоснованные претензии производителю.
У предпринимателей нет инструмента защиты от этого экстремизма – цифровой код Data Matrix не информативен, технические регламенты Таможенного союза требуют указывать гораздо больший перечень информации на упаковке. Однозначно маркировка может стать рычагом давления на бизнес со стороны недобросовестных потребителей и «профессиональных жалобщиков».
— Как проект по маркировке защитит потребителей от контрафактной продукции?
— Любой потребитель сможет отсканировать код на своём смартфоне и проверить информацию о продукции, а именно: узнать, где и когда товар был произведен, сопоставить эту информацию с данными, размещенными на ярлыке товара и документами, подтверждающими соответствие товара требованиям законодательства. Напомним, что информация на маркировке должна быть идентичная данным на ярлыке и в декларации/сертификате о соответствии товара. Если информация не совпадает, следует задуматься о том, насколько данный товар соответствует требованиям законодательства и является качественным и безопасным.
В целом, можно сказать, что проект по маркировке даст потребителю уверенность в покупке легально произведенных товаров, позволит защитить жизнь и здоровье от покупки контрафактных товаров, которые могут быть небезопасными для потребителя. Кроме того, маркировка товара – это инструмент общественного контроля, который за счет формирования максимально прозрачной цепочки движения товаров позволит каждому неравнодушному гражданину распознать и сообщить о реализации фальсифицированной (товары, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной) и контрафактной (товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены зарегистрированный товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными) продукции, что, в свою очередь, снизит долю подобной продукции на рынке.
— Уникальный цифровой код, присваиваемый в системе маркировки, невозможно подделать, равно как и информацию о движении маркированного товара. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что информация, содержащаяся в марке на товаре, достоверная.
— Может ли повлечь за собой маркировка переход производителей на иную систему налогообложения? Как это может сказаться на небольших предприятиях?
— Да, действительно, с 1 января 2020 года исключена возможность применения ЕНВД для предпринимателей, которые торгуют маркированными товарами в розницу. ЕНВД не смогут применять продавцы лекарств, обуви, предметов одежды и одежды из натурального меха. Сама по себе отмена ЕНВД может оказаться болезненной для некоторых видов бизнеса. Предприниматели говорят, что с отменой ЕНВД их налоговые отчисления вырастут кратно – от 2 до 10 раз. Особенно ощутимыми изменения будут для малых форм бизнеса, где рентабельность и доходы не так велики.
По этой теме создали проектную группу в Совете по предпринимательству при президенте Татарстана. Вместе с бизнесом и органами власти ищем пути решения, которые помогут смягчить последствия для предпринимателей и избежать «шоковой терапии». Очевидно, что для юрлиц оптимальным будет применение УСН. В этом случае встанет вопрос об увеличении нижнего порога выручки для возможности использования УСН. Иначе многие, кто применял ЕНВД, «не уместятся» в лимит по выручке, и им придется перейти сразу на общую систему налогообложения – это многократный рост налоговой нагрузки.
Также рассматривается вариант установить для тех, кто перейдет на УСН, переходный период с пониженными ставками, чтобы дать бизнесу возможность адаптироваться. Индивидуальным предпринимателям эксперты советуют пристальнее присмотреться к патентной системе. Один из вариантов решений – сделать расчеты и предложить для каждого вида деятельности приемлемые ставки патента.
— Какими законодательными актами регулируется обязательная маркировка товаров в РФ?
— Обязательная маркировка товаров регулируется, в первую очередь, Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". В соответствии с этим законом правительство РФ распоряжением №792-р от28.04.2018 года утвердило «Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». Всего в этот перечень входит 11 групп товаров, по каждой из которых установлен срок ведения обязательной маркировки.
Постановлением правительства РФ от 26.04.2019 N 515 утверждены "Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" и "Положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации".
Учитывая актуальность проблемы для предпринимателей Татарстана, ТПП РТ 14 февраля в своих стенах проводит бесплатный семинар по обязательной маркировке товаров.
— Перечень законодательных актов достаточно широк:
- Постановление правительства РФ от 11.08.2016 N 787 (ред. от 14.03.2019) "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу постановления правительства РФ от 24 марта 2016 г. N 235" (вместе с "Правилами реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха").
- Распоряжение правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р “Об утверждении перечня отдельных групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации”. Это распоряжение обозначает группы товаров, которые подпадают под обязательную маркировку средствами идентификации. В перечне указаны такие товарные группы как - табачная продукция, обувь, духи и туалетная вода, шины и покрышки пневматические резиновые новые, блузки, пальто, ветровки и другие группы товаров.
- Постановление правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515 “О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров”. Этим постановлением правительство установило общие положения и правила системы маркировки, которые могут уточняться или изменяться для отдельных отраслей бизнеса другими нормативными актами правительства.
- Постановление правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 “Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции”.
- Постановление правительства РФ от 26.09.2019 г. № 1251 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота отдельных видов табачной продукции, подлежащих обязательной маркировке с 1 июля 2020 г.».
- Постановление правительства РФ от 14 декабря 2018 г. № 1556 “Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения”.
- Постановление правительства РФ от 05.07.2019 № 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров".
- Постановление правительства РФ от 22.06.2019 г. № 790 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных позиций продукции легкой промышленности”.
- Постановление правительства РФ от 26 июня 2019 г. N 814 "О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации духов и туалетной воды на территории Российской Федерации".
- Постановление правительства РФ от 14 мая 2019 г. № 589 “О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек”.
- Постановление правительства РФ от 11.06.2019 г. № 753 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации шин и покрышек пневматических резиновых новых".
- Постановление правительства РФ от 29.06.2019 № 836 "О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации".
Портал TatCenter благодарит всех участников онлайн-конференции.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: