Конференции
02 Июня 2011, 00:00

Кузница кадров. Как подготовить грамотных управленцев?

Сегодня на портале TatCenter.ru прошла online-конференция «Кузница кадров. Как подготовить грамотных управленцев?».

Стратегия развития России до 2020 года предусматривает коренные изменения экономической и социальной структуры российского общества. Переход на инновационный путь развития предъявляет новые задачи к государственному управлению, и решить их без формирования высококвалифицированного кадрового состава невозможно.

Кто и по каким программам готовит будущих управленцев в Татарстане? Насколько востребованы специалисты, получившие такие знания? Каковы тенденции развития рынка подготовки профессиональной элиты? На эти и другие вопросы в ходе конференции ответили представители госструктур и специалисты в области программ подготовки управленческих кадров.

Эксперты online-конференции:

Ильдар Аблаев, доктор экономических наук, профессор КФУ, член-корреспондент МАОН г. Москва, генеральный директор АНО «Татарская Академия управления инновационной экономикой«
Илья Антонов, директор Международного Центра Делового Образования (МЦДО) «ЛИНК»
Шамиль Валитов, доктор экономических наук, профессор, ректор Казанского государственного финансово-экономического института, научный руководитель программы «Мастер делового администрирования»/»Master of Business Administration (MBA)» г. Казань
Рашида Валиуллова, руководитель Департамента по делам государственных служащих при президенте РТ
Максим Кораблев, доцент кафедры государственного и муниципального управления, координатор президентской программы подготовки управленческих кадров в КФУ
Анна Найда, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета Управления Университета управления «ТИСБИ»
Андрей Поминов, заместитель министра образования и науки РТ
Андрей Федоров, начальник отдела развития кадрового потенциала министерства экономики РТ

ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Владимир:
— За последний год в республике сменилось большое количество чиновников. Как эксперты оценивают такую стремительную рокировку управленческих кадров? Почему это происходит?

Илья Антонов:

— На мой взгляд, это связано, в первую очередь, с политическими изменениями в республике.

Шамиль Валитов:

— В 2010 году программу МВА КГФЭИ закончили 25 представителей Кабинета министров Республики Татарстан. Мы внимательно следим за судьбой каждого выпускника, и, разумеется, нам приятны и почетны их новые назначения. Прошедший и текущий год действительно богаты на высокие назначения выпускников МВА. Так, Марат Бариев был назначен исполнительным директором Олимпийского комитета России, Айрат Хайруллин — заместителем Руководителя Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан — управляющим делами, Аниса Гайнуллина — заместителем министра информатизации и связи РТ, Алла Анфимова — заместителем министра финансов РТ, Раузил Хазиев — председателем Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, Марина Файрушина — начальником Управления высшего, среднего профессионального образования и науки Аппарата Кабинета Министров РТ, Валерий Леонов — заместителем председателя Правительства Амурской области — Министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
В профессионализме и компетентности наших выпускников, мы уверены.

Нигматзянова Зарина:
— Насколько я знаю, в республике существует собственный проект «Кадровый резерв». Что предполагает вхождение в его состав? Кто его формирует? На основе чего туда отбираются кандидаты и каково мнение экспертов конференции о кадровом потенциале республики?

Рашида Валиуллова:

— В качестве ответа на данный вопрос приведем информацию о действующей в Татарстане системе, обеспечивающей создание кадрового резерва на государственной службе РТ.

Основополагающим документом, определяющим порядок формирования резерва, условия при которых граждане могут принять участие в конкурсах, который является необходимым условием формирования такого резерва, является Указ президента республики Татарстан от 14 марта 2011 года №УП-127 «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Республики Татарстан».

Следует сказать, что данный Указ реализует на практике основополагающий принцип. Суть его заключается в следующем — резерв формируется на конкурсной основе в результате открытого состязания граждан — претендентов на участие в конкурсе (которые должны отвечать по своим данным установленным квалификационным требованиям по соответствующим должностям государственной службы), подавших заявление на участие в конкурсе и победивших в нем.

В целях реализации данного Указа, Департаментом по делам государственных служащих при президенте РТ приняты Постановления от 5 апреля 2011 года № 3 «Об утверждении методики проведения конкурсов в государственном органе Республики Татарстан на право быть включенным в кадровый резерв государственного органа Республики Татарстан», а также Постановление Департамента от 25 апреля 2011 года № 4 «Об утверждении методики проведения конкурсов на право быть включенным в кадровый резерв Республики Татарстан».

Принятием данных Постановлений обеспечивается порядок, при котором всеми государственными органами республики применяется единая методика при проведении конкурсов на право быть включенными в кадровый резерв, что обеспечивает единство требований и стандартов оценки применяемых к конкурсантам, что, безусловно, является важным в части соблюдения равенства прав всех участников таких состязаний.

Более подробную информацию можно получить на официальном сайте президента РТ, а также на официальных сайтах государственных органов Татарстана.

Илья Антонов:

— Здесь важно определить о каком уровне управления идет речь. На «самом верху» кадровый потенциал очень высокий, здесь много профессиональных управленцев. Если говорить о среднем уровне руководителей и кадровом резерве, то, опираясь на свой опыт, могу его оценить не высоко. Для роста профессионализма, руководителей необходимо обучать. К сожалению, немногие компании сейчас вкладываю собственные средства в развитие человеческого капитала своих организаций. На мой взгляд, попасть в «Кадровый резерв» или в состав «Независимых директоров» профессионалу «со стороны» очень сложно, требуются политические связи. Хотя многие наши выпускники хотели бы попасть в их состав.

Головачев А.П.:
— Какие программы подготовки управленческих кадров сегодня существуют в Казани, в чем их отличия? Как эксперты оценивают уровень подготовки по данным программам?

Андрей Федоров:

— В республике Татарстан реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

Обучение проводится по трем типам образовательных программ:

— базовая образовательная программа (тип В — basic), которой предусмотрено профессиональная переподготовка специалистов по одному из направлений: менеджмент, маркетинг, финансы с ориентацией на развитие компетенций менеджера в процессе участия в аудиторных и внеаудиторных занятиях под руководством преподавателя и самостоятельного освоения учебного материала;

— проектно-ориентированная образовательная программа (тип, А — advanced), которой предусмотрена профессиональная переподготовка специалистов по направлениям «Менеджмент в сфере образования» и «Менеджмент в сфере здравоохранения» с ориентацией на развитие компетенций менеджера в процессе обучения, подготовки и реализации под руководством преподавателя проекта в интересах направившей специалиста на обучение организации

— образовательная программа повышения квалификации типа «Q», который реализуется для специалистов-менеджеров в сфере малого и среднего бизнеса и специалистов инновационной сферы по программам «Развитие предпринимательства» и «Менеджмент в сфере инноваций».

Максим Кораблев:

— Отличительными особенностями Президентской программы подготовки управленческих кадров являются:

  • Софинансирование обучения (34% оплачивает предприятие либо слушатель, 33% финансируется из регионального бюджета и 33% — из федерального бюджета)
  • В рамках Программы выделяется 3 этапа: первый этап — обучение, второй этап — российские и зарубежные стажировки, третий этап — постпрограммные мероприятия. Таким образом, эта программа не ограничивается только учебным процессом, а включает также стажировки и последующее общение в рамках Ассоциации выпускников, позволяющие наладить деловые связи.

Шамиль Валитов:

— Казанский государственный финансово-экономический институт (КГФЭИ) реализует различные программы подготовки управленческих кадров.

В первую очередь, это Программа «Мастер делового администрирования / Master of Business Administration (МВА)» — фундаментальная программа международного уровня по подготовке профессиональных управленческих кадров высшей квалификации. 24 июня у нас пройдет День открытых дверей, где Вы сможете задать вопросы о программе МВА. Приглашаем всех желающих!

Кроме этого, мы регулярно проводим узкоспециализированные краткосрочные семинары и тренинги для управленцев. Мы постоянно расширяем портфель образовательных программ для руководителей. Подробную информацию по всем программам Вы можете получить на нашем сайте www. mba-kazan.ru или по телефонам: 299−51−93, 264−28−81.

Что касается второй части Вашего вопроса — уровня подготовки по данным программам, могу ответить следующее. Выпускник программы МВА КГФЭИ — это профессиональный управляющий, который разбирается не только в менеджменте и управлении персоналом, но и в маркетинге, юриспруденции, бухгалтерском учете, производственном менеджменте, финансах, психологии. Это универсальный управленец. Именно поэтому он может эффективно работать практически в любой сфере бизнеса.

Илья Антонов:

— Участники данной конференции представляют большинство программ подготовки руководителей, существующих в Казани. Ключевые отличия кроются в результатах и технологиях обучения по каждой программе. Результатом обучения могут быть: смена мировоззрения, совершенствование организации, профессиональные навыки управления, знания — как можно управлять, сеть полезных связей и ряд других. Технология — вечерняя, заочная, очно-заочная. Понятно, что отличаются и программы обучения, и выдаваемые документы, но в основе, на мой взгляд, лежит результат, что произойдет с руководителем и/или его организацией, если он захочет учиться.

Уровень подготовки в первую очередь зависит от того, как руководитель будет учиться. Если он применяет знания на своем рабочем месте, будут результаты. Если просто пришел послушать, ничего не получит. Для оценки уровня подготовки необходимо спросить выпускников, узнать кто проводит обучение и как оно проходит. После этого, именно Вы сможете сделать вывод, удовлетворит ли Вас уровень подготовки по программе или нет.

Елена:
Используется ли опыт зарубежных стран и каких в подготовке управленческих кадров в Казани?

Анна Найда:

— На сегодняшний день в Казани используется опыт Европейских стран в подготовке управленческих кадров, США и активно внедряется опыт Сингапура. Студенты из Казани учатся в вузах Сингапура, и осуществляется обмен опытом в подготовке чиновников и кадрового резерва.

Эльвира Султанова:
— На какие должности могут рассчитывать выпускники программы подготовки управленческих кадров и каков спрос на выпускников подобных программ в республике?

Андрей Федоров:

— По окончанию обучения, как правило, выпускники включаются по месту работы в резерв управленческих кадров. По информации крупных предприятий республики, таких как ОАО «Казань Оргсинтез», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «КАМАЗ», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Татнефть», ОАО «Татэнерго» и других, ежегодно направляющих своих специалистов на программу, более 90% специалистов данных предприятий в течение двух лет получили повышение в должности.

Максим Кораблев:

— По итогам реализации программы повышены в должности 988 человек (63,2%); создали собственный бизнес 192 человека (12,2%).

Шамиль Валитов:

— Выпускник программы МВА может рассчитывать на самые высокие должности. Среди наших выпускников немало выдающихся менеджеров, составляющих управленческую элиту Казани и Татарстана. Для нас дорог каждый выпускник, ведь каждый из них внес свой весомый вклад в развитие нашей программы. Среди наших выпускников есть член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, член Общественной Палаты РФ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ и два депутата Государственного Совета РТ, члены Правительства РТ (два министра и пять заместителей), 170 генеральных директоров и 80 заместителей.

Илья Антонов:

— Если выпускник, действительно учился, и может доказать применимость полученных знаний, то ему будут рады во многих компаниях. Со слов наших выпускников, если учится топ-менеджер, то он ориентируется на будущую работу в более крупной компании, если руководитель отдела — на уровень зам. директора. Наибольшим спросом выпускники пользуются на предприятиях крупного и среднего бизнеса, причем больше в филиалы западных или московских компаний. Уровень спроса лучше оценят рекрутинговые компании, которые подбирают персонал. Вы можете зайти на их сайты и посмотреть статистику.

Салахутдинов Т.:
— Каких высот удалось достичь выпускникам программ по подготовке управленческих кадров и какие реальные дела реализованы с помощью кадрового резерва республики?

Анна Найда:

 — Мы отслеживаем карьерный рост каждого выпускника, помогаем, подсказываем, как лучше реализовать себя. Наши выпускники не стоят на бирже труда, а мы сами стараемся сделать так, чтобы каждый из них не просто нашел работу, а состоялся в профессиональном плане. В этом году мы предлагаем новое высоковостребованное направление «Бизнес-информатика» (подробнее можно узнать на сайте www.tisbi.ru). Сегодня требуются не просто программисты, а люди, которые знают проблемы управленческого профиля, хорошо разбираются в информационных системах, в бизнес-процессах. Выпускники должны уметь обследовать деятельность информационной инфраструктуры предприятия и связывать инновационные технологии с реальными управленческими процессами. Объектами профессиональной деятельности становятся архитектура предприятия, информационно-коммуникационные системы управления бизнесом, инновации и инновационные процессы. Спрос на таких специалистов чрезвычайно высок, каждый отдельный выпускник — на вес золота.

Шамиль Валитов:

— Как я уже говорил, мы следим за судьбой всех наших выпускников и знаем, что у 40% после окончания программы МВА КГФЭИ происходит карьерный рост. Один из наших давних корпоративных клиентов — холдинг Татэнерго (73 сотрудника закончили программу МВА, 12 обучается в настоящий момент). Выпускники МВА возглавляют почти все компании этого холдинга — ОАО «Генерирующая компания», ОАО «Сетевая компания», ОАО «Татэнергосбыт» и их филиалы по Татарстану. Другой пример — ОАО «КАМАЗ» (36 выпускников МВА), среди них — три заместителя генерального директора, остальные возглавляют предприятия и подразделения технологической цепочки КАМАЗа. ООО «Газпром трансгаз Казань» обучил 33 сотрудника. Наши выпускники возглавляют такие известные и успешные предприятия Республики Татарстан, как «Инвэнт», «Данафлекс», «АкБарс Банк», «МТС», Телекомпания «Эфир» и еще более 200 предприятий малого и среднего бизнеса.

Рашида Валиуллова:

— Для ответа на поставленный вопрос приведем информацию о тех, кто прошел учебу по программе подготовки резерва управленческих кадров для отраслей экономики. Это, в первую очередь, выпускники государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ в Татарстане (Президентская программа).

В период с 2008/2009 по 2010/2011 учебный годы обучение по Президентской программе прошли 448 человек.

Порядка 70% всех выпускников Программы (за 13 лет ее существования) успешно реализовали свои проекты, а полученные знания и навыки обеспечили им профессиональный рост. Более 50% — повышены в должности, около 10% — создали собственный бизнес.

Большинство выпускников Президентской программы являются действующими управленцами. Это руководители высшего звена республики, как например: министр здравоохранения РТ Айрат Фаррахов, помощник президента Республики Татарстан Ринат Сабиров, депутат Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мифтахов и депутат Городского Совета Владимир Беляков. Также — это руководители крупных организаций и предприятий республики: председатель Совета директоров ООО «Химград» Альберт Каримов, директор Делового центра РТ — интернет — портала TatCenter.ru Эльмира Гайнутдинова, генеральный директор ОАО «Казанский завод синтетического каучука» Алексей Контуров, главный бухгалтер ОАО «КАМАЗ» А. Максимов, генеральный директор ОАО «Опытно-конструкторское бюро «СОКОЛ» Александр Гомзин, директор по информационным технологиям ОАО «Татэнерго» Олег Карпенко и другие. В системе здравоохранения — руководители учреждений здравоохранения: главный врач Республиканской клинической больницы № 3 Альмир Абашев, главный врач МУЗ «Городская клиническая больница № 5» Ильдар Фатихов и другие.

Илья Антонов:

— Мы проводили конкурс, в котором за 1 год участники должны были добиться увеличения дохода на 1 миллион рублей (по НДФЛ 2), используя полученные на обучении знания. Через 1 год, один из участников, собственник бизнеса, увеличил доход более чем на 1 миллион, остальные увеличили доход на 200−350 тыс. рублей. А это, новые рабочие места, налоги. Часто «высота» зависит от человека, если он хочет добиться результата, он его добьется и знания ему только помогут.

Байрамов Адель:
— Вопрос к представителю министерства образования. Кто и каким образом осуществляется контроль за преподаванием по уже действующим программам подготовки управленцев и программам, которые только готовятся к выходу?

Максим Кораблев:

— Контроль реализации образовательных программ и отбор вузов на право реализации новых программ в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ осуществляет Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, ФГУ «Федеральный ресурсный центр», Министерство экономического развития РФ.

Андрей Поминов:

— На сегодняшний день в Министерстве образования и науки РТ создан и функционирует Департамент по надзору и контролю в сфере образования, к полномочиям которого относится осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением указанных в подпункте 23 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» полномочий федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования.

Все программы по подготовке управленческих кадров аккредитованы Экспертным советом Федеральной комиссии. Подготовка ведется по авторским программам, разработанным преподавателями КФУ. Все преподаватели, ведущие курсы общепрофессиональной подготовки, имеют опыт бизнес-консультирования, работали или работают на управленческих должностях на предприятиях, в банках, аудиторских компаниях.

Мария:
Какова специфика российской программы подготовки управленческих кадров?

Анна Найда:

 — Специфика российской программы заключается, прежде всего, в долгом непонимании важности и необходимости их непрерывной подготовки, переподготовки и повышении квалификации, и резком внедрении зарубежного опыта в подготовку управленческих кадров. Опыт формирования знаний о профессии менеджера показывает, что они находятся в стадии становления, непрерывно обновляются в процессе движения управленческой мысли. К сожалению, в российском обществе сегодня при слове «менеджер» всплывает ассоциация продавца-консультанта, более того — это слово применяют как «приставку» к любому виду деятельности, что является в корне неправильным. Теряется истинный смысл профессии. В первую очередь, менеджер — это управленец, умеющий координировать сложную работу большого коллектива. В этом случае важны две составляющие: природные организаторские способности и хороший багаж знаний.

Артемьев С.П.:
— Какие программы по обмену управляющими кадрами есть в республике? Есть ли возможность стажировки в зарубежных компаниях?

Андрей Федоров:

— После обучения по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации лучшие специалисты на конкурсной основе получают право прохождения стажировки в ведущих российских и зарубежных организациях.

Стажировки организуются для групп специалистов, сформированных по отраслевому или тематическому принципу. Длительность стажировок, в зависимости от формата и страны проведения, составляет от 3 до 12 недель.

Зарубежные стажировки проводятся в Германии, Ирландии, Италии, Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Франции, Японии, а также по программам Европейского Союза.

В рамках реализации программы за 13 лет из Татарстана стажировку в зарубежных странах прошли 264 человека (Германия, Япония, Франция, Италия и др.), из них 157 человека прошли стажировку в Германии.

Шамиль Валитов:

— Учебным планом программы МВА предусмотрено обязательное прохождение стажировки. Исходя из возможности слушателей свободно говорить на иностранном языке, мы организуем зарубежные стажировки. Если уровень иностранного языка не достаточный, чтобы работать в зарубежной компании, мы проводим ознакомительные стажировки с посещением различных предприятий в сопровождении переводчика.

Максим Кораблев:

— В рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров предусмотрены российские и зарубежные стажировки. Стажировки проводятся после окончания обучения. На сайте www.pprog.ru опубликован список из более чем 300 российских предприятий, на которых может пройти стажировку выпускник Президентской программы. Для участия в зарубежной стажировке необходимо пройти отдельный конкурс. Зарубежную стажировку проходят 10−15% выпускников.

Ряд татарстанских предприятий, в свою очередь, готовы принять на стажировку выпускников Президентской программы из других регионов. Кроме того, в 2009—2010 году 26 зарубежных специалистов прошли стажировку в республике Татарстан.

Андрей Поминов:

В ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки:

— «Менеджмент в сфере образования»;

— «Переход учреждения в автономное учреждения»;

— «Современный образовательный менеджмент» и т. д.

В 2010 году проведено курсы повышения квалификации в г. Москва, Санкт- Петербург, Саха- Якутия и т. д.

Преподаватели Института развития образования в июне 2011 года пройдут стажировку в Германии по направлениям своей деятельности.

Ильдар Хусаинов:
— Есть ли определенные требованиями к претендентам для обучения по данным программам?

Андрей Федоров:

— Основными требованиями для участия в отборе на обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации являются:

  • Возраст до 40 лет (предпочтительно);
  • Образование высшее профессиональное;
  • Общий стаж работы не менее 5 лет;
  • Опыт работы на управленческих должностях не менее 2−3 лет;
  • Владение иностранным языком;
  • Планируемое участие в реализации проекта развития организации.

Максим Кораблев:

— Требования к претендентам, список требуемых документов можно найти на сайте региональной комиссии и на сайте Казанского федерального университета. Основные требования: общий стаж не менее пяти лет, стаж управленческой деятельности не менее трех лет для программ переподготовки и не менее двух лет для программ повышения квалификации.

Шамиль Валитов:

— Два основных требования к абитуриентам, поступающим на программу МВА — это наличие высшего образования и опыта практической работы не менее двух лет. Знание иностранного языка приветствуется. Зачисление на программу МВА проходит по результатам входного тестирования, которое состоит из теста, собеседования и эссе.

Целью управленческого теста является выявление уровня общей эрудиции в области экономики, маркетинга, менеджмента, элементарной математической подготовки, способности работать с цифрами и графиками, логики и системности мышления.

Собеседование проводится с целью выявления мотивов поступления на программу МВА, уровня личной организованности, способности внести вклад в работу группы, особенностей характера, темперамента.

Эссе предполагает письменное сочинение, в котором кандидат должен четко обосновать видение своего профессионального и личностного развития в связи с обучением на программе МВА.

Процедура входного тестирования установлена с целью формирования группы слушателей, чьи навыки, личные качества и опыт смогут создать хорошо сбалансированную устойчивую команду, приносящую пользу каждому из ее участников.

Илья Антонов:

— Программа обучения будет полезная, если у Вас есть опыт управления. Основное требование — чтобы Вы были руководителем, как минимум отдела.

Оксана Алимова:
— Какие курсы предусматривают Программы подготовки управленческих кадров, которые представляют эксперты?

Максим Кораблев:

— В рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ предусмотрены образовательные программы трех типов: A, B, Q.

Тип В (basic) — базовые образовательные программы профессиональной переподготовки специалистов объемом 550 часов. В Казанском университете реализуется 4 программы типа В: Менеджмент, Финансовый менеджмент, Маркетинг, Инновационный менеджмент

Тип, А (advanced) — проектно-ориентированные образовательные программы.

Тип Q (qualification) — программы повышения квалификации, объемом 120 часов. Программы реализуются по двум направлениям: Менеджмент в сфере инноваций и Развитие предпринимательства.

Илья Антонов:

— Наши программы разбиты на блоки, связанные с тактическим, оперативным и стратегическим управлением. В каждом из них рассматриваются вопросы, необходимые руководителю на каждом из уровней управления. Делить на отдельные курсы сложно, т.к. программа — это система. Каждая тема может повторяться с разной степенью глубины на разных этапах обучения. Полный перечень изучаемых тем, Вы можете найти на сайтах образовательных программ.

Д.Огнев:
— Какая работа проводится с выпускниками? Существует ли предварительная договоренность о трудоустройстве после прохождения программы?

Максим Кораблев:

— В рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ обучаются специалисты, уже имеющие опыт управленческой деятельности. Более того, заинтересованность в обучении данного специалиста и, утверждение проектного задания руководством направляющей организации — обязательное условие обучения. Таким образом, наши слушатели уже трудоустроены. Кроме того реализуемая нами программа «Создание» направления «Развитие предпринимательства» направлена на создание выпускниками собственного бизнеса.

В то же время, формирование деловых связей в процессе обучения, стажировок и постпрограммных мероприятий расширяет возможности выпускников по карьерному росту.

Шамиль Валитов:

— На программу МВА все слушатели приходят уже работающими людьми с собственным руководящим опытом, поэтому у наших выпускников нет проблем с трудоустройством. Наши выпускники активно общаются между собой. В процессе учебы и после ее окончания слушатели открывают совместные предприятия, новые направления бизнеса.

В 2002 году была создана Ассоциация выпускников программы МВА КГФЭИ — постоянно действующее независимое Сообщество менеджеров, имеющих степень МВА. Каждые два года Ассоциация проводит Форум выпускников МВА. Цель этих форумов — демонстрация новаторских знаний, навыков и методик, успешно применяемых выпускниками программы МВА для повышения эффективности и конкурентоспособности компании, а также для установления деловых и дружеских контактов между людьми с общим мировоззрением. 28 мая 2010 года состоялся III Форум выпускников программы МВА КГФЭИ «Стратегия управления предприятием в условиях экономического кризиса», посвященный 10-летию программы МВА в Татарстане. В Форуме принял участие президент республики Татарстан Минниханов Рустам Нургалиевич, а также д.э.н., профессор, академик РАН Аганбегян Абел Гезевич.

Илья Антонов:

— На данные программы приходят уже работающие руководители. Анна:
Как эксперты оценивают республиканский рынок программ по подготовке управленцев? Насколько он насыщен?

Анна Найда:

— Не думаю, что на сегодняшний день рынок таких программ насыщен, поскольку их результативность в целом низкая. Я имею в виду, что подготовка управленцев должна быть постоянной, непрерывной, это связано, прежде всего, с необходимостью подготовки новых инновационно и креативно мыслящих управленцев!

Илья Антонов:

— Насыщенность невысокая. Я думаю, количество программ будет увеличиваться.

Шамиль Валитов:

— Рынок программ по подготовке управленцев в республике Татарстан несколько отстает от рынка программ Москвы и Санкт-Петербурга. У нас в Татарстане есть Президентская программа и есть МВА, тогда как в столице существуют программы Executive MBA, MPA, DBA и много узкоспециализированных программ МВА, например, МВА-маркетинг, МВА в сфере IT и т. д.

Антон Макаров:
— Многие руководители получают дипломы различных зарубежных институтов и программ. Насколько преподаваемый там материал адаптирован к нашему бизнесу?

Илья Антонов:

— Конечно, не все зарубежные институты адаптируют программу под особенности ведения бизнеса в конкретной стране. Если технология обучения предполагает, что слушатели будут применять знания к своей практике, преподаватели будут объяснять применимость изучаемых моделей, тогда программа будет адаптирована и полезна нашим руководителям.

Анна Найда:

— На сегодняшний день адаптация зарубежного опыта находится на низком уровне. Это, прежде всего, связано и с правовыми документами, разницей в правовом обеспечении, с подготовкой населения к обучению через всю жизнь. Именно поэтому важно и нужно получать второе высшее образование в области менеджмента, даже если уже есть первое, по выбранному профилю.

Г. С., г. Казань:
— Судя по новым назначениям, президент старается омолодить кадровый состав правительства. Правильно ли это? Насколько готовы такие управленцы занимать столь высокие должности?

Илья Антонов:

— Все зависит от человека, если молодой человек обладает соответствующими способностями, имеет хорошее образование в области управления и минимально необходимый опыт, я считаю, что путь такой верный. Такие люди позволят развиваться обществу быстрее и динамичнее.

Влад:
— В последние год-два наши чиновники регулярно ездят в Сингапур с целью обмена опытом. Какие знания они там получают, насколько они применимы к нашей экономике?

Рашида Валиуллова:

— При ответе на данный вопрос обратимся к событиям двухлетней давности. Именно тогда, а точнее в сентябре 2009 года между правительством Татарстана и руководством Школы государственной политики при Национальном университете Сингапура имени Ли Куан Ю. было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. Следует сказать, что республика далеко не одинока в своем стремлении перенять передовой опыт организации бизнеса, управления городским хозяйством, внедрения инноваций во все сферы жизни и т. д., чем богат нынешний Сингапур. Достаточно сказать, что в стенах данной Школы в настоящее время проходят обучение студенты и слушатели из 52 стран мира. Программы обучения в Школе основаны на мировых образовательных стандартах. Слушателям предоставляется возможность получить знания о становлении и деятельности государственных служб Сингапура, изучаются вопросы организации городского планирования, деятельности и работы системы образования и здравоохранения, предоставления государственных услуг населению. Поэтому, считаем, что слушателям из Татарстана здесь есть, чему поучиться, чтобы потом применить полученные знания на практике.

Анна Найда:

— Поделюсь опытом использования зарубежного опыта Университетом управления «ТИСБИ». Так, 21 апреля этого года на факультете управления в рамках декады студенческой науки прошел круглый стол «Использование зарубежного опыта для построения инновационной экономики России». В работе круглого стола приняли участие преподаватели, студенты дневного и заочного отделений, магистранты факультета управления. Профессор Е.М. Готлиб осветила опыт Сингапура и США в построении инновационной экономики, что вызвало живой интерес и активную дискуссию у участников круглого стола. Работа круглого стола показала необходимость и практическую значимость организации работы постоянно действующего научного направления факультета управления — «Использование зарубежного опыта для построения инновационной экономики России».

Светлана Скорнякова:
— Если возможно, скажите, на какие должности формируется кадровый резерв в Татарстане.

Рашида Валиуллова:

— Ответ на данный вопрос рассмотрим применительно к государственной гражданской службе республики Татарстан. Согласно действующему законодательству, в настоящее время в республике формируется два вида кадрового резерва:

— кадровый резерв государственного органа Республики Татарстан;

— кадровый резерв Республики Татарстан.

Отличие данных видов резерва заключается в том, что кадровые резервы формируются в обоих случаях для замещения должностей государственной гражданской службы, которые при их классификации относятся к различным категориям и группам должностей.

Есть также небольшое отличие и в том, кем формируется каждый резерв. Кадровый резерв государственного органа Республики Татарстан, к примеру, формируется для замещения должностей государственной службы категории «руководители» главной и ведущей групп должностей государственной службы и замещения должностей государственной службы категории «специалисты» (пункт 8 Указа Президента Республики Татарстан от 14 марта 2011 года №УП-127 «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Республики Татарстан») из числа лиц, успешно прошедшие конкурсные испытания в государственном органе.

Кадровый резерв Республики Татарстан формируется для замещения должностей государственной службы категории «руководители» высшей группы должностей государственной службы (пункт 14 Указа Президента Республики Татарстан от 14 марта 2011 года №УП-127 «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Республики Татарстан») из числа лиц, успешно прошедшие конкурсные испытания, которые организовываются Департаментом по делам государственных служащих при президенте РТ.

Мира:
Что принципиально нового может предложить Республика в области обучения и подготовки управленцев?

Анна Найда:

— Университет управления «ТИСБИ» в рамках подготовки специалистов в области менеджмента внедряет инновационные методы. Преимуществом является то, что у нас работает Студия инновационного управленческого (креативного) мышления, созданная на факультете управления в тесном сотрудничестве с Государственным университетом управления (г. Москва) и лично с профессором Э.М.Коротковым. Сегодня необходимо соответствие уровня интеллектуального мышления молодого поколения реалиям нового информационного века, когда владение врожденными талантами и приобретенными способностями становится инструментом прорыва к новым знаниям и инновациям, инструментом конкурентоспособности как отдельного индивидуума, так и организации в целом. В настоящее время сформировалась такая сфера деятельности, как хэндхантинг (в буквальном переводе «охотник за головами»), представляющая собой выполнение заказов организации на поиск необходимых им специалистов интеллектуального профиля, способных решать нетрадиционные, креативные задачи, повышая, таким образом, инновационный потенциал организации. Именно в таких специалистах нуждается реальный сектор экономики.

А. Несмелов:
— Насколько я знаю, наличие родства с гражданским служащим служит не позволяет самому находиться на гражданской службе. Выходит, что пройти программу подготовки управленческих кадров в случае такого родства тоже нельзя? Какие еще существуют ограничения для того, чтобы попасть в резерв?

Рашида Валиуллова:

— Действительно, в соответствии со ст. 16 Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае «…близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому…».

Но, что здесь важно и на что следует обратить внимание: во-первых, при перечислении лиц, состоящих в родстве с государственным служащим в статье закона дается исчерпывающий перечень тех лиц, с кем госслужащий не должен состоять в родстве при условии, что замещаемая им должность предполагает непосредственную подчиненность таких госслужащих.

Во всех остальных случаях, ограничений для родственников при поступлении и прохождении ими государственной гражданской службы законом не установлено.

Таким образом, ограничений по родственному признаку для прохождения тем или иным лицом программы подготовки управленческих кадров законом не установлено.

При принятии же решения о назначении того или иного лица на государственную должность государственной службы (возможно, после прохождения такой программы) руководитель, как лицо принимающее такое решение, должен и будет исходить из того, что данное ограничение для поступающего на госслужбу реально существует и прописано в законе.

Максим Н.:
— Вопрос к экспертам, представляющим обучение на коммерческой основе. Каким образом ваше учебное заведение интегрировано в общую систему подготовки профессиональных кадров для республики? Заинтересовано ли руководство республики в ваших выпускниках?

Ильдар Аблаев:

— Наша АНО «Татарская Академия Управления Инновационной экономикой» работает на основе корпоративных заказов предприятий и организаций республики. Ранее мы были ОАО и при Кабинете Министров РТ. После приватизации действует напрямую со всеми отраслями РТ. Основной вид деятельности — повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей и специалистов предприятий, в том числе за рубежом — в Европе, США, Канаде и т. д. Татарстан сегодня — это единая образовательная площадка, где действуют десятки образовательных учреждений. Конкуренция очень большая, но общей интегрированной системы подготовки нет. Думаю, что ее и не нужно. В наших выпускниках заинтересовано, прежде всего, руководство предприятий, а косвенно и руководство республики. Потому что чем профессиональней и компетентнее будут на своих рабочих местах решаться вопрос, тем лучше будет развиваться экономика республики.

Илья Антонов:

— Наш Центр находится в системе дополнительного профессионального образования, и занимается подготовкой профессиональных руководителей. Интеграция в том, что заказчиком выступает предприятие, либо сам специалист, который будет использовать свои знания на пользу экономики республики. Я думаю, что в любом профессиональном управленце республика Татарстан заинтересована. Это подтверждает создание кадрового резерва и другие проекты, направленные на образование руководителей.

Анна Найда:

— Вне зависимости от основы обучения — коммерческой или за счет бюджетных средств — аккредитованные высшие учебные заведения России проводят обучение по государственным стандартам. К примеру, наш университет выдает дипломы государственного образца, и специалисты с такими дипломами востребованы во всех сферах деятельности республики.

Адель Мубаракшин:
— Есть мнение, что обучаться управлению в Казани бессмысленно, у нас нет профессиональных бизнес-школ. Что думают по этому поводу эксперты?

Илья Антонов:

— Многие руководители-выпускники казанских бизнес-школ добивались хороших результатов, применяя полученные знания. Этому способствовали: желание учиться, четкие цели на будущее и упорство. За 17 лет работы в Татарстане у нас было много примеров карьерного роста, повышения доходов, создание собственного бизнеса. К сожалению, такое мнение сложилось из-за того, что некоторые образовательные компании не смогли передать знания руководителям. И выпускники стали негативно отзываться о бизнес-образовании в целом. Если все бизнес-школы будут ориентированы на качество и результат для студентов, такое мнение исчезнет.

Замалетдинова К.:
— Можно ли дистанционно получить хорошее образование руководителя?

Анна Найда:

— Комплекс дистанционного обучения предполагает самостоятельное изучение учебного материала с использованием современных электронных средств. При этом важным звеном остается роль преподавателя и контроль знаний. В Университете управления «ТИСБИ» уже много лет работает заочная форма обучения с применением дистанционных технологий. Практика показывает, что качество подготовки специалистов, которые получили образование дистанционно в нашем вузе, не уступает уровню специалистов, подготовленных в традиционной форме.

Илья Антонов:

— Российский менталитет не позволяет учиться только дистанционно, хотя на западе эта технология используется очень широко. Любой взрослый человек сможет научиться, только применяя свои знания на практике. Если не внедрять подходы, не смотреть какие получились результаты, толку от обучения не будет. Поэтому необходимо, чтобы руководители обучались вместе, обменивались опытом, решали конкретные практические задачи. Это можно сделать только с элементами очной системы.

Дамир С.:
— Каким образом проходит подготовка кадров? Делятся ли с ними в рамках обучения опытом ныне действующие управленцы?

Шамиль Валитов:

— Главный актив программы МВА — это уникальный преподавательский состав. Во-первых, это лучшие преподаватели Казанского государственного финансово-экономического института, владеющие тонкостями ведения бизнеса в Татарстане, среди них нет чистых теоретиков, все они являются консультантами различных предприятий по всему Татарстану.

Во-вторых, это лучшие преподаватели известных российских бизнес-школ. Мы сотрудничаем с Российской Академией народного хозяйства и Государственной службы при президенте РФ (РАНХ и ГС, Москва), Высшей школой менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики (ВШМ ГУ-ВШЭ, Москва), Государственным университетом управления (ГУУ, Москва), Институтом бизнеса и делового администрирования (ИБДА, Москва), Высшей экономической школой Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ВЭШ СПБГУЭФ, Санкт-Петербург). У нас есть партнер во Франции — Высшая международная коммерческая школа ESIDEC (г.Мец, Франция).

В Москве и Петербурге эти бизнес-школы конкурируют между собой, а к нам приезжают лучшие их преподаватели и ведут у нас занятия, привнося в программу опыт сотрудничества с крупными российскими и западными компаниями.

В-третьих, мы привлекаем практиков. Например, отдельные темы в курсе «Предпринимательское право» у нас читают судьи Арбитражного Суда РТ, известные в Татарстане адвокаты, «Производственный менеджмент» ведет руководитель подразделения КАМАЗа, «Государственное регулирование бизнеса» — Председатель Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству. Мы также приглашаем из числа наших выпускников тех, кто добились серьезных успехов в бизнесе, карьере. Но это очень деликатный момент. Ведь не зря говорят, что каждый должен заниматься своим делом. Человек может быть очень грамотным и профессиональным управленцем, но преподавать — это совершенно особая сфера деятельности, это не каждому дано. Поэтому людей, одинаково успешных и в бизнесе, и в преподавании очень мало, и мы их очень ценим.

Сам учебный процесс основан на цикловой форме обучения. За два года все слушатели проходят 10 циклов обучения. До начала каждого цикла слушатели получают все учебные материалы, дополнительную литературу, им предоставляется пароль для входа на сайт, где все материалы продублированы в электронном виде. Слушатели должны все это прочитать, ознакомиться, чтобы в аудитории более продуктивно использовать время для обсуждения с коллегами реальных ситуаций, решения практических задач и т. д. Ведь именно в процессе общения между собой у слушателей рождается новая ценность — знание. Приходя на 10 дней, слушатели полностью погружаются в учебу, и это самая эффективная форма обучения. Возвращаясь на работу, они применяют полученные знания на практике. Все самостоятельные работы, курсовые и дипломные проекты они выполняют по материалам своих компаний.

Leonid:
— Ценятся ли документы, выдаваемые казанскими бизнес-школами?

Илья Антонов:

— Многое зависит от репутации бизнес-школы, ее международных и российских аккредитаций. Если все эти элементы присутствуют, то документы будет цениться. Однако, одного документа часто бывает недостаточно. Нужно, чтобы руководитель смог доказать свой профессионализм при устройстве на работу.

Алексей Чувашов:
— Чем руководствоваться при выборе программы подготовки управленческих кадров? Как определить профессионализм преподавателей?

Шамиль Валитов:

1) При выборе программы МВА, в первую очередь, нужно обращать внимание на опыт школы бизнеса. Хорошо, если школа бизнеса успешно работает хотя бы лет 7−8. Разумеется, у школы должны быть лицензия на право реализации программы МВА и свидетельство о государственной аккредитации.

2) Также важна репутация программы МВА, ее место в рейтингах. Например, в рейтинге MBA программ и MBA школ, проводимом MBA TODAY программа МВА КГФЭИ числится соответственно в первой десятке и двадцатке среди 102 школ бизнеса России. Это очень хороший показатель. Что касается международных рейтингов, согласно решению Международного комитета по науке SMBG (Франция) наша программа МВА третий год подряд входит в список 1000 лучших бизнес-школ мира и награждается 2 «Пальмовыми ветвями» Eduniversal. Пальмовые ветви EDUNIVERSAL иллюстрируют авторитет учебного заведения на международном уровне и свидетельствуют о том, что программа МВА КГФЭИ является ведущей бизнес-школой в своем регионе. В список лучших бизнес-школ по данным Eduniversal входят всего 19 учебных заведений России.

3) Программа МВА должна реализовываться в соответствии с государственными стандартами. Предлагаемая Казанским государственным финансово-экономическим институтом программа МВА разработана в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (МВА)» (утверждены Минобрнауки России 08.02.2008 г.) и отвечает стандартам европейского образования данного уровня.

По завершении обучения по программе МВА выпускник получает государственный диплом «Мастер делового администрирования / Master of Business Administration/ MBA», который является дипломом о профессиональной переподготовке, и совместный сертификат «Master of Business Administration» Высшей международной коммерческой школы ESIDEC (Франция) и Казанского государственного финансово-экономического института.

4) Ещё один важный параметр — это качество обучения и профессионализм преподавателей, которые проверить достаточно сложно. Единственный способ — это связаться с выпускниками, пообщаться с теми, кто сейчас учится. На программу МВА КГФЭИ почти все приходят по рекомендации друзей, коллег, родственников.

TatCenter.ru выражает благодарность всем участникам online-конференции!

Новости
12 Декабря 2024, 14:20

Стоимость аренды жилья в Казани снизилась на 3%

Она составила 39 тыс. рублей в месяц.

В ноябре средняя стоимость долгосрочной аренды жилья в Казани уменьшилась на 3% и составила 39 тыс. рублей в месяц. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на сервис «Авито Недвижимость».

Снижение цен на аренду наблюдалось в 22 городах России. Самое значительное падение отмечено в Волгограде — на 10%, Калининграде и Новосибирске — по 9% в каждом, а также в Саратове и Нижнем Новгороде — на 8%. В целом по стране аренда жилья стала дешевле на 6%, средняя цена составила 33 тыс. рублей в месяц. При этом предложение квартир на рынке увеличилось: в ноябре оно возросло на 5% по сравнению с октябрем и на 31% относительно ноября прошлого года.

Напомним, Казань попала на четвертое место в списке российских городов с высокой арендой жилья на новогодние праздники.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: