Конференции
08 Июля 2010, 00:00

Бизнес-барьеры: что мешает развитию малого предпринимательства?

На портале TatCenter.ru прошла online-конференция: Бизнес-барьеры: что мешает развитию малого предпринимательства?".

Согласно исследованию Центра перспективных экономических исследований АН РТ, на сегодняшний день 53,3% предпринимателей Татарстана отрицательно оценивают бизнес-климат в республике. Что мешает развитию малого и среднего предпринимательства? Какие бизнес-проблемы в Татарстане являются основными? Какие пути решения проблем могут предложить госорганы? На кого возлагают надежды сами представители малого бизнеса?

На эти и многие другие вопросы читателей ответили эксперты организаций, занимающихся содействием развитию бизнеса в Татарстане, представители банков и сами предприниматели.

Эксперты online-конференции:

Ян Арт, главный редактор портала Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации кредитных брокеров, к.э.н. (Москва)
Владислав Абрамов, директор по корпоративному бизнесу казанского филиала ОАО «Альфа-Банк»
Азат Газизов, председатель Татарстанского РО общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ«
Мария Горшунова, генеральный директор ООО ПКФ»МАЙДАН» (сеть кафе и ресторанов «Сытый папа»)
Евгений Зайцев, Управляющий Операционным офисом ОАО «ИнвестКапиталБанк» в г. Казань
Айрат Каюмов, директор ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан«
Наталья Таркаева, заместитель председателя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ
Хайдар Халиуллин, президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ

ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:

Олег г. Казань:
Многие предприниматели в настоящее время отмечают падение продаж, снижение выручки. Прошу экспертов поделиться мнением о том, какой бизнес сейчас может быть максимально прибыльным. Спасибо.

Наталья Таркаева:

— Основное последствие кризиса — падение реальных доходов населения. Как неизбежное следствие — меняется стандарт потребления товаров и услуг. От некоторых товаров и услуг люди отказываются совсем, от других отказаться невозможно — это товары первой необходимости. В экономике их называют товаром с неэластичным спросом: при росте цены спрос на них почти не меняется. К этой группе относятся продукты питания, одежда… то, без чего человек не может жить.

Азат Газизов:

— Известен факт, что во время общеэкономических спадов менее всего страдает сфера услуг. В Татарстане многие предприятия этой сферы за время с начала кризиса даже существенно повысили свои обороты.

Хайдар Халиуллин:

— Максимально прибыльных бизнесов достаточно много, но самым выгодным я бы назвал розничную реализацию продуктов питания, реализацию воды и других напитков. Также на мой взгляд достаточно прибылен бизнес по продвижению информационных технологий.

Ян Арт:

— Практически любой качественный бизнес. От ресторации до высоких технологий. Но только тот, который способен выигрывать конкуренцию качеством. Не перекредитовываться, не снимать сливки с жирного рынка с КПД в 10%, а работать.

Мария Горшунова:

— Наверняка не ошибусь, если скажу, что наиболее прибыльный бизнес — добыча полезных ископаемых, особенно нефти и газа. Но вы же понимаете, что для малого бизнеса этот вариант неприемлем. Таким образом, если говорить серьезно, то выгодным будет тот бизнес, в котором минимизированы затраты на аренду и коммунальные услуги, а спрос на предлагаемую продукцию и услуги велик. Такую схему можно найти в любом виде бизнеса — будь то юридические услуги и аудит или производство и продажа мебели. Чтобы обойти конкурента, нужно сделать лучше, чем у всех, и суметь довести информацию о себе до потенциальных клиентов. И в этом-то заключается вся сложность любого бизнеса.

Владислав Абрамов:

— Думаю, что всегда, в том числе и в условиях кризиса, продукция и услуги малого бизнеса будут востребованы, имею ввиду все те виды деятельности, которыми малый бизнес занимался и ранее. Это производство одежды, продуктов питания, бытовые услуги, торговля и другие привычные для малых предприятий сферы деятельности.

Ильсия Мидхатовна г. Казань:
О проблемах бизнеса сказано немало. Регулярно проводятся мероприятия для предпринимателей, есть ряд организаций, которые существуют для того, чтобы содействовать предпринимательству, программы поддержки, но вести дело легче не становится. Вопрос простой — почему?

Хайдар Халиуллин:

— Сегодня действительно существует ряд различных общественных объединений для помощи предпринимателям. Для чего они существуют? Для того, чтобы решать те вопросы, которые в одиночку решить трудно. Не все в силах таких организаций, но их можно использовать как один из инструментов ведения бизнеса. Государственные организации по поддержке предпринимателей занимаются разработкой стратегических направлений, разрабатывают государственные программы поддержки. Как правило, они отдают приоритет производителям сельскохозяйственной продукции, предприятиям нефтехимии, бизнесу, связанному с информационными технологиями.

Относительно вопроса почему не становится вести бизнес легче. Сегодня пишется много документов, которые разработаны в интересах предпринимателей, но коррупция (взяточничество, бюрократические барьеры, нечеткое исполнение законов) не позволяет этим документам работать в полную силу. Думаю, что со временем мы придем к нормальной ситуации, но пока проблем действительно много.

Наталья Таркаева:

— Действительно за последнее время было принято несколько очень важных законов, облегчающих жизнь предпринимателей. В первую очередь хотелось бы отметить 294й закон о проверках. После вступления его в силу количество обращений предпринимателей в связи с проверками резко сократилось. Отменили обязательное использование контрольно-кассовой техники, снизили налог по упрощенной системе налогообложения. При этом очень серьезно усложняется законодательство связанное с защитой прав граждан: закон о персональных данных, охрана труда, социальные выплаты и проч. В итоге организация взаимодействия бизнеса и граждан становиться лучше, но ведение бизнеса при этом не облегчается.

Азат Газизов:

— Мы как ОПОРА РОССИИ — одна из таких организаций. Можем ответить только за себя. Принципиальный вопрос — что вы понимаете под словом «легче». Что для вас это значит — чего вы ожидаете от этих организаций? Чтобы дали денег, или оказывали консультационное содействие, или помогали выбивать кредиты, или решать вопросы с государственными надзорными органами? Лично мы что-то из этого списка в какой-то степени, как обычно мало устраивающей предпринимателей, регулярно делаем на абсолютно безвозмездной основе.

Например, недавно обратились люди — у них проблема с доступными кредитами. Мы как объединение предпринимателей плотно работаем с несколькими банками РТ. Соответственно сейчас мы занимаемся тем, чтобы обратившихся лично выслушали начальники кредитных отделов этих банков. Это все, что мы можем. Договориться о том, чтобы кредит гарантированно дали, мы не в силах.
Вообще же, на наш взгляд, существует большая системная проблема. Она связана с крайней степенью неактивности предпринимателей в общественной жизни. По нашим данным в РТ зарегистрировано более 150 тыс. организаций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Даже если отмести 90% из этого числа, остается 15 000. В общественных предпринимательских организациях республики состоят около 1000 предпринимателей. Причем все они разбросаны по куче республиканских, городских, или районных организаций. На сегодняшний день в республике, на наш взгляд, из неотраслевых есть две самые влиятельные организации, объединяющие средний и малый бизнес — это Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ и ТатРО ОПОРА РОССИИ.

Количество активных членов в этих организациях примерно 300 человек. А вот теперь давайте прикинем. К нашим рекомендациям прислушиваются все уровни власти Татарстана, часто наши предложения просто игнорируются, но мы не отчаиваемся и снова пытаемся что-то выбить для предпринимателей. Опираясь на опыт других регионов, можно однозначно сказать, что власти уже не могут не учитывать мнение предпринимательских организаций, которые представляют предпринимательское сообщество субъекта РФ, если активная численность этих организаций достигает 1000 человек. В Японии все предприниматели объединены по определенным признакам в четыре организации.

Как вы думаете, что бы в Японии было с теми лоббистами, которые бы решили протащить закон увеличении ЕСН до 34%? Риторический вопрос. Там бы у людей даже такой мысли не возникло бы, поскольку это означало бы идти против огромной системной силы. Соответственно в той же Японии основные получатели государственной поддержки — это предприниматели, а не банки и транснациональные корпорации. У нас же в стране на поддержку предпринимательства в федеральном бюджете было предусмотрено выделение 6 млрд. рублей и еще 30 млрд. рублей выдавались РосБР-ом на основе льготного кредита (которые на практике оказался не таким уж и льготным — в среднем на 3% ниже средних банковских ставок).

Вывод очень простой, можно ждать у моря погоды, но практика показала, что никто ничего за вас не сделает. Хотите вы этого или нет, но для того, чтобы положение в стране для малого и среднего бизнеса существенно улучшилось, придется занимать более активную жизненную позицию и вступать в существующие общественные предпринимательские организации, чтобы они представляли ваши интересы на всех уровнях вертикали власти.

Ян Арт:

— Ответ тоже простой. Пока главным бизнесом в стране остается хождение во власть и пребывание во власти, нормальному бизнесу будет трудно. Вся идеология российского общества построена на фискальном отношении к предпринимательству. С него «взимают дань» — от государства в-целом, от взяточников-чиновников. Это — норма. А большинство общественных организаций бизнеса работает вовсе не для защиты бизнеса. Это тоже просто бизнес — заседать.

Мария Горшунова:

— Бизнес никогда не был легким занятием. Государственное регулирование бизнеса, на мой взгляд, должно не помогать, а банально не мешать ведению бизнеса. Вот на этом этапе и возникают проблемы.

Бизнесу мешают постоянно меняющееся законодательство, особенно в области налогообложения? — ДА. Это государственное регулирование на уровне России. И, например, республиканские структуры по поддержке бизнеса не могут минимизировать вред от этого.

Бизнесу нужны длинные и дешевые деньги на развитие? — ДА. Но банки, особенно иностранные, в целях минимизации рисков невозврата, увеличивают процентные ставки и уменьшают сроки выдачи денег. Но банки — это тоже бизнес и регулировать их взаимоотношения с малым бизнесом структуры, содействующие предпринимательству, тоже не могут.

Из всего сказанного вывод — спасение утопающих… А дальше вы знаете. В связи с этим хотелось особо подчеркнуть создание саморегулируемых организаций для защиты бизнеса — например, ассоциаций, гильдий и т. д., в которые все чаще стали объединяться наши предприниматели. Гораздо легче быть услышанным, если на защиту твоих прав встает саморегулируемая организация.

Руслан г. Набережные Челны:
Какова степень риска открытия собственного дела в условиях сложившейся финансовой и экономической обстановки в стране?

Мария Горшунова:

— Степень риска всегда была высока. Но особо она зависит от того, насколько правильно вы выбрали вид бизнеса и будет ли он востребован, во-первых; какие средства вложены в бизнес — заемные или собственные, во-вторых. И в третьих, насколько корректно сделан бизнес план, в котором отражены ваши ожидания по окупаемости стартовых вложений (особенно если средства кредитные и под кредит заложены материальные ценности и недвижимость вашей семьи). Что касается финансовой и экономической обстановки в стране, то поверьте, это мало влияет на успешность бизнеса. Цена вопроса в том, чтоб правильно найти свою нишу в бизнесе. Единственное, что конечно и, безусловно, помешает вашей скорейшей раскрутке в случае правильного выбора — это упавшая платежеспособность населения. Но это, я думаю, ситуация временная.

Хайдар Халиуллин:

— Интересный вопрос. Степень риска при ведении бизнеса всегда была, есть и будет. Это же бизнес! Но кризис действительно увеличивает степень этого риска — примерно на 20%. Предпринимательство — это не профессия, это образ жизни и надо помнить, что предприниматель всегда рискует. Нужно уметь просчитывать наперед, изучать ситуацию, проводить исследования, прежде чем начинать свое дело. А у некоторых начинаются проблемы в ходе ведения бизнеса и они сразу опускают руки. Нужно помнить, что предприниматель — это зерно, которое прорастает в пустыне вопреки всему.

Азат Газизов:

— Нужно понимать, что рынок находится в новом состоянии. Поэтому риск, который всегда присутствует при открытии нового бизнеса, сейчас повышен. Однако всегда — так было и так будет — главным фактором для вас должна являться сама ваша идея, степень ее проработанности. Только от этого зависит, открывать собственное дело или нет.

Наталья Таркаева:

— Любая предпринимательская деятельность — это риск. Это даже указано в определении понятия «предпринимательская деятельность» в ст. 2 Гражданского Кодекса РФ. Степень допустимого для себя риска каждый выбирает самостоятельно. Некоторые виды бизнеса становятся более актуальными в период кризиса — более дешевый сегмент товаров и услуг, некоторые напротив. Следует отметить, что начиная бизнес в условиях кризиса, Вы можете адекватно оценить платежеспособность спроса на предлагаемые Вами товары и услуги, и в некотором смысле Вам даже легче, чем тем, кто начал дело незадолго до кризиса, рассчитывая на совсем иную экономическую обстановку.

Анатолий Макаров г. Казань:
Кто может приостановить либо запретить деятельность предприятия (ООО средний бизнес) при нелицензируемом виде деятельности?

Айрат Каюмов:

— По общему правилу, приостановление и наложение запрета на осуществление деятельности предприятия при нелицензируемом виде деятельности не допустимо, если юридическое лицо зарегистрировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан и соблюдает действующее законодательство. Временный запрет деятельности допускается КоАП РФ и применяется до рассмотрения дела, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Административное приостановление деятельности осуществляется только по решению суда, инициатива по возбуждению административного дела, как правило, исходит от заявителей — контролирующих органов.

Владислав Абрамов:

— Приостановление деятельности общества с ограниченной ответственностью, а также любого другого юридического лица независимо от его гражданско-правовой формы, является мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Решение о приостановлении деятельности юридического лица может быть принято только судом. Дела о приостановлении деятельности предприятия рассматриваются судами общей юрисдикции.

Хайдар Халиуллин:

— Наложить штраф могут налоговые органы. Прекратить деятельность предприятия может МВД либо лицензирующий орган. А предприятие с незаконным видом деятельности может закрыть любой контролирующий орган.

Азат Газизов:

— У нас в стране более 40 контрольных органов. Приостановить деятельность может только милиция или прокуратура, в случае, если организация привлекается в качестве фигуранта по каким-то уголовным делам. Все остальные могут выписать штрафы, предписания и прочее в случае нахождения на вашем предприятии нарушений действующего законодательства. На самом деле, лучше рассматривать конкретный случай и запрашивать информацию по каждому государственному органу отдельно.

Наталья Таркаева:

— Приостановление деятельности назначается судьей в случаях предусмотренных КоАП на срок до 90 суток в случаях, когда другие меры не могут обеспечить достижения цели административного наказания. Чаще всего это нарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования, требований пожарной безопасности, а также нарушение законодательства о труде и охране труда. Основанием для обращения в суд будет служить протокол об административном правонарушении составленный соответствующим органом, в котором указывается угроза причинения вреда и чем она подтверждается. Суд, однако, может не принять во внимание доводы проверяющих органов.

Искандер г. Нижнекамск:
Среди экспертов есть представители организаций, занимающихся поддержкой предпринимателей. Можно рассказать каким именно образом данные организации оказывают помощь предпринимательству? Каковы результаты их работы?

Хайдар Халиуллин:

— Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана — это добровольное объединение. Люди объединяются для чего? Чтобы обрести силу, чтобы защитить себя. Ассоциация — это дополнительная сила, лоббирование интересов, защита бизнеса от рейдерства, неправомерных действий органов власти, пропаганда деятельности членов ассоциации, помощь при работе с банками, рекомендации для участия во всевозможных конкурсах и тендерах, различные семинары и обучение. Кроме того, членство означает, что данные предприятия имеют большие возможности по сравнению с теми, кто в ассоциации не состоит.

Айрат Каюмов:

— ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан» является элементом инфраструктуры поддержки субъектов МСП в Республике Татарстан. Компания принимает активное участие в различных программах по поддержке и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

На данный момент ООО «ЛКМБ-РТ» продолжает принимать участие в программах присуждения грантов Правительства Республики Татарстан на поддержку начинающих субъектов МСП в муниципальных образованиях («Лизинг-грант» — 2009) и на поддержку начинающих субъектов МСП в приоритетных отраслях промышленности, реализуемых Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан.

За период проведения программы «Лизинг-Грант» на 1 июля 2010 года через нашу компанию был профинансирован 591 договор финансовой аренды на общую сумму 355,72 млн. рублей в т. ч.: за 2009 год — 379 договоров на сумму 213,46 млн. рублей, за I полугодие 2010 года — 213 договоров на сумму 142,26 млн. рублей.

Так же стоит отметить, что по данной программе профинансированы субъекты малого предпринимательства из всех 43 районов Республики Татарстан. В 2010 году планируется реализовать аналогичную программу совместно с Комитетом. Программа 2010 года предполагает субсидирование платежей по вновь заключаемому договору финансовой аренды (лизинга) в размере 45% от суммы договора лизинга. Более подробную информацию можно найти на сайте Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан.

Азат Газизов:

— Честно говоря подробный список того, что мы сделали занял бы очень много места. Разрешите просто обозначить направления, в которых мы работали и добились конкретных результатов. Под результатам мы понимаем конечный продукт, предназначенный либо для одного, либо для группы предпринимателей.

Таким образом, можно отметить следующие направления, по которым работает наша организация:
-Законотворческая деятельность на федеральном и региональном уровнях. ОПОРА РОССИИ на сегодняшний день представляет из себя самую мощную лоббистскую организацию малого и среднего бизнеса.
-С апреля 2010 года действует общественная приемная ТРО, где любой предприниматель может получить бесплатную консультацию по вопросам взаимодействия с государственными органами РТ и РФ,
-Сотрудничество с Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства РТ.

Программы:
Гранты Правительства Республики: 1 млн руб., 300 тыс. руб., 100 тыс. руб. начинающим предприятиям малого бизнеса, занятым в сфере производства.
— «Начало дела» — полное консультационное и юридическое сопровождение от создания до момента реализации бизнес-проекта.
-Сотрудничество с ФАС. ОПОРА активно сотрудничает с Федеральной Антимонопольной Службой РФ (ФАС).
-Сотрудничество с Аппаратом Главного федерального инспектора по РТ.
-Работа с банками. КМБ и Сбербанк — являются партнерами Татарстанского РО по совместным банковским и иным программам.
-Правовое консультирование предпринимателей.
-Участие в заседаниях и совещаниях Правительства РТ. Представление интересов предпринимателей Республики в Комиссиях, Комитетах, Советах при Прокуратуре РТ, ФАС РТ, Кабинете Министров РТ, Главном федеральном инспекторе по РТ, на которых решаются многие вопросы, связанные с жизнью и работой предпринимателя в Татарстане.
-Участие в мероприятиях федерального уровня — Форумы, Конференции, заседания Министерств и ведомств РФ.
-Организация клубной системы для предпринимателей — членов организации. Общение с предпринимателями своего круга на формальном и неформальном уровнях.
-Налаживание бизнес-контактов с другими предпринимателями на территории РФ.
-Организация международных бизнес площадок, налаживание сотрудничества с зарубежными бизнес-партнерами.
-Помощь в выходе на новые рынки сбыта товаров и услуг на уровне РФ.
-Возможность вести инициированные предпринимателем проекты на федеральном уровне.

Наталья Таркаева:

— Есть несколько направлений поддержки, или как теперь принято говорить, развития предпринимательства. Все они прописаны в 209 м фед. Законе. По сути все их можно разделить на 3 основные группы: финансовая, консультационная, инфраструктурная. Только консультационная поддержка может быть адресной, т. е. индивидуализированной для конкретного обратившегося лица. Остальные виды поддержки оказываются строго на конкурсной основе в соответствии с положением о конкретной программе. К финансовой поддержке относится лизинг-грант, субсидирование процентной ставки, гарантийный фонд, кредитные программы РосБР и др.

Под инфраструктурой понимаются технопарки, индустриальные парки, бизнес-инкубаторы. Подробнее обо всех программах Вам расскажут специалисты отдела финансово-правовых консультаций Комитета по развитию предпринимательства (+7 834 5 704 003). Что же касается итогов — по одному только лизинг-гранту за 2009 г. поддержку получили 768 предпринимателей, а это более 4тыс. новых рабочих мест.

Борис Олегович Зосимов г. Набережные Челны:
В СМИ регулярно появляются новости о том, что число безработных, начавших собственный бизнес по программе поддержки малого бизнеса, увеличивается. Каждому защитившему бизнес-план дают около 60 тыс. рублей. Неужели на эти деньги действительно можно открыть собственный бизнес? И получатся ли из бывших безработных жизнестойкие предприниматели?

Айрат Каюмов:

— Все зависит от человека, от его желания и умения работать. Знаю человека, который на эти деньги приобрел инструмент и занялся установкой дверей. Сейчас у него целая бригада, которая занимается ремонтом и отделкой квартир и домов.

Ян Арт:

На эти деньги вы сможете зарегистрировать юридическое лицо. Даже на получение лицензии этих средств вам не хватит. При открытии, например, кафе, этой суммы не хватит даже на первую взятку. Не получаются.

Хайдар Халиуллин:

— 60 тысяч рублей действительно не могут помочь в создании собственного дела. Из 100% тех, кому были выданы эти средства возможно 10% и пошли в дело — на создание мелкого бизнеса, а остальные 90% наверняка были проедены и пропиты. 60 тысяч — это не выход из положения. Вот если бы был хотя бы 1 миллион рублей, то это могло дать результаты. А с этой незначительной суммой можно лишь вложиться в чужой, уже существующий бизнес и просто получить какие-то проценты.

К тому же могу сказать, что среди настоящих дельцов безработных нет, поскольку работа — это образ жизни предпринимателей, поэтому вопрос о жизнеспособности тех, кому выдадут 60 тысяч рублей на бизнес, вполне правомерен. Скорее всего это не будут конкурентоспособные предприниматели.

Азат Газизов:

— По нашей информации, более-менее успешно на эти деньги действуют люди, заводящие свое подсобное хозяйство и оказывающие мелкие бытовые услуги. Первым хватило этих денег, чтобы взять какую-то скотину, вторым — инструмент. Однако, надо понимать, что в реальности какой-то даже мелкий бизнес на такие деньги создать практически невозможно. На наш взгляд изначально программа была рассчитана на то, чтобы голодное неработающее население могло бы спокойно питаться около года. Год прошел, ситуация вроде бы немного нормализовалась…

Наталья Таркаева:

— Конечно серьезный бизнес за такие деньги не сделаешь, но есть виды деятельности, которые больших вложений не требуют и способны принести небольшой доход сравнимый со средней зарплатой. Замечу, что в данной программе участвуют только безработные граждане. Чем стоять на бирже труда в поисках хоть какой-то работы, можно купить швейную машинку и заняться ремонтом и пошивом одежды, или группой безработных собрать ремонтно-отделочную бригаду, купив на эти деньги инструмент. Конечно не все смогут быть предпринимателями, но ведь пока не попробуешь — не узнаешь. Кроме того, просто платить большие пособия по безработице не только неэффективно, но и вредно: у людей пропадает стимул зарабатывать самостоятельно. Жизнестойкость только закаляется в процессе работы на свой страх и риск.

Гузель И. г. Казань:
Вопрос к представителям банков. Каковы условия выдачи кредитов в ваших банках? Насколько изменились требования к заемщикам по сравнению с кризисными 2008 и 2009 годами?

Владислав Абрамов:

— Программа кредитования кризисных годов подразумевала более жесткие условия как финансового анализа Компаний до предоставления кредитных средств, рассмотрения и приема залоговой массы в качестве обеспечения, так и при последующем обслуживании (условия об открытии расчетных счетов, мониторинге поддержания оборотов и т. д.)
В настоящий момент потенциальными заемщиками ОАО «Альфа-Банк» а сегменте малого и среднего бизнеса являются компании, размер годовой выручки которых не превышает 780 млн. рублей. При принятии решения о предоставлении кредита, Банк основывается на информации о реальном состоянии бизнеса потенциального заемщика.

Основное внимание уделяется стабильности бизнеса. Большой спектр предоставляемых банковских продуктов дает возможность подойти комплексно к решению финансовых вопросов даже самых требовательных клиентов.

Процентная ставка за пользование кредитными средствами устанавливается индивидуально, исходя из финансового состояния заемщика и рыночной конъюнктуры. Проценты начисляются на остаток ссудной задолженности, а отсутствие комиссий позволяет избежать дополнительных затрат.

Евгений Зайцев:

— ИнвестКапиталБанк, будучи устойчивой финансовой организацией, активно осуществляет выдачу кредитов субъектам малого и среднего бизнеса. Клиентская база составляет около 9 тыс. организаций, с которыми ведется взаимовыгодное сотрудничество. Преимуществами кредитования бизнеса в ИнвестКапиталБанке являются быстрые сроки по принятию решения о выдачи кредита и индивидуальный подход к каждому клиенту: широкий выбор предложений по обеспечению кредита, гибкий подход к кредитной истории и финансовому состоянию организации позволяет подобрать именно тот график выплат по договору, который максимально подходит той или иной организации.

Имея богатый опыт работы с документацией, специалисты ИнвестКапиталБанка помогают собрать все документы, правильно заполнить необходимые формы в течение всего периода кредитного договора и сопровождают сделку до его окончания. В ближайшем будущем ожидается продолжение роста спроса на кредит малому и среднему бизнесу, а также изменения в условиях данного вида кредита банками. При чем заинтересованность государства в поддержке российских бизнесменов говорит о том, что условия будут изменены в выгодную для потребителей сторону.

Что касается требований ИнвестКапиталБанка к заемщику, то можно сказать, что по сравнению с периодом экономического спада 2008 — 2009 гг. они были либерализованы. Как и раньше, наши клиенты — субъекты малого и среднего бизнеса — действующие и прибыльные организации, сотрудничество с которыми становится взаимовыгодным как для них, так и для Банка.

Айрат Шамсиев г. Казань:
Вопрос бизнес сообществу: 53% (отрицательная оценка бизнес климата) — это очень много. А где лучше и чем конкретно? Чего нет в РТ и кто или что мешает это внедрить?

Наталья Таркаева:

— В первую очередь мешает очень громоздкая законодательная система. Предприниматель вынужден тратить огромное количество времени, чтоб в ней разобраться, либо нанимать профессиональные компании, платить деньги. Чаще всего работает простой принцип «авось пронесет». И, как обычно строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

Очень сложно оценить где и что лучше. Чтоб понять, как работает другая система, в ней нужно поработать на общих основаниях. Только тогда станет понятно, как работают другие механизмы. Нельзя выдергивать из системы элементы и внедрять их в другие системы — это не метод. Ведь показывают только позитивные примеры, а недостатки системы тщательно скрываются. Поэтому, как говорил классик, всегда лучше там, где нас нет.

Хайдар Халиуллин:

— Безусловно, есть регионы, где вести бизнес гораздо легче, например, Самара, Саратов, Нижний Новгород, Ульяновск, Москва, но и в Татарстан идут инвесторы. В республике есть все, для нормального предпринимательства, но есть и барьеры.. Конечно, тем у кого нет связей по-прежнему трудно. Могу сказать, что постепенно бизнес-климат в Татарстане улучшается, новый президент весьма активен и видно, что он хочет, чтобы предприниматели развивались.

Мария Горшунова:

— Где лучше бизнесу? Вопрос, на который ряд вновь открывающихся производств татарстанских предпринимателей уже нашли ответ. Они открываются в соседних республиках — Чувашии, Марийке и т. д. Почему? Да потому что:
— там административные барьеры не столь сильны, там их ждут. Чиновники (!!!) по отзывам бизнесменов, сами приходят на организующиеся производства с предложением помочь!
— там значительно дешевле коммунальный ресурс из-за явно завышенных у нас в республике тарифов на электроэнергию и тепло.
— и наконец, там дешевле земля, менее заволокиченная схема разрешительной документации на строительство.
— ну и рабочая сила там дешевле — но это только пока…

Азат Газизов:

— Если вы спросите в любой точке России, где лучше вести бизнес — вам ответят в Краснодарском крае и в Татарстане. Лучше наверное только за границей. Говорят, что очень неплохо живется предпринимателям в Казахстане. Более того, по информации наших коллег, в связи с подписанием Таможенного союза, огромное количество российских организаций, особенно связанных с экспортом-импортом, перерегиструются в Казахстане. Там налоговая нагрузка существенно ниже по всем компонентам.
Отвечая на второй вопрос, скажем так: никто не мешает. Однако надо понимать, что действительно серьезные меры поддержки или положительные изменения (например, введение принципа одного окна) всегда должны идти или быть согласованы с федералами.

С.П.г.Альметьевск:
Каков уровень развития предприятий малого и среднего бизнеса в Татарстане в соотношении с соседними регионами? В каких сферах за последний год увеличилось количество вновь созданных предприятий? Какое количество семейных предприятий?

Ян Арт:

— Татарстан имеет скорее низкий уровень развития малого и среднего бизнеса. Есть регионы, где активность СМП на порядок выше. Все дело в концентрации.

Наталья Таркаева:

— Республика Татарстан считается лидером по развитию малого и среднего бизнеса в России. Конечно, по общему числу предпринимателей мы не можем равняться с Москвой, но это и не требуется. Всего в республике около 150 тыс. экономически активных предпринимателей включая ИП, они создают более 25% Валового регионального продукта. В республике создан первый и лучший в России технопарк «Идея», Индустриальный парк «Мастер», первый сданный по программе технопарки в сфере высоких технологий «IT-парк». Разработанная Комитетом программа «Лизинг-грант» признана успешной на российском уровне и включена в список рекомендованных программ Министерства экономического развития РФ.

Политика республики направлена в основном на развитие предпринимательства в промышленной сфере, здесь 2 приоритета: автокомпоненты и переработка полимеров. В этих сферах у республики есть серьезные преимущества. Также важным направлением является переработка и фасовки пищевых продуктов в т. ч. овощей.

Что касается семейных предприятий, то статистики такой нет: вообще не существует утвержденного понятия «семейное предприятие»: это сособственники или работники и сколько их должно быть, а соответственно учет вести не представляется возможным.

Хайдар Халиуллин:

— Активно увеличивается число участников в торговом бизнесе, информационных технологиях, в общепите и других бизнесах, связанных с предстоящим проведением Универсиады, тот же гостиничный бизнес, рестораны, туристические компании. А вот начать бизнес в производстве очень мало желающих. К тому же те, кто все, кто начинают производственный бизнес, потом очень сильно об этом жалеют, поскольку в этой сфере очень много барьеров.

Азат Газизов:

— На все ваши вопросы вы можете получить ответы на сайте налоговой службы, кроме пожалуй семейных предприятий. Как их считать, и кто вообще подпадает под такое определение законом еще не придумано. В Татарстане — и это факт — одни из лучших условий по РФ для ведения бизнеса. Лучше, пожалуй, только в Краснодарском крае. Посвободнее предприниматели себя чувствуют на Дальнем Востоке, но там серьезный минус — ситуация там примерно такая же, как у нас в середине 90-х.

Марина Владимировна г. Казань:
Насколько изменились в последние годы условия в сфере налогооблажения? Могут ли участники конференции констатировать, что действительно в последние годы сформирован благоприятный налоговый климат для предпринимательской деятельности? Или поддержка государства остается лишь «на бумаге»?

Мария Горшунова:

— Особая проблема для благополучного существования бизнеса — это всегда были и остаются налоги. За последние примерно 10 лет государство повернулось лицом к малому бизнесу, выстроив систему льготного налогообложения для предпринимателей, работающих по упрощенным схемам. Так, вначале появился ЕНВД, который фактически дал толчок развитию всей сферы услуг в стране. Упрощенные системы позволили вывести из тени бизнес. Ему стало комфортнее платить небольшие сравнительно и заранее предсказуемые налоги — и «спать спокойно».

Даже в условиях уменьшившихся в кризис оборотов и увеличившихся затрат по энергетике, мы имели небольшую рентабельность, которая позволяла существовать малому бизнесу. И вот как гром среди ясного неба возникла поправка в налоговый кодекс в виде замены ЕСН страховыми взносами для малого бизнеса с 1 января 2011 года. Эта поправка грозит увеличением отчислений от фонда оплаты труда в 2,4 раза по сравнению с ныне существующими!!! Я подсчитала, что те, у кого рентабельность была на уровне 12−15 процентов (что в наше время считается, увы, нормой для многих), потеряют половину ее. А если кредитные ресурсы банков стоят никак не меньше 15 процентов годовых — то сами понимаете, что кредиты малому бизнесу больше светить не будут… Вот и развивайтесь как хотите! Очень больной вопрос, требующий на мой взгляд скорейшего разрешения. В противном случае бизнес вынужден будет опять уходить в теневые схемы выплат заработных плат…

Ян Арт:

— Нет, за последнее время налоговый климат только ухудшился с учетом тех изменений в налогах, которые вводятся с 1 января 2011 года.

Хайдар Халиуллин:

— Да, поддержка пока только на бумаге. Никаких налоговых послаблений для предпринимателей пока не чувствуется. Например на следующий год с 26 до 35% увеличился единый социальный налог. Мы бьемся, кричим о том, что многим предпринимателям из-за такой непосильной налоговой нагрузки придется уйти в тень. Я действительно не знаю как они будут выживать! Государство говорит о проблемах предпринимателей, но проблемы не решает их. Налоговое бремя — это главная проблема предпринимателей.

Наталья Таркаева:

— Формирование благоприятного налогового климата началось уже довольно давно, тогда, когда отменили прогрессивную шкалу налога на доходы граждан, ввели регрессивную шкалу ЕСН, приняли налоговый кодекс, УСНО, ЕНВД и патент. Следует признать что 13-% налог на доходы вывел из тени почти всю зарплату страны, резко повысив собираемость налога на фоне резкого снижения расходов на его администрирование. Этот налог и сейчас один из самых низких в Европе и Америке. Снижение коснулось и НДС и налога на прибыль, и даже упрощенной системы налогообложения. К сожалению, объективно сложная ситуация с пенсионными обязательствами государства привела к замене ЕСН страховыми выплатами, вследствие чего налоговая нагрузка на фонд оплаты труда значительно вырастет. По сути, это решение перечеркнет все ранее принятые меры, и есть серьезные опасения возвращения серых зарплатных схем.

Азат Газизов:

— Самыми прорывными условиями, реально, серьезно и благоприятно влияющими на развитие бизнеса, особенно малого и среднего, принято считать введение упрощенной УСН и ЕНВД. С тех времен ничего принципиально нового не было введено. Из положительных изменений лишь косметические — увеличение уровня упрощенки с 20 до 60 млн руб. в год, что далось ОПОРЕ — как главному лоббисту этого вопроса, очень нелегко, изменение сроков предоставления отчетности по некоторым налогам, антикризисное снижение ставок УСН по системе доход минус расход.

В перспективе — с 2011 года повышение ЕСН до 34%, с 2013 года введение нового налога на недвижимость. Плюс к этому увеличивается прессинг со стороны надзорных органов. Каждому предпринимателю необходимо было срочно заполнить пожарную декларацию, с 2011 года вести систему безопасности персональных данных, следуя 152 ФЗ. Так что в данный момент, к сожалению, можно констатировать только то, что данный режим является абсолютно неблагоприятным и ни в коей мере не стимулирующим развитие бизнеса в стране. Мы в нашей организации с интересом наблюдаем, до какой же точки может дойти предпринимательское сообщество. Какой еще долей своего дохода оно готово пожертвовать, только для того, чтобы не влезать в шкуру общественного деятеля. Самое интересное в том, что для того, чтобы что-то реально менять для себя в нашей стране необходимо иметь мощное лобби.

Малый и средний бизнес по одиночке себе этого позволить не может. Но ведь есть же организации — Деловая Россия, ОПОРА РОССИИ, региональные — Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ. Годовые взносы в этих организациях крайне несущественные для любого уровня бизнеса — от 3 до 10 тысяч рублей. Все что надо, просто вступить в любую организацию и скидывать ей вопросы, которые на ваш взгляд надо решить, чтобы бизнесу стало легче дышать.

Не обязательно драться, бодаться с властями, выходить на митинги. Просто спокойно — по электронной почте скидывайте в исполнительную дирекцию предпринимательских организаций проблематику. При таком подходе самые мелкие вопросы начнут решаться уже через считанные месяцы, а крупные через 1−2 года.

Сергей г. Казань:
Какое количество грантов было выделено начинающим предпринимателям на создание собственного дела в этом году? В каком размере?

Наталья Таркаева:

— В этом году на программу лизинг-грант выделено 504 млн. рублей. На 200млн. больше чем в пошлом году. Фиксированной суммы по лизинг-гранту в этом году не предусмотрено. Грант будет предоставляться в размере 45% от стоимости оборудования, из них 30% на первый взнос по договору лизинга, а еще 15% — это первые лизинговые платежи. Будет опубликован список оборудования для стандартных проектов. Вне упомянутого перечня будут рассматриваться проекты в области переработки полимеров и производстве автокомпонентов.

Николай Казначеев г. Казань:
Чем реально, кроме суммы, отличается Программа Минэкономразвития от программы грантов Минздравсоцразвития, направленная на развитие малого и среднего предпринимательства?

Наталья Таркаева:

— Программа грантов, реализуемая Министерством труда и занятости РТ от программы поддержки предпринимательства отличается грантополучателями. Минтруд выдает гранты безработным гражданам которые впоследствии становятся предпринимателями. Грант в этом случае — это годовое пособие по безработице выданное авансом. Комитет по предпринимательству выдает деньги только предпринимателям, зарегистрированным в установленном законом порядке. Именно по этому можно получить поддержку по линии обоих министерств, только всегда сначала Минтруд потом Комитет.

Николай Е. г. Казань:
Некоторое время назад в Татарстане активно поддерживалось создание семейных ферм, Минсельхозпрод брал на себя обязательство оказывать этим семьям помощь по ведению бизнеса. Это лето в Татарстане оказалось засушливым, наверняка многие фермеры испытывают трудности. Будет ли им оказана помощь?

Наталья Таркаева:

— Проблема засухи действительно очень серьезная не только на уровне Республики Татарстан, но и в России в целом. Поддержка фермеров в соответствии с компетенцией относится к ведению Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ. По линии Комитета по развитию предпринимательства, к сожалению, такая поддержка не предусмотрена — нет соответствующих источников.

Игорь г. Казань:
Вопрос, наверное, к представителям госорганов. Какие программы поддержки предпринимательства действуют на сегодняшний день в Татарстане? Спасибо.

Наталья Таркаева:

— В Республике Татарстан действуют следующие программы: Лизинг-грант — субсидирование первого лизингового взноса и лизинговых платежей в размере 45% стоимости оборудования, программа Гарантийный фонд — предоставление кредитов через коммерческие банки под 12% годовых с выдачей гарантии в качеств обеспечения кредита в размере не более 50%, Субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков, субсидирование затрат на технологическое присоединение к электросетям в размере 30% при подключении до 500КВт, Программа Начало дела — предоставление полного перечня услуг по регистрации, получению лицензий, согласований, разрешений, экологической документации, бизнес- планированию, консультации по выбору системы налогообложения, составлению примерных договоров по видам деятельности — все то, что необходимо для создания нового дела или проекта, Скорая юридическая помощь предпринимателю, Технопарки, Индустриальные парки, бизнес-инкубаторы (льготная аренда для инновационных страт-ап компаний). Подробнее о программах Вам расскажут в отделе финансово-правовых консультаций Комитета по развитию предпринимательства (+78 435 704 003)

Алия Салихова г. Набережные Челны:
Интересно мнение экспертов по следующему вопросу: каковы, на ваш взгляд, основные проблемы и барьеры для ведения бизнеса в Татарстане? С какими предложениями и просьбами чаще всего приходят к вам предприниматели?

Наталья Таркаева:

— В период кризиса было очень много обращений связанных с доступом к финансовым средствам. Сейчас такие вопросы появляются реже. До мая 2009 г было много обращений связанных с проверками, но после вступления в силу 294-ФЗ жалоб на проверяющие органы почти нет. Много обращений связано с взаимоотношениями предпринимателей с муниципалитетами, с земельными вопросами, тарифами. Последнее время участились обращения с просьбами оказать поддержку предусмотренную программами адресно, с учетом конкретных обстоятельств изложенных в обращении, несмотря на то, что адресная поддержка запрещена законом.

Лилия г. Казань:
Сегодня в качестве одного из инструментов бизнеса предлагаются электронные площадки. Как эксперты оценивают данный способ работы? Насколько он эффективен?

Наталья Таркаева:

— Электронные площадки полезны в первую очередь для противодействия коррупции и снижения государственных расходов. Здесь видно кто, сколько, у кого купил. Конечно, прибыльность госконтрактов при этом серьезно снижается, но ведь это не правильно, когда самые высокодоходные контракты — государственные. С другой стороны электронные торги дают возможность любому предпринимателю принять участие и выиграть.

TatCenter.ru выражает благодарность всем участникам online-конференции!

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: