В последнее десятилетие IT-обеспечение стало не только эффективным, но и жизненно необходимым элементом банкинга. Автоматизация банковских процессов дала возможность ускорить развитие финансовой индустрии. Но новое время ставит перед банками новые IT-задачи…
Как связано IT-развитие и конкуренция? Может ли банкинг стать эффективнее за счет IT-решений? Будет ли Интернет главным инструментом связи банков и клиентов? На эти и многие другие вопросы читателей ответят эксперты.
Эксперты online-конференции:
Андрей Бойко, коммерческий директор «Оператор электронных торгов B2B-Center» (Москва) | |
Леонид Гуштуров, генеральный директор «КОМКОР» («АКАДО Телеком») (Москва) | |
Иван Захаров, генеральный директор компании NewNet (Москва) | |
Яков Лившиц, генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург) | |
Наталья Логвинова, заместитель главного редактора портала Bankir.Ru (Москва) | |
Антон Чернышев, руководитель отдела криптосистем CompuTel (Москва) |
ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Александр г. Тула:
Если сейчас банки делают упор на внедрение систем удаленного пользования «СМС-банкиг» и «Мобильный банкинг», то, как Вы думаете, какое развитие будет через 5 лет?
Антон Чернышев:
— Думаю, через подобные системы будет производиться 7−8% операций, при том что через неспецифичный интернет 40−45%. Гораздо вернее что обычная система удаленного банковского обслуживания придет в мобильный коммуникатор вместе с WiFi
Юрий г. Москва:
Примерно какой процент частных клиентов российских банков сейчас пользуется интернет-банком? Каковы ваши прогнозы по этому показателю на будущее?
Антон Чернышев:
— Оценки лукавы. Что означает, пользуется? Имеет логин в систему? Регулярно просматривает баланс по счету? Выполняет в месяц хотя бы одну активную операцию? Количество ответов Да, на первый и последний вопрос отличаются на 2 порядка почти в любом банке располагающем системой интернет банкинга. С большей уверенностью можно сказать, что количество операций выполняемых удаленно через интернет превысит 50% в ближайшие 5 лет. Так происходит в европейских странах, так произойдет и у нас. Это общемировая тенденция.
Александр г. Калининград:
Как вы считаете, оправдываются ли в банках затраты на ИТ-службы? Есть ли перспективы у аутсорсинговой модели в данном сегменте рынка?
Андрей Бойко:
— А вот это маловероятно. IT — это определенный доступ к информации и достаточно велик риск её попадания в менее доверенные руки, нежели руки своих сотрудников. По моему мнению, ни один банк не отдаст на аутсорсинг то, что имеет хоть какую-либо ценность для сторонней компании, что уж говорить о какой-либо конфиденциальной информации.
Эльмир г. Казань:
По себе знаю, что просрочка платежей довольно часто возникает не из-за отсутствия денег, а из-за того что не успел оплатить вовремя или забыл, или находился в командировке. Думаю, что с автоматизацией банковских процессов оплата должна стать проще. Могут ли банки привести конкретные цифры, говорящие о том, что с внедрением IT-обеспечения банкинга количество проблем с платежами улучшилось?
Наталья Логвинова:
— Пока такие цифры банки не любят придавать огласке. Думаю, дело в том, что показывать-то особо нечего. Количество частных клиентов, проводящих платежи через интернет банк, на фоне общего числа розничных потребителей банковских услуг пока выглядит несолидно. Хотя, точно не знаю, чего в этом случае стесняются банки. Если стесняются малого количества пользователей по сравнению с затратами на организацию интернет-банкинга, то совершенно зря.
Дело не в том, что кредитные организации предоставляют плохие сервисы в интернете, а в том, что массовый российский потребитель пока не готов пользоваться такими услугами. Низкая финансовая грамотность и недостаточный для эксплуатации интернет-банкинга уровень владения компьютером у большинства Россиян — это суровая реальность. Однако, это лишь нынешнее положение дел. Тенденция к росту активных пользователей интернет-банкинга есть, так что у этого бизнеса в России все еще впереди.
Что касается уменьшения количества проблем в связи с внедрением ИТ-обеспечения, то тут ситуация двоякая. Я не буду говорить про проблемы ИТ, так как успешная, бесперебойная работа в глобальной сети банковских сервисов — задача кредитных организаций. С ней банки успешно справляются. Однако в этом процессе еще активно участвует потребитель. Вот оно-то может легко напортачить.
Если у человека были проблемы с платежами в реальном офисе банка, когда он общался с живыми сотрудниками кредитной организации, то трудности в виртуальном офисе в интернете с большой вероятностью тоже возникнут. Так что виртуальное пространство мало чем отличается от реального. Как в реальном офисе могут быть ошибки и проблемы, точно так же и в виртуальном, ведь банк-то один и тот же. Интернет — это просто еще один канал предоставления банковских услуг и «волшебства» от высоких технологий ждать не стоит. За интернет-банком стоят живые люди — ИТ-специалисты. Они точно такие же сотрудники банка, как и те операционисты, которых вы встретите в офисе кредитной организации.
Данис Байрамов г. Альметьевск:
Какие IT-решения предлагаются сегодня банкам? В чем их новаторство?
Иван Захаров:
— Усовершенствуются технологии, направленные на ускорение работы систем дистанционного банковского обслуживание и на удобство доступа для клиентов, уделяется большее внимание защите данных, развиваются смежные продукты и дополнительные возможности. Сегодня в Москве проходит несколько масштабных рекламных и коммуникационных кампаний, направленных на привлечение клиентов именно в сегменте интернет-банкинга. Поскольку ценовая конкуренция в данном сегменте почти невозможна, ведь в большинстве банков работа с такими системами для клиентов бесплатна, то банкам остается только работать на сервис и — выделяться любыми способами. Уверен, что банки не остановятся на достигнутом, и в ближайшее время рынок ждет совершенно новый подход к самой модели интернет-банкинга. По данным интернет-компании NEWNET.ru в настоящее время ведутся 3 различные масштабные разработки в этой области, презентация одной из которых пройдет в ближайшее время.
Елена г. Казань:
Татарстан попал в число регионов, где уже в октябре начнет действовать проект по внедрению универсальных электронных карт, которые будут совмещать в себе идентификатор личности гражданина при получении удаленного доступа к госуслугам, страховой полис, пенсионное свидетельство и банковскую карту. Хотелось бы знать мнение экспертов по поводу внедрения таких карт.
Наталья Логвинова:
— Вам очень повезло. Такая карта — это удобный инструмент. В Латвии внедрили подобную карту и многие были довольны ею. Единственное неудобство, на которое жаловались владельцы такого пластика, — это трудное и долго его восстановление в случае потери.
Однако в вашем случае могут быть сложности иного характера. Такая вот универсальная социальная карта в состоянии поначалу доставить много хлопот своему владельцу. Ведь нет гарантии, что карта будет внедряться без сбоев и все его участники, в числе которых множественные государственные учреждения, во время и бес сбоев поддержат проект. Ведь его организаторам нужно озаботиться своевременной установкой считывающих устройств для этой карты у всех участников, а им придется изменять свои внутренние бюрократические процедуры под описанную технологию. Все мы знаем, насколько трудно и с какой волокитой госучреждения принимают какие-либо новшества и изменения. Так что пользоваться универсальной электронной картой будет удобно и комфортно, но не сразу после ее появления, а лет эдак через 10.
Топорков Михаил г. Москва:
Насколько опасно сегодня расплачиваться в Интернете при помощи пластиковых карт? Какие способы оплаты являются самыми безопасными?
Антон Чернышев:
— Опасно или безопасно настолько насколько вы аккуратно подходите к этим вопросам. Сама по себе технология, даже самая прогрессивная неспособна защитить Вас от мошенников. Загляните на сайты платежных систем, например этот и прочтите набор минимальных рекомендаций при выполнении операций. Вы обязательно заметите, что там нет рекомендаций технологического характера, зато несколько раз встречаются предупреждения вида «не кладите ключ под коврик». Мошенники, в массе своей, используют банальные методы (в первую очередь методы социальной инженерии) для выуживания информации о картах. Серьезную основанную на технологии опасность переставляют сегодня только специально созданные «трояны» встраивающиеся посредником в браузер и реализующие «атаку человек в середине». От такой атаки есть только одно средство защиты — использовать средство подтверждения транзакций функционирующее в безопасной среде. Например, маркирование данных транзакции процессором вашей чиповой карты в среде не подключаемого кард ридера. Использование этой технологии в рамках решений Verified by Visa или Secure Code от MasterCard защитит вас от изощренных атак по методу «человек в середине». Однако сказать, — «эта технология абсолютно безопасна» будет неправильно. Если вы сами отдадите данные своих карт мошенникам, подавшись на банальную телефонную провокацию «Здравствуйте, это из службы безопасности вашего банка (какого банка?) на ваш счет/карту производится покушение (какой счет?), немедленно сделайте то-то и то-то» (отдайте нам свои секреты, а затем деньги)!
Ян Арт г. Москва:
В чем, по мнению участников, сегодня основной драйв «банковского апгрейда». Уважаемые эксперты, определи основные векторы развития банковской компьютеризации?
Геннадий Львович г. Москва:
Будет ли означать развитие Интернет-банкинга сокращение офисных сетей банков?
Юлия Уханова г. Москва:
На российском рынке все заметнее активность таких систем как Хэнди-банк. Насколько вероятно, что на смену эксклюзивным Интернет-банкам придут единые системы, подобно тому как 4−5 карт вытеснили с рынка собственные доморощенные карты банков?
Михаил Курчатов г. Москва:
Сегодня банкинг уже в полной IT-зависимости. Возможно, мой вопрос покажется наивным, но насколько вероятен такой сценарий, как «обрушение»?
Валерий Быков г. Москва:
С недавнего времени пошел новый тренд — банкинг при помощи iPhone и iPod. Насколько это направление перспективно? Что оно дает?
Юлия Уханова г. Москва:
В интервью Bankir.Ru президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян справедливо заметил, что в противоречие с законом о защите персональных данных сейчас вступит в противоречие почти все, что есть на рынке. Какова ситуация в финансах? Какие проблемы начнутся с 1 января — даты вступления в силу закона?
Егор Кабанцев г. Благовещенск:
Как Вы думаете, после вступления в силу закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», произойдет ли коренной передел рынка пластиковых карт, например, зарплатных проектов, ведь преимущество будет у крупных игроков? Что в этом направлении необходимо развивать в первую очередь на разных уровнях, законодательные инициативы со стороны государства или IT-технологии или что-то еще, чтобы получить, в дальнейшем настоящую конкуренцию в этом сегменте рынка?
TatCenter.ru выражает благодарность всем участникам online-конференции!
Полную версию online-конференции читайте на портале Bankir.Ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: