Круглые столы
04 Апреля 2011, 16:36

Инфраструктура есть — слаженности нет

К такому выводу пришли участники круглого стола, посвященному вопросам инфраструктуры МСБ. Организаторами круглого стола выступили TatCenter.ru и ЦАИР. В Татарстане создана инфраструктура для бизнеса, однако пока ее объекты существуют разобщено, а предприниматели пытаются самостоятельно решать свои проблемы.

Почему это происходит? От того, что предприниматели не знают о формах поддержки или не могут ими воспользоваться? Ответ на этот вопрос попытались найти в ходе круглого стола (он стал первым в серии подобных мероприятий), организаторами которого выступили Деловой центр РТ-интернет-портал TatCenter.ru и Центр аналитических исследований и разработок.

«Инфраструктура малого и среднего бизнеса: венчурные, инвестиционные фонды, технопарки и бизнес-инкубаторы. Взаимодействие с арендодателями и управляющими компаниями» — так была определена тема первого заседания. Дискуссия дала возможность выйти за рамки официальных формулировок, не просто обозначить проблемы в сфере малого и среднего бизнеса, а найти их решение.

Говорить о слаженной поддержке бизнеса пока рано

Н.Таркаева Участники круглого стола сошлись во мнении, что говорить о слаженной работе системы поддержки малого бизнеса пока рано. По мнению Натальи Таркаевой, заместителя председателя комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ в республике обеспечивается поддержка предпринимателей от с самого начала до становления бизнеса. Начинается все с технопарка «Идея», где ученые размещаются на бесплатных условиях и оформляют себя как бизнес. Созданные компании могут перемещаться в бизнес-инкубаторы, где в течение трех лет подрастают, имея льготные ставки по аренде и получая дополнительные услуги. Нарастив масштабы, предприятия могут размещаться на таких площадях как индустриальные парки либо реализовывать проекты в рамках технополиса. Если компания переходит в категорию крупного бизнеса, то она может разместиться и в ОЭЗ «Алабуга». Таков общий цикл взросления предприятий.

В настоящее время Татарстан, по сравнению с другими субъектами РФ, действительно имеет наиболее разветвленную структуру, и логика продвижения бизнеса определенно есть, — согласился с Натальей Александровной заместитель председателя правления ТПП РТ Валерий Герасимов.

— Однако, во-первых, ее развитие нельзя считать завершенным: Министерство экономики РФ продолжает поддерживать это направление, программы финансирования не закрываются. В то же время настораживает полное отсутствие вопросов и замечаний по работе инфраструктурных объектов.

Таким образом уже на старте дискуссии была обозначена одна из главных проблем взаимодействия предприятий МСП и созданной для них инфраструктуры: их информационная, а зачастую и системная разобщенность.

Как преодолеть информационный вакуум?

В качестве подтверждения неинформированности потенциальных получателей поддержки был приведен простой пример.

Александр Салагаев, председатель Совета директоров Центра аналитических исследований и разработок: А.Салагаев

— Мы проводили исследование по заказу министерства труда и занятости РТ по программе самозанятости, по которой были выделены средства для развития бизнеса офицерам, уволенным в запас. Опросили 700 человек и получили следующие результаты: об этой программе знали 10 человек, подали заявки трое, а получил деньги один человек. Ситуация свидетельствует о том, что информация попросту не доходит до адресата.

На проблему информационного вакуума, особенно остро ощущаемого в районах республики, указала и генеральный директор ООО «Инвестиционная компания «Элемтэ» Закия Шафикова. Являясь председателем комитета по стратегическому развитию и информационной политике Ассоциации малого и среднего бизнеса, Закия Икрамовна провела ряд исследований и опросов членов этой общественной организации, в результате которых выяснилось, что представители МСБ зачастую не знают о возможностях, предоставляемых государством, и даже не слышали о созданной инфраструктуре.

Закия Шафикова:

— Пообщавшись с членами ассоциации, я убедилась, что многие даже не слышали ни о программе лизинг-грант, ни о работе технопарков. Такой информации люди просто не получают! Государством выделяются немалые средства на пропаганду идей предпринимательства, в том числе молодежного, но результатов работы по пропаганде мы не видим.

Как выяснилось в ходе обсуждения, и Ассоциацией малого и среднего бизнеса, и Инвестиционно-венчурным фондом РТ организуются поездки в районы республики, где специалисты рассказывают начинающим предпринимателям о том, какие возможности инфраструктуры для бизнеса они могут использовать. Участниками «круглого стола» было решено в будущем проводить подобные десанты сообща, что позволит значительно повысить эффективность работы.

Действенным механизмом по преодолению информационного вакуума могут стать и деловые СМИ Татарстана.

Эльмира Гайнутдинова, директор Делового центра РТ — интернет-портала TatCenter.ru:

— Деловые издания постоянно, ежедневно и ежеминутно нуждаются в информации. Все объекты инфраструктуры малого и среднего бизнеса имеют пресс-службы, однако они, как правило, проявляют инициативу только при освещении конкурсов и мероприятий. Мы готовы принимать и транслировать информацию о работе венчурных фондов, технопарков, общественных организаций, объединяющих предпринимателей. Как раз взаимодействие с деловыми изданиями, оперативное предоставление актуальной информации и позволит обеспечить обратную связь, об отсутствии которой сейчас идет речь.

«Бизнесмена нужно вести как первоклассника…»

Одним из центральных вопросов дискуссии стало обсуждение проблемы, которую Закия Шафикова определила как «разрозненность всех участников процесса». Субъектов поддержки малого бизнеса в республике создано немало, но каждая инстанция работает сама по себе и часто неопытный пока предприниматель может достучаться во все двери. По словам Закии Икрамовны, начинающего бизнесмена необходимо вести от одного этапа к другому, как первоклассника, учить, сопровождать, показывать, как сдавать баланс, как правильно платить налоги и т. д. И на создание такой комплексной поддержки тоже выделяются средства. Пока получается, что государственные программы поддержки существуют сами по себе, а малый бизнес со своими проблемами — отдельно.

Между тем, на итоговой коллегии комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ было озвучено, что объем финансирования программ ведомства увеличивается год от года и в 2010 году превысил 3,4 млрд.

Справка TatCenter.ru:

Объем валового регионального продукта малого и среднего бизнеса в прошлом году, по сравнению с 2009 годом увеличился на 19\% и достиг 248,8 млрд. рублей. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте в 2010 году составила 25\%, что на 1,2\% больше, чем в 2009 году.

Увеличение доли продукта малого и среднего бизнеса в общем объеме ВРП является главной целью всей проводимой работы, рост этого показателя, конечно, не может не радовать. Однако, как отметила г-жа Шафикова, даже при достигнутых результатах нам еще далеко до стран Запада, где доля малого продукта — порядка 70−80\%.

Кто должен продавать идею?

Разговор о научных идеях и способах их реализации позволили актуализировать немаловажный аспект, затрагивающий, в том числе, и вопросы финансирования предприятий МСП на стадии их становления.

А.Гиззатуллин, Э.Гайнутдинова Айрат Гиззатуллин, управляющий Технополиса «Химград» — генеральный директор ОАО «УК «Идея Капитал»:

— Глобальной проблемой является то, что на данный момент существует не столько конкуренция между проектами, сколько конкуренция объектов инфраструктуры за проекты, которых пока не так много рождается. Именно поэтому, скажем, венчурные фонды под управлением компаний «Тройка-Диалог», «АК БАРС Капитал» привлекают проекты из-за пределов нашей республики и среди них немало интересных. Создание самих условий для развития проектов — это необходимое условие, но не единственное. Пока идей, действительно представляющих ценность, не достаточно велико.

Оживленную дискуссию вызвало утверждение заместителя начальника отдела перспективных разработок Инвестиционно-венчурного фонда РТ Арсена Саввы, что ученый должен уметь продавать свою идею. Мнения по этому поводу разделились.

Айрат Гиззатуллин:

— Мы — последовательные приверженцы рыночной экономики и считаем, что ученый должен уметь просчитывать экономическую выгоду от реализации своей идеи и обладать навыками коммерциализации своих изобретений — именно так дело обстоит на Западе, где люди имеют и научные степени, и являются специалистами делового администрирования.

Большинство присутствующих выразили уверенность в необходимости разделять функции и не требовать от ученого владения навыками менеджера.

Роберт Закиров, вице-президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса:

— Это технопарк должны продавать идею. Функции объектов инфраструктуры как раз в том и заключаются, чтобы помогать ученому и дать ему возможность максимум сил тратить на научную деятельность, то есть делать открытия и патентовать их. Дальше уже технопарки должны бороться за право вывода на рынок экономически выгодной идеи.

Веским контраргументом главы Технополиса «Химград» стало указание на тот факт, что сами ученые, как правило, не согласны на полагающиеся им при таком раскладе проценты и на то, что политику при реализации проекта будет определять вложившийся инвестор. Согласившись с тем, что однозначно ответить на этот вопрос вряд ли возможно, участники дискуссии сошлись на допустимости обоих вариантов.

Возможность обсуждать проблемы — уже шаг на пути к их решению

круглый столУчастниками «круглого стола» стали и сами участники бизнес-процессов: индивидуальный предприниматель Иван Большаков, член рабочей группы Общественной палаты по малому и среднему бизнесу Александр Кокорев, много лет работающий в сфере малого и среднего предпринимательства, индивидуальный предприниматель, помощник президента Ассоциации малого и среднего бизнеса Венера Барилова. Бизнесмены делились конкретными проблемами, возникающими при работе с Управляющими компаниями: это и невыполнение обязательств, неоказание услуг, игнорирование требований и др.

Александр Салагаев объединил их выступления общим выводом: правовые вопросы взаимоотношений малых и средних предприятий с УК не отрегулированы.

Однако, иногда недовольство предпринимателей работой УК бывает обусловлено неосведомленностью по некоторым аспектам действующего законодательства. Так, в ходе «круглого стола» вице-президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Роберт Закиров передал г-ну Гиззатуллину претензии предпринимателей, работающих в Технополисе «Химград», по поводу высоких тарифов на электрическую и теплоэнергию, а также отсутствия возможностей использовать в качестве источника энергии гораздо более дешевого газа.

Айрат Мансурович дал исчерпывающие ответы на все вопросы. В частности, жалобы на якобы завышенные тарифы на электричество не могут соответствовать действительности, так как на территории всей республики сейчас действуют одинаковые цены. Проблема с дорогостоящим теплом действительно существует, причем не только в «Химграде», но и по всей России. Объясняется это действующим правилом: если у УК на балансе есть сети, то их содержание плюсуется к платежам конечных потребителей. По мнению руководства «Химграда», ситуация несправедливая, работа над решением данной проблемы ведется совместно с комитетом по тарифам. Что касается газа для резидентов Технополиса, как пояснил Гиззатуллин, поставки данного ресурса обеспечены предприятиям, которым он нужен в соответствии с технологией производства. А отсутствие газа как источника энергии обусловлено не работой «Химграда», а соответствующей государственной политикой.

Готовность к диалогу и четкая аргументация руководителя Технополиса была с благодарностью воспринята вице-президентом Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса, и г-н Закиров выразил общее мнение, что такой конструктивный диалог и последующее объединение усилий в преодолении существующих трудностей, позволяют верить в постепенное решение проблем.

Итоги подводить рано

По результатам работы «круглого стола» для всех участников стало очевидно, что подводить итоги рано: настоящая работа во взаимодействии только начинается.

Александр Салагаев:

— Мы наметили темы, по ходу обсуждения которых будем набирать материал, прорабатывать фактуру и в конце придем к единому документу, содержащему рекомендации в адрес органов власти и управления, которые бы способствовали развитию малого и среднего бизнеса.

Ближайшие обсуждения будут посвящены темам взаимодействия государственных и общественных организаций, обеспечивающих поддержку малого и среднего бизнеса и информационной среде малого и среднего бизнеса, а именно взаимодействию предпринимателей и объектов бизнес-инфраструктуры со СМИ.

Фото Рамиса Гильмутдинова

Новости
25 Февраля 2021, 21:00

Новости, дни рождения и назначения в Татарстане — на email и в Телеграм 18+

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе важных новостей в республике, России и мире.

Несколько раз в неделю TatCenter выпускает отдельный короткий дайджест значимых новостей — мы рассказываем, что произошло в Татарстане, России и мире и просим экспертов прокомментировать актуальные новости. Это уникальный обзор, который мы не публикуем на сайте. Его получают только подписчики email-рассылки. В рассылку мы добавляем полезную информацию об именинниках и кадровых перестановках в республике.

Рассылки TatCenter — для очень разных людей. Нас читают руководители, PR-специалисты, маркетологи, чиновники и предприниматели. Рассылка оптимизирована для планшетов и смартфонов. Мы не отправляем письма, если нет действительно важных и значимых новостей.

Подписаться на рассылку TatCenter.

Подписка двухуровневая - проверьте, чтобы письмо-подтверждение не попало в SPAM

Информацию об именинниках и кадровых перестановках, а также дайджест важных новостей за сутки получают подписчики TatCenter в Телеграм https://t.me/tatcenter_ru.

Канал TatCenter в Телеграм: tlgg.ru/tatcenter_ru
Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: