Глава ведомства Николай Никифоров впервые рассказал об итогах работы отрасли информатизации и связи в качестве министра. Президент РТ Рустам Минниханов, говоря о развитии ИТ-отрасли, отметил, что одно из важных направлений сегодня — предоставление гражданам госуслуг в электронном виде. «Население часто выражает недовольство работой чиновников, и в ряде случаев дело не в том, решена проблема или нет, а в том, что невозможно получить нужную информацию», — подчеркнул президент.
Для решения этой задачи и был запущен в минувшем году Портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (uslugi.tatar.ru) и его версии для мобильных устройств (m.tatar.ru) с возможностью оплаты услуг, записи в электронные очереди и подачи заявлений.
Николай Никифоров, министр информатизации и связи Республики Татарстан:
— Выработан достаточно четкий показатель, по которому с точностью можно будет определить уровень развития электронных услуг в каждой отрасли. Так, в декабре 2010 года электронным способом было оплачено 14\% штрафов ГИБДД, наша задача довести этот показатель к 2013 году до 70\%. Заявлений на получение загранпаспорта подали в электронном виде почти 10\%, к 2013 году этот показатель должен достичь 40\%.
Среди планов министерства — к 2012 году обеспечить населению возможность оплачивать любые социально-значимые услуги через инфоматы и Интернет, а к 2013 году в электронный вид должны быть переведены 96 приоритетных услуг.
По мнению Рустама Минниханова, важно создать условия для работы ИТ-специалистов. В Татарстане для этого будет реализован проект создания ИТ-деревни, получит дальнейшее развитие ИТ-парк в Казани. Кроме этого, предполагается, что в 2011 году начнется строительство ИТ-парка в Набережных Челнах.
Учителя осваивают ноутбук, а медики заводят электронный истории болезни
Что касается ИТ-технологий в сфере образования, то здесь гордостью является тот факт, что в этом году все учителя без исключения получат ноутбуки. А для полного комфорта и удобства их применения в 700 школах республики установлены точки доступа к беспроводному Интернету по технологии Wi-Fi. Созданы сайты всех 2250 школ республики. Свыше 400 тысяч школьников и учителей зарегистрировались на портале «Электронное образование».
Николай Никифоров:
— Для татарстанских учителей сегодня открыт доступ к более чем двум млн. цифровых образовательных ресурсов, а при участии ученых создаются собственные цифровые образовательные ресурсы нового поколения. В дальнейшем планируется развивать и внедрять в Татарстане системы «Электронный детский сад», «Электронный вуз», «Электронный суз».
В здравоохранении полностью охватить информационными технологиями удалось пока лишь учреждения онкологического профиля: во всех 90 учреждениях внедрена единая информационная система, ведется электронная история болезни. В остальном, проблемы здесь обнаружились совсем не соответствующие времени: в медучреждениях отсутствуют локальные вычислительные сети, которые до сих пор рассматриваются здесь как роскошь, а не как необходимость.
Электронное ЖКХ
«Электронное ЖКХ» — это новый проект и самая ожидаемая услуга населением. Как пояснил Николай Никифоров, каждый экономный хозяин задается вопросом: «Как расходуются деньги, уплаченные за услуги ЖКХ?».
— Мы планируем создать информационный ресурс, содержащий исчерпывающую информацию о домовладениях и объектах ЖКХ. Интегрировать его с «ГЛОНАСС -112» для взаимодействия отраслевых структур с оперативными службами. Пока по этому проекту удалось реализовать информационно-аналитическую систему «Капитальный ремонт».
Когда проект будет реализован, исполнительные органы власти РТ получат возможность в режиме онлайн вести мониторинг жилищно-коммунальной сферы, управляющие компании — обмениваться данными с ресурсоснабжающими организациями и информационно-расчетным центром, а население — оперативно подавать заявки по вопросам обслуживания дома и следить за их выполнением.
Не дело, когда развернутая в Казани сеть 4G уже полгода не работает
Главным ИТ-событием минувшего года как для республики, так и для всей России стал запуск мобильной сети связи стандарта 4G компанией «Скартел» марка Yota со скоростью доступа до 62 Мбит/с. Но при этом, сеть проработала лишь один день. Теперь оборудование простаивает в ожидании разрешительных документов от федерального регулятора. По словам главы республики, надо принять решение — или разрешить работ уже смонтированной сети стандарта LTE (это в полномочиях Роскомнадзора), или запустить другую сеть на этих частотах. Не дело, когда развернутая в Казани сеть 4G уже полгода не работает, считает Президент РТ.
Также Рустам Минниханов подверг жесткой критике компании, занятые в сфере связи и коммуникаций. В частности, он выразил недовольство низким качеством услуг телевидения и сотовой связи. Особо он обратил внимание на отсутствие устойчивой связи на отрезке «Аэропорт — Казань».
Рустам Минниханов:
— Каждая услуга должна быть качественной. Люди платят за это деньги. Сегодня даже в Казани нельзя говорить о хорошем качестве цифрового телевидения. Над этим надо работать.
В целом Президент Татарстана положительно оценил работу министерства информатизации и связи РТ в 2010 году. Он отметил, что подобрана хорошая команда, есть желание работать, внедрять новые разработки.
Комментарии экспертов
TatCenter.ru попросил участников коллегии поделиться своими наблюдениями и впечатлениями о работе отрасли информатизации и связи в Татарстане.
Александр Юртаев, начальник информационно-аналитического управления президента республики Татарстан:
— Сегодня предельно четко президент Татарстана расставил приоритеты развития отрасли. Радует то, что Рустам Минниханов лично ставит задачи перед отраслью. Сам он является продвинутым пользователем всех услуг и гаджетов, подавая пример всей вертикали власти. Это, кстати, одно из обстоятельств, благодаря которому Татарстан входит в число лидеров по развитию информатизации в России. Я согласен с критикой президента, прозвучавшей в адрес операторов связи. Население не устраивает низкое качество предоставляемых ими услуг, несоответствие заявленным показателям скорости доступа в Интернет. Отдельного внимания требует развитие связи четвертого поколения. Решение этих вопросов смогло бы вывести отрасль на качественно новый уровень.
Игорь Азуров, директор регионального отделения по Республике Татарстан Поволжского филиала ОАО «МегаФон»:
— Достижением минувшего года я бы назвал тот факт, что во всех районах Татарстана стала доступна связь по технологии 3G, это практически 80\% всего населения республики. Внедрена была мобильная технология HSPA+ во всех городах республики со скоростью доступа от 7,2 Мбит в секунду.
Я согласен с тем, что Татарстан является лидером в области информатизации и связи. Конечно же, это стало возможным благодаря поддержке и политике татарстанского правительства. Думаю, что республика вскоре станет настоящим «локомотивом» и наши технологии и решения будут тиражироваться по всей России.
Сергей Юшко, генеральный директор ОАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея»:
— Достижением года я считаю большой прорыв во внедрении и оказании электронных услуг. Главное, что здесь необходимо отметить — министерство информатизации и связи РТ разрабатывает их с учетом федеральных программ. В дальнейшем, это позволит решениям и наработкам Татарстана в краткие сроки быть интегрированными в проекты общероссийского масштаба.
Фото пресс-службы президента РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: