Соответствующий документ подписал премьер-министр РФ Владимир Путин, разработчиком концепции стал Минздравсоцразвития.
От болезней, связанных с курением, умирает 350 000−500 000 человек в год. Процент курильщиков среди мужчин в разных регионах составляет 53−80%, а среди женщин — 13−47%. Затраты населения на покупку сигарет в 2009 году — 0,9% ВВП, или около 400 млрд. рублей. Авторы концепции надеются, что ее реализация уменьшит долю курящего населения на 10−15%, сообщает газета «Ведомости».
Защищать население от курения планируется с помощью повышения акцизов на табачные изделия, что поднимет цены на сигареты. Правительство признало возможным выйти к 2015 году на европейский уровень акцизов — около 50 рублей за пачку против нынешних 5 рублей.
Согласно плану уже в 2011 году будет разработан закон о полном запрете рекламы и продвижения табачных изделий, в том числе бесплатной раздачи и рекламы в местах продаж. Табачным фирмам хотят запретить даже проведение антиникотиновых кампаний. Скорее всего этот закон вступит в силу в 2012 году. Сейчас реклама табачных изделий возможна лишь в прессе (кроме первой и последней полос) и интернете. Радио- и телереклама табака запрещена с 1996 года, а наружная — с 2007 года.
Концепция предполагает введение запрета на курение в общественных местах — транспорте, заведениях общепита, учреждениях и офисах. По плану, прилагающемуся к концепции, закон о защите граждан от табака должен быть разработан в 2011 году, а его положения будут вступать в действие поэтапно до 2015 года. Полного запрета на курение, например, в кафе законопроект может и не предусматривать, но в нем точно будет требование, чтобы зоны для курящих были полностью изолированы от остальных помещений. Поэтапное введение запретительных мер позволит бизнесу подготовиться к ним. Экономические последствия антитабачной концепции Минсоцздравразвития не просчитывало.
TatCenter.ru обратился к экспертам, чтобы узнать насколько будут эффективны меры по борьбе с табакокурением, прописанные в концепции.
Лилия Сабитова, специалист отдела маркетинга ООО «Объединенной табачной компании»:
— Думаю, что запретами нельзя заставить человека бросить курить. Если он сам к этому не придет, то ничто его к этому не сподвигнет. Мы уже наклеивали на половину сигаретных пачек, сообщение о том, что табак смертельно вреден, приклеивали изображения с разлагающимися легкими, но потребление сигарет от этого не снизилось.
Конечно, делать прогнозы, о том, как отразится антитабачная концепция на рынке пока рано. Новость о ней появилась совсем недавно. С запретом на рекламу сигарет станет меньше промоакций, поэтому о новых табачных изделиях люди будут узнавать только у продавцов. К росту нелегальной сигаретной продукции повышение акцизов вряд ли приведет, потому что подделать табак очень трудно, хотя кулибиных у нас всегда хватало.
Врачи, избавляющие людей от табачной зависимости, видят в разработанной концепции положительные моменты. Хотя с началом антитабачной политики в России количество желающих избавиться от зависимости не увеличилось.
Ренат Мингазов, врач психотерапевт, врач психиатр, кандидат медицинских наук клиники «Инсайт»:
— Любое ограничение усиливает мотивацию человека на отказ от табакокурения. Он начинает задумываться, не бросить ли ему курить, но сама мотивация проблемы все же не решает. Недавно мы ездили на конференцию в Гонконг. Там пачка сигарет в наших деньгах стоит 300 рублей, на них изображены страшные рисунки о вреде курения, но это все равно не останавливает жителей от пагубной привычки.
Сложно предугадать, как антитабачная концепция будет разворачиваться в нашей стране. Во всяком случае, люди начнут хотя бы задумываться о вреде курения. В нашу клинику, например, приходят в основном из-за проблем со здоровьем, беременные или женщины, планирующие рожать. Но всплеска желающих бросить курить в последнее время я не наблюдаю.
В обществе надо пропагандировать здоровый образ жизни и занятия спортом. Такое отношение необходимо прививать уже с детского сада, школы, вуза. Сейчас, кстати, курить вообще становится не модно.
Фото с сайта compromat.ua.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: