Раис Гумеров, ОАО «Мелита»: «Высокое качество наших изделий позволяет выживать вопреки несправедливой конкуренции с контрафактом»

Экономический кризис провел серьезную «чистку» в рядах российских меховщиков: закрытие крупных пошивочных предприятий отразилось на их партнерах, занимающихся выделкой меха, а их уход ударил и по остальным участникам рынка. Одним из предприятий, которому удалось выжить и удержать позиции лидера, стало объединение «Мелита».

О том, чем сегодня живет легендарный казанский производитель, о мировой славе российской меховой выделки, а также о нюансах искусства продаж TatCenter.ru рассказал генеральный директор Татарского мехового торгово-промышленного объединения ОАО «Мелита» Раис Гумеров.

Торгово-промышленное объединение «Мелита» насчитывает уже более 80 лет и с момента образования является предприятием полного технологического цикла, начиная от выделки, разработки дизайна и заканчивая реализацией.

— Раис Хафизович, какие преимущества это дает в современных экономических условиях?

— Главное преимущество — это независимость от действий третьих лиц и определенная устойчивость по отношению к внешней ситуации. Так, во время кризиса закрыли ряд меховых предприятий, в том числе и занимающихся выделкой, а это не могло не отразиться на их партнерах, соответственно, такая зависимость для многих усугубила и без того непростое положение.

В кризис объединению «Мелита» удалось выжить, прежде всего, благодаря тому, что мы заранее предугадали серьезные изменения в экономике. Еще в августе 2008 года, когда правительство РФ говорило о стране как об островке стабильности, мы подготовили свою первую антикризисную программу. Основой ее стала жесточайшая экономия по всем направлениям расходов.

— Как сейчас обстоят дела на производстве, в торговой сети? Удалось ли выйти на докризисные показатели?

— С апреля этого года предприятие возобновило нормальную работу. В мае-июне мы выполнили госзаказ: разработали новую зимнюю форму для генералов, осуществили пошив и поставку данных изделий. Сейчас активно выпускаем рыночную продукцию. Сезон продаж нынче начинается раньше обычного, видимо, из-за холодной зимы прошлого года и прогнозов о предстоящих морозах.

Экономические показатели работы предприятия за первое полугодие неудовлетворительные: имеем убыток около 50 млн. рублей. Но надеемся к концу года выйти на безубыточную работу. На докризисные показатели не вышли и пока не гонимся за ними, есть более важные задачи.

— Удалось ли удержать специалистов?

-Основных специалистов сохранить удалось, но и без потерь не обошлось: увольнялись швеи, скорняки. Люди уходят на малые меховые предприятия, которые из-за больших налоговых преференций могут платить несколько большую зарплату.

— Насколько предприятие сегодня нуждается в техническом перевооружении?

— Процесс техперевооружения у нас шел очень активно в 2006−08 гг., когда на эти цели было потрачено около 100 млн. рублей. Во время кризиса процесс, естественно, замедлился, но не остановился. И сейчас готовим новую программу развития.

— Решение каких задач заложено в программе развития торгово-промышленного объединения «Мелита»?

— Первостепенной задачей развития в производстве является внедрение энергосберегающего оборудования, а также позволяющего снизить трудовые затраты.

Что касается торговли, мы серьезно занимаемся развитием торговой сети, чтобы в перспективе придти к полному замещению ею дилерской сети.

В организационной сфере сейчас главной задачей является завершение работы по созданию технопарка.

— На какой стадии реализации данный проект находится в настоящее время?

— Над созданием технопарка на базе объединения «Мелита» мы работаем около 3 лет, с того момента как соответствующая задача была определена Р.Н. Миннихановым, тогда являвшимся премьер-министром РТ.

Создание технопарка обусловлено структурными особенностями объединения. У нас достаточно много площадей: есть несколько разных предприятий по выделке мехов, также 5−6 пошивочных предприятий — это бывшие цеха и производства, где осуществляется пошив меховых изделий, спецодежды. Все они вошли в состав технопарка.

Кроме того, у нас достаточно много площадей, которые можно было бы сдавать в аренду. Там есть вся необходимая инфраструктура, арендаторы могут сотрудничать с Управляющей Компанией «Мелита» или самостоятельно вести бизнес, используя наши площади.

В свое время мы согласовывали бизнес-планы с министерством промышленности и торговли РТ, министерством экономики — эти ведомства одобрили наш проект и дали соответствующее заключение.

Сейчас все внутренние документы сформированы, и с 1 сентября этого года технопарк можно считать образованным путем выделения из ОАО «Мелита», таким образом, он де-юре и де-факто существует.

— Раис Хафизович, если говорить о развитии объединения, в каком сегменте сейчас больше возможностей (и острее необходимость) для развития: в сфере выделки, производства изделий или в сфере продаж?

— Возможности развития в сфере выделки весьма ограничены, так как наши технологии уже достигли высочайшего уровня, а по бобру и меховой овчине они, бесспорно, лучшие в мире.

В пошиве изделий есть необходимость существенно повышать производительность труда: пока этот показатель у нас на порядок ниже мирового уровня.

Чрезвычайно важно развитие в сфере продаж. Как ни парадоксально звучит, но это самая сложная сфера. У нас созданы и работают отличные салоны, меховой центр на ул. Гафури — это крупнейший меховой салон России, и, по мнению многих зарубежных меховщиков, даже лучший меховой магазин в мире. Однако нельзя останавливаться на достигнутом: продажи — это наука и искусство, поэтому развитие здесь может быть бесконечным.

— Несмотря на то, что по многим параметрам российские меховщики впереди планеты всей, все же без зарубежных партнеров не обойтись: какие страны сейчас являются основными поставщиками сырья?

— Россия давно перестала быть мировой меховой сырьевой державой. Закупки ведем за рубежом: овчину берем в Австралии и США, дикую пушнину — в США и Канаде, клеточную пушнину привозим из Скандинавских стран и США. Доля отечественного сырья, а это в основном норка и шубная овчина, невелика.

Подкладочные материалы, нитки и фурнитуру закупаем в Италии.

В последнее время стремительно растут цены на сырье: за год они выросли на 80−100%. Причем на все: и на овчину, и на пушнину. Главные причины — трехлетняя засуха в Австралии и увеличение потребности в меховых изделиях Китая, что серьезно повлияло на рынок.

— Качество изделия напрямую зависит от выделки меха — у «Мелиты» свои секреты?

— Технологии выделки разрабатывают наши специалисты с участием технологов зарубежных фирм-производителей химических материалов, используемых при выделке меха.

За новые технологии в 2005 году мы были удостоены премии Правительства России в области науки и техники. Это вторая государственная премия предприятия: первая была дана в 1954 году за создание мутона. Кстати, в стране больше нет меховых предприятий, имеющих такие высокие награды.

— Как отражаются на технологических составляющих процесса выделки и производства меховых изделий внешние условия: изменения климата, тенденции моды и т. д.

— Эти факторы для нас очень важны. Основной тренд последних лет — это облегчение изделий. Жесткое требование к весу заставило значительно усложнить процессы выделки. Но и результат налицо: если 20 лет назад мутоновая шуба весила 7 кг, то сейчас, как правило, укладывается в 1,5−2 кг, то есть примерно так же как пальто из ткани, да и по силуэту некоторые пальто из овчины «люкс» напоминают платье. Так что затраты на производство оборачиваются значительным повышением качества продукции, а значит, оправданы.

— Как Вы оцениваете конкурентоспособность продукции «Мелиты»?

— «Мелита» достигла высокого уровня. Наши изделия из бобра и меховой овчины, по признанию отечественных и зарубежных специалистов, являются лучшими в мире. По другим видам меха мы также соответствуем мировым стандартам. Это и позволяет предприятию выживать, вопреки несправедливой конкуренции со стороны контрафактной продукции, заполонившей российский рынок.

— Торговая сеть «Мелита» охватывает всю страну, в разных регионах показатели различаются?

-Да, эффективность торговли в разных регионах страны неодинакова. В последнее время хорошие показатели в некоторых сибирских городах. Там наши изделия воспринимают как продукцию легендарной казанской фабрики «Мелита». В Татарстане мы закрываем примерно четверть рынка меховых изделий. И эта доля не растет, как говорится, «нет пророка в своем отечестве»: мы являемся свидетелями того, как заезжие коммерсанты, собрав откровенно стоковую продукцию цеховиков и китайский ширпотреб, броской рекламой завлекают толпы покупателей, верящих в то, что привозной товар лучше местного. Хотя зачастую эти изделия по качеству соответствуют стоковому товару на нашей ярмарке и стоят в 2 раза дороже. Получается, что в других городах авторитет нашей фабрики выше, чем в своем регионе. Как-то на одном мероприятии в Москве, узнав, что я с «Мелиты», собеседник сказал: «Знаем. Правительство у вас одевается».

— Скоро захотят одеться потеплее и рядовые граждане. На какой период обычно приходится пик продаж?

— Традиционно пик продаж меховых изделий приходится на ноябрь. Но в этом году сезон начался раньше обычного. В магазинах установлены видеокамеры, и видно, что во всех отделах довольно оживленно, люди совершают покупки. Через 2−3 недели начнется период активных продаж. Наше производство сейчас работает в полную силу, так что главная задача — не промахнуться с заказами, важно отшивать изделия, которые станут ходовым товаром. Для этого необходимо постоянно отслеживать, где и что продается, анализировать ситуацию и быстро реагировать на спрос. Это сейчас, в том числе и для меня, одна из важнейших задач.

Справка TatCenter.ru

Гумеров Раис Хафизович, окончил Казанский филиал Московского энергетического института.
С 1990 г. работает в компании «Мелита».
C 2003 года — генеральный директор Татарского мехового торгово-промышленного объединения ОАО «Мелита».
Почетный работник легкой промышленности России, лауреат премии Правительства России в области науки и техники.
Награжден медалью 1000-летия Казани, Благодарственным письмом президента РТ.

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: