О том, чем сегодня живет легендарный казанский производитель, о мировой славе российской меховой выделки, а также о нюансах искусства продаж TatCenter.ru рассказал генеральный директор Татарского мехового торгово-промышленного объединения ОАО «Мелита» Раис Гумеров.
Торгово-промышленное объединение «Мелита» насчитывает уже более 80 лет и с момента образования является предприятием полного технологического цикла, начиная от выделки, разработки дизайна и заканчивая реализацией.
— Раис Хафизович, какие преимущества это дает в современных экономических условиях?
— Главное преимущество — это независимость от действий третьих лиц и определенная устойчивость по отношению к внешней ситуации. Так, во время кризиса закрыли ряд меховых предприятий, в том числе и занимающихся выделкой, а это не могло не отразиться на их партнерах, соответственно, такая зависимость для многих усугубила и без того непростое положение.
В кризис объединению «Мелита» удалось выжить, прежде всего, благодаря тому, что мы заранее предугадали серьезные изменения в экономике. Еще в августе 2008 года, когда правительство РФ говорило о стране как об островке стабильности, мы подготовили свою первую антикризисную программу. Основой ее стала жесточайшая экономия по всем направлениям расходов.
— Как сейчас обстоят дела на производстве, в торговой сети? Удалось ли выйти на докризисные показатели?
— С апреля этого года предприятие возобновило нормальную работу. В мае-июне мы выполнили госзаказ: разработали новую зимнюю форму для генералов, осуществили пошив и поставку данных изделий. Сейчас активно выпускаем рыночную продукцию. Сезон продаж нынче начинается раньше обычного, видимо, из-за холодной зимы прошлого года и прогнозов о предстоящих морозах.
Экономические показатели работы предприятия за первое полугодие неудовлетворительные: имеем убыток около 50 млн. рублей. Но надеемся к концу года выйти на безубыточную работу. На докризисные показатели не вышли и пока не гонимся за ними, есть более важные задачи.
— Удалось ли удержать специалистов?
-Основных специалистов сохранить удалось, но и без потерь не обошлось: увольнялись швеи, скорняки. Люди уходят на малые меховые предприятия, которые из-за больших налоговых преференций могут платить несколько большую зарплату.
— Насколько предприятие сегодня нуждается в техническом перевооружении?
— Процесс техперевооружения у нас шел очень активно в 2006−08 гг., когда на эти цели было потрачено около 100 млн. рублей. Во время кризиса процесс, естественно, замедлился, но не остановился. И сейчас готовим новую программу развития.
— Решение каких задач заложено в программе развития торгово-промышленного объединения «Мелита»?
— Первостепенной задачей развития в производстве является внедрение энергосберегающего оборудования, а также позволяющего снизить трудовые затраты.
Что касается торговли, мы серьезно занимаемся развитием торговой сети, чтобы в перспективе придти к полному замещению ею дилерской сети.
В организационной сфере сейчас главной задачей является завершение работы по созданию технопарка.
— На какой стадии реализации данный проект находится в настоящее время?
— Над созданием технопарка на базе объединения «Мелита» мы работаем около 3 лет, с того момента как соответствующая задача была определена Р.Н. Миннихановым, тогда являвшимся премьер-министром РТ.
Создание технопарка обусловлено структурными особенностями объединения. У нас достаточно много площадей: есть несколько разных предприятий по выделке мехов, также 5−6 пошивочных предприятий — это бывшие цеха и производства, где осуществляется пошив меховых изделий, спецодежды. Все они вошли в состав технопарка.
Кроме того, у нас достаточно много площадей, которые можно было бы сдавать в аренду. Там есть вся необходимая инфраструктура, арендаторы могут сотрудничать с Управляющей Компанией «Мелита» или самостоятельно вести бизнес, используя наши площади.
В свое время мы согласовывали бизнес-планы с министерством промышленности и торговли РТ, министерством экономики — эти ведомства одобрили наш проект и дали соответствующее заключение.
Сейчас все внутренние документы сформированы, и с 1 сентября этого года технопарк можно считать образованным путем выделения из ОАО «Мелита», таким образом, он де-юре и де-факто существует.
— Раис Хафизович, если говорить о развитии объединения, в каком сегменте сейчас больше возможностей (и острее необходимость) для развития: в сфере выделки, производства изделий или в сфере продаж?
— Возможности развития в сфере выделки весьма ограничены, так как наши технологии уже достигли высочайшего уровня, а по бобру и меховой овчине они, бесспорно, лучшие в мире.
В пошиве изделий есть необходимость существенно повышать производительность труда: пока этот показатель у нас на порядок ниже мирового уровня.
Чрезвычайно важно развитие в сфере продаж. Как ни парадоксально звучит, но это самая сложная сфера. У нас созданы и работают отличные салоны, меховой центр на ул. Гафури — это крупнейший меховой салон России, и, по мнению многих зарубежных меховщиков, даже лучший меховой магазин в мире. Однако нельзя останавливаться на достигнутом: продажи — это наука и искусство, поэтому развитие здесь может быть бесконечным.
— Несмотря на то, что по многим параметрам российские меховщики впереди планеты всей, все же без зарубежных партнеров не обойтись: какие страны сейчас являются основными поставщиками сырья?
— Россия давно перестала быть мировой меховой сырьевой державой. Закупки ведем за рубежом: овчину берем в Австралии и США, дикую пушнину — в США и Канаде, клеточную пушнину привозим из Скандинавских стран и США. Доля отечественного сырья, а это в основном норка и шубная овчина, невелика.
Подкладочные материалы, нитки и фурнитуру закупаем в Италии.
В последнее время стремительно растут цены на сырье: за год они выросли на 80−100%. Причем на все: и на овчину, и на пушнину. Главные причины — трехлетняя засуха в Австралии и увеличение потребности в меховых изделиях Китая, что серьезно повлияло на рынок.
— Качество изделия напрямую зависит от выделки меха — у «Мелиты» свои секреты?
— Технологии выделки разрабатывают наши специалисты с участием технологов зарубежных фирм-производителей химических материалов, используемых при выделке меха.
За новые технологии в 2005 году мы были удостоены премии Правительства России в области науки и техники. Это вторая государственная премия предприятия: первая была дана в 1954 году за создание мутона. Кстати, в стране больше нет меховых предприятий, имеющих такие высокие награды.
— Как отражаются на технологических составляющих процесса выделки и производства меховых изделий внешние условия: изменения климата, тенденции моды
— Эти факторы для нас очень важны. Основной тренд последних лет — это облегчение изделий. Жесткое требование к весу заставило значительно усложнить процессы выделки. Но и результат налицо: если 20 лет назад мутоновая шуба весила 7 кг, то сейчас, как правило, укладывается в 1,5−2 кг, то есть примерно так же как пальто из ткани, да и по силуэту некоторые пальто из овчины «люкс» напоминают платье. Так что затраты на производство оборачиваются значительным повышением качества продукции, а значит, оправданы.
— Как Вы оцениваете конкурентоспособность продукции «Мелиты»?
— «Мелита» достигла высокого уровня. Наши изделия из бобра и меховой овчины, по признанию отечественных и зарубежных специалистов, являются лучшими в мире. По другим видам меха мы также соответствуем мировым стандартам. Это и позволяет предприятию выживать, вопреки несправедливой конкуренции со стороны контрафактной продукции, заполонившей российский рынок.
— Торговая сеть «Мелита» охватывает всю страну, в разных регионах показатели различаются?
-Да, эффективность торговли в разных регионах страны неодинакова. В последнее время хорошие показатели в некоторых сибирских городах. Там наши изделия воспринимают как продукцию легендарной казанской фабрики «Мелита». В Татарстане мы закрываем примерно четверть рынка меховых изделий. И эта доля не растет, как говорится, «нет пророка в своем отечестве»: мы являемся свидетелями того, как заезжие коммерсанты, собрав откровенно стоковую продукцию цеховиков и китайский ширпотреб, броской рекламой завлекают толпы покупателей, верящих в то, что привозной товар лучше местного. Хотя зачастую эти изделия по качеству соответствуют стоковому товару на нашей ярмарке и стоят в 2 раза дороже. Получается, что в других городах авторитет нашей фабрики выше, чем в своем регионе. Как-то на одном мероприятии в Москве, узнав, что я с «Мелиты», собеседник сказал: «Знаем. Правительство у вас одевается».
— Скоро захотят одеться потеплее и рядовые граждане. На какой период обычно приходится пик продаж?
— Традиционно пик продаж меховых изделий приходится на ноябрь. Но в этом году сезон начался раньше обычного. В магазинах установлены видеокамеры, и видно, что во всех отделах довольно оживленно, люди совершают покупки. Через 2−3 недели начнется период активных продаж. Наше производство сейчас работает в полную силу, так что главная задача — не промахнуться с заказами, важно отшивать изделия, которые станут ходовым товаром. Для этого необходимо постоянно отслеживать, где и что продается, анализировать ситуацию и быстро реагировать на спрос. Это сейчас, в том числе и для меня, одна из важнейших задач.
С 1990 г. работает в компании «Мелита».
C 2003 года — генеральный директор Татарского мехового торгово-промышленного объединения ОАО «Мелита».
Почетный работник легкой промышленности России, лауреат премии Правительства России в области науки и техники.
Награжден медалью 1000-летия Казани, Благодарственным письмом президента РТ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: