Новости
10 Августа 2010, 14:00

Лизинговый рынок Татарстана: жизнь после кризиса

Лизинговый рынок Татарстана, по оценкам его участников, продолжает возвращать утерянные в разгар кризиса позиции. Причем эксперты говорят как об оживлении спроса со стороны потребителей, так и о росте предложения со стороны поставщиков услуг. В чем конкретно это проявляется, разбирался корреспондент TatCenter.ru.

Нелегкие времена для лизинговых компаний

Российской лизинговой отрасли в целом и республиканской в частности в течение последних двух лет пришлось пережить нелегкие времена. Практически все участники рынка столкнулись с такими трудностями, как удорожание стоимости ресурсов, увеличение числа мошенников среди лизингополучателей и рост плохих долгов. Усиленные низким качеством риск-менеджмента и недостаточной ликвидностью передаваемого в лизинг имущества, эти сложности привели к тому, что одни лизингодатели обанкротились, а другим пришлось присоединиться ко вчерашним конкурентам, поскольку иного шанса выжить у них просто не было.

Однако лизинговым компаниям Татарстана, как и местным банкам, избежать катастрофических последствий экономического спада все же удалось: массового ухода игроков с рынка не было. Но, несмотря на это, кризис ощутили все без исключения. Особенно тяжело пришлось небольшим частным лизингодателям, которые были вынуждены основные свои усилия направить на борьбу с просроченной задолженностью и урегулирование отношений со своими кредиторами. Хотя без определенных шагов по оптимизации бизнеса не удалось обойтись и более крупным игрокам.

Например, компания «Уралсиб» на региональном рынке в период активной фазы развития кризиса замораживала работу с новыми клиентами, но сегодня уже вернулась к полноценной работе. В нормальном режиме сейчас функционируют лизинговые подразделения и при других банках или инвестиционно-финансовых группах («Ак Барс Лизинг», «Аки-Лизинг», «Абсолют Лизинг», «Солид-Лизинг» и др.), а также компании с государственным участием (например, Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан, представительство «Росагролизинга» и т. д.). Эти компании даже в кризис были обеспечены крупными заказами. Хотя, безусловно, им пришлось задумываться над оптимизацией расходов за счет сокращения административных затрат и качеством своего портфеля.

Именно поэтому в последние год-полтора при рассмотрении заявок потенциальных лизингополучателей лизинговые компании стали отдавать предпочтение проверенным годами успешного сотрудничества клиентам. По крайней мере, шансы оформить договор лизинга, когда число отказов на рынке превышало 50\%, у последних оставались наиболее высокими.

Айрат Каюмов, директор Лизинговой компании малого бизнеса Республики Татарстан:

— В условиях финансовой нестабильности лизинговые компании начали предъявлять более жесткие требования к клиентам по величине первоначального взноса, наличию ликвидного залога, оценке финансового состояния потенциальных лизингополучателей. Кроме того, лизинговые компании вынуждены были уменьшить срок финансирования аренды. Что касается клиентов, ранее имевших положительную репутацию, то для них в нашей компании мы проводили реструктуризацию просроченной задолженности и пролонгацию действующих договоров лизинга.

Но свои требования корректировали не только арендодатели, но и арендаторы.

Елена Адамова, финансовый директор лизинговой компании «ЦЕНТР-КАПИТАЛ»:

— Многие лизингополучатели изменили свои предпочтения в отношении условий сделок. Так, особый интерес они стали проявлять к длительным по сроку договорам, которые позволяют уменьшить размер ежемесячного лизингового платежа. Лизинговые компании, в свою очередь, начали предъявлять повышенные требования к потенциальным клиентам с точки зрения их финансовой устойчивости и надежности.

Рафаэль Халиуллин, директор филиала ООО «Солид-Лизинг» в г. Казани:

— Более того, сами лизингополучатели стали более разборчиво выбирать для себя партнерские лизинговые компании для дальнейшей работы в связи с желанием последних при возникновении просроченной задолженности со стороны предприятия изъять переданную им технику с целью дальнейшей перепродажи и дополнительного заработка.

В моей практике было много примеров, когда в 2008—2009 годах лизинговые компании при наступлении просрочки расторгали в одностороннем порядке действующие договора и занимались изъятием целых автопарков автомобилей и спецтехники при минимальных размерах остаточных платежей у клиентов с надеждой получить при этом сверхдоходность. В итоге, лизингополучатель оставался без основных производственных фондов для дальнейшей работы, а лизинговая компания с огромным количеством невостребованного рынком имущества.

Самое страшное — позади

По данным Росстата, общая стоимость договоров финансового лизинга, заключенных в республике в 2009 году, составила 6,12 млрд. рублей, или 2,31\% от российского рынка. При этом 71,66\% от объема всех сделок в Татарстане пришлась на лизинг машин и оборудования, а 28,33\% — на лизинг транспортных средств. Общей для рынка тенденцией стало сокращение размера аванса, увеличение срока передачи имущества в лизинг и снижение процентной ставки. Сейчас величина первоначального взноса в среднем по рынку колеблется в диапазоне от 20 до 35\%, срок договора составляет от года до пяти лет, а коэффициент удорожания — 9−15\%.

Объем нового бизнеса снизился почти вдвое. Но, несмотря на это, уже к осени прошлого года ситуация на рынке стала постепенно меняться в лучшую сторону. Продолжается этот процесс и сейчас.

Айрат Каюмов:

— На данный момент наблюдаются некоторые тенденции к увеличению спроса на услуги финансовой аренды, но об объемах лизинговых сделок, заключаемых в докризисный период, пока говорить рано. На наш взгляд, процесс восстановления рынка может занять некоторое время, которое необходимо для снижения уровня просроченной задолженности на рынке, а также увеличения числа кредитоспособных клиентов и, соответственно, долгосрочных кредитов.

Елена Адамова:

— Сейчас можно отметить уверенный рост лизингового рынка, и в отсутствии экономических шоков эта тенденция будет продолжаться. По нашему мнению, спрос на лизинговые услуги в первой половине 2010 года значительно увеличился по сравнению с тем же периодом 2009 года.

Постепенно возвращаясь в привычные условия работы, лизинговые компании в I полугодии нынешнего года снова начали разрабатывать и внедрять новые программы и специальные предложения по привлекательным для клиентов ценам.

Рафаэль Халиуллин:

— В 2010 году на рынке происходит значительный рост объема заключаемых договоров лизинга. Однако при этом еще рано говорить о динамике роста лизингового портфеля в связи с его значительным сокращением в 2009 году. Наша компания направляет свои усилия на работу, в первую очередь, с лизингополучателями, положительно зарекомендовавшими себя за годы работы, а также на построение работы с поставщиками спецтехники и автосалонами для создания максимально выгодных и удобных для клиента условий сотрудничества.

В прошлом году был запущен и успешно апробирован пилотный проект «Лизинг-грант», реализуемый Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Татарстана совместно с Лизинговой компанией малого бизнеса. Не так давно начался новый этап реализации этой программы, ориентированной на поддержку бизнесменов, работающих во всех муниципальных образованиях и приоритетных отраслях промышленности республики. Кроме этого многие компании выходят к потребителю со специальными предложениями.

Особые условия по лизингу автомобилей Chevrolet и Volvo (коэффициенты удорожания 0 и 6,5\% соответственно), а также снегоуборочной техники МКСМ (0\%) предлагает клиентам компания «Лизинг-Трейд». «РТЭК», в свою очередь, привлекает лизингополучателей своей «массовой схемой» предоставления лизинговых услуг, согласно которой максимально упрощается и сокращается по времени процедура оформления договора лизинга. Время от момента обращения клиента до факта получения имущества занимает от 3 дней до двух недель.

Большой ассортимент специальных предложений по лизингу автомобилей (Audi, BMW, Hyundai, Isuzu, FIAT, PORSCHE и др.) ждет клиентов компании «Европлан». Особые условия по лизингу электроагрегатов, автомобилей «КАМАЗ» и автопоездов желающие могут найти в линейке «КАМАЗ-Лизинг». Более того, индивидуальные предприниматели и предприятия малого бизнеса при этом пользуются дополнительными привилегиями в виде необходимости предоставления минимального набора документов и короткого срока рассмотрения их заявок.

Специальную акцию «Лизинг для всех» с 10\%-ым первоначальным взносом и удорожанием в 0\% по аренде автомобилей для представителей малого и среднего бизнеса в городах своего присутствия предлагает компания «Carcade Лизинг». Выгодные продукты с привлекательными условиями по разным группам предметов лизинга есть и среди предложений таких лизингодателей, как «Солид-Лизинг», «Элемент Лизинг» и др.

Лизинг в отраслевом разрезе

Отраслевая динамика лизингового рынка в период кризиса напрямую отражала те процессы, которые происходили в экономике.

Елена Адамова:

— С осени 2008 до середины 2009 года существенно сократился сегмент лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов, но ближе к концу прошлого года он вновь отыграл свои позиции за счет сделок, проведенных государственными лизинговыми компаниями, и вышел на первое место по объемам заключенных договоров. Также значительно уменьшился в период кризиса сегмент лизинга оборудования, так как лизингодатели не были готовы передавать в аренду дорогостоящее и малоликвидное имущество.

На этом фоне меньше всего пострадали сегменты легкового, грузового транспорта и строительной техники, хотя интерес клиентов здесь сместился в сторону более дешевых автомобилей, а также более доступной по цене отечественной техники.

В Татарстане специфика спроса на отдельные группы предметов лизинга также напоминала картину, характерную для остальной России, но все же имела и свою специфику. Последняя определялась и продолжает определяться такими особенностями местного рынка, как возведение объектов Универсиады, наличие значительных сельскохозяйственных площадей, а также обновление ряда нефтеперерабатывающих мощностей.

Однако восстановление докризисных позиций, по мнению аналитиков, даже несмотря на наличие ряда положительных предпосылок, будет постепенным. Лизингодатели продолжат принимать активные меры по снижению своих рисков за счет более тщательного отбора новых клиентов и работы с должниками. Лизингополучатели, в свою очередь, также будут крайне осторожны. Однако государственное участие (заказы, субсидии в сфере лизинга для малого и среднего бизнеса), наличие специальных предложений и льготных программ, улучшение общеэкономической ситуации и накопление опыта работы в изменившихся условиях создаст условия для оживления рынка.

Елена Адамова:

— В долгосрочной перспективе с учетом заявленных Правительством России мер по модернизации экономики страны финансовый лизинг может быть использован в качестве наиболее эффективного инструмента обновления основных средств предприятий и будет востребован в том же объеме, как и в развитых странах.

Если говорить об отдельных направлениях, то по итогам 2010 года, по нашим прогнозам, возрастут объемы в сегментах лизинга легковых и грузовых автомобилей, строительной, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, а также машиностроительного оборудования.

Новости
12 Декабря 2024, 19:11

Транспортный грант получат 5,5 тыс. студентов Татарстана

На эти цели из бюджета республики выделили 60 млн рублей.

В этом году более 8 тыс. студентов высших и средних учебных заведений РТ подали заявки на получение транспортного гранта. Из них будет отобрано 5,5 тыс. человек, которые получат «Карту жителя Татарстана» и ежемесячные выплаты на проезд и другие нужды. Иностранные студенты также смогут воспользоваться транспортными картами. Об этом сообщила первый замминистра по делам молодежи РТ Софья Галиева-Мустафина на пресс-конференции в «Татар-информ».

Она отметила, что в прошлом году программа работала иначе: студентам возвращали часть потраченных на проезд средств. Однако из-за большого количества негативных отзывов условия были пересмотрены. В этом году из бюджета республики на выплату грантов выделили 60 млн рублей.

Ранее TatCenter писал, что проекты учреждений молодежной политики в РТ получат гранты на 50 млн рублей.

Галиева-Мустафина Софья Альфредовна

Первый заместитель министра по делам молодежи РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: