Новости
28 Июля 2010, 14:00

Надежда Сулимова: Уже в этом году татарстанские школьники начнут получать отметки в электронные дневники

В «школах будущего» будут применять технологии, понятные детям, родившимся в век инфотелекоммуникаций. Уже в этом году татарстанские школьники начнут получать отметки в электронные дневники, а учителя вести виртуальный классный журнал. Родители смогут через Интернет узнавать об успеваемости ребенка и проверять, был ли он вообще в школе. О современных инновациях в образовании TatCenter.ru рассказала начальник отдела развития информационных технологий министерства образования и науки РТ Надежда Сулимова.

— Надежда Алексеевна, какие инновационные проекты сегодня уже реализованы в образовательной среде Татарстана?

— В нашей республике уже реализован ряд проектов. Самый, наверно, значительный из них — обеспечение образовательных учреждений широкополосным доступом к Интернету. К 2007 году все российские школы получили доступ к глобальной сети, а татарстанские школьники — еще в 2004—2005 годах. Правда, большинство сельских школ подключались тогда по низкоскоростной технологии, но позже в рамках приоритетного национального проекта у них появился высокоскоростной Интернет. Доступ к сети осуществляется за счет республиканского бюджета, и сегодня все образовательные учреждения подключены к государственной интегрированной системе телекоммуникаций.

— Вот оснастили школы компьютерами, а готовы ли учителя к инновациям?

 — Три года назад в республике был реализован проект Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования», в рамках которого создана сеть из информационно-методических центров, республиканского координационного центра, обеспечивающего подготовку педагогических кадров в области ИКТ и их постоянное методическое сопровождение. За это время нам удалось обучить ИКТ порядка 92\% учителей.

Надо отметить, что почти четверть педагогов в своей деятельности уже активно применяют информационные ресурсы. Мы надеемся, что в этом году все учителя пройдут подготовку в области ИКТ. Тем более что сейчас по инициативе президента Рустама Минниханова реализуется два грандиозных проекта: по обеспечению учителей ноутбуками и обновлению «компьютерного парка» школ.

Понятно, что те проекты, которые мы намерены реализовать в сфере образования, требуют достаточно высокотехнологичного оборудования, высокоскоростного Интернета, и максимального доступа учащихся к компьютерам. Реализация таких проектов, как автоматизация системы управления образованием, работа в единой информационной образовательной среде республики, использование информационных технологий на уроках возможна, если у каждого учителя есть инструмент, с помощью которого он бы мог все это внедрить в свою практику.

— Учителя уже начали получать ноутбуки? Их получат все без исключения?

— В этом году ноутбуками будут обеспечены порядка 30\% учителей. В последующие два года их получат абсолютно все педагоги. Что касается «компьютерного парка», то наибольшее количество техники поступило в школы в 2001—2005 годах. Поскольку техника устаревает достаточно быстро, особенно если интенсивно эксплуатируется, то проблема ее обновления остается актуальной. Буквально в период до 20 августа школы получат порядка 11 тысяч новых компьютеров и порядка 13 тысяч ноутбуков получат учителя.

— Ноутбуки получат все педагоги вне зависимости от предмета, которые они ведут в школе, даже физруки и трудовики?

— Да, все педагоги школы, победившей в результате конкурсного отбора, получат ноутбуки. По республике таких школ в 2010 году 375, из них 50 в Казани. В течение последующих двух лет все педагоги республики получат ноутбуки. Такой комплексный подход в обеспечении всех учителей отдельно взятой школы ноутбуками позволит эффективнее решить проблему автоматизации управления школой, доступа учителей к информационным образовательным ресурсам. Как один из примеров можно назвать внедрение в 2010—2011 учебном году в упомянутых 375 школах «электронных журналов» и «электронных дневников».

— Можно узнать подробнее об электронных дневниках и классных журналах?

— Это прекрасная возможность для родителей получать оперативные данные об успеваемости школьника. Согласитесь, что многие из родителей настолько загружены, что не всегда имеют возможность посетить школу для беседы с учителем. Зато у многих есть доступ к Интернету. Когда у родителей будет доступ к этой системе, естественно, они смогут получать самую оперативную и достоверную информация об успеваемости школьника: как занимается ребенок, и был ли он вообще в школе. Эта программа предполагает и смс-уведомление родителей. Мобильные телефоны сегодня есть у всех. Этот проект мы реализуем совместно с Центром Информационных технологий Республики Татарстан.

— Создана ли уже единая мультимедийная среда с обучающими программами и файлами?

— Да, апробация информационной системы «Электронное образование в Республике Татарстан» успешно прошла в школах Казани. Система постоянно развивается и дополняется все новыми и новыми сервисами. В минувшем году были созданы шаблоны сайтов абсолютно всех школ Татарстана. Они опробованы в ста казанских школах, а с нового учебного года шаблоны своих сайтов получат все школы республики. Учреждения получат свой сайт, где смогут размещать оперативную информацию, доступную общественности.

В этой системе размещены образовательные электронные ресурсы с региональным компонентом, которыми могут пользоваться учителя в школах и учащиеся. Пока они состоят из коротких трехминутных видеороликов, например, об истории Казани. С целью обмена опытом педагогов из разных районов и городов здесь создано социально-педагогическое сообщество. Портфолио смогут создавать как педагоги, так и сами ученики. Будет создан раздел с доступом к дистанционным образовательным ресурсам, в частности для детей-инвалидов и для учащихся малокомплектных школ.

— Как вы думаете, не станет ли в будущем общеобразовательная школа виртуальной?

—  Помечтать можно о многом. Когда-то, в 90-е годы говорили о том, что не будет книг, и мы будем читать исключительно с экрана. Но время показывает, что мы читаем с электронных носителей в основном новости или иные короткие материалы. А для того, чтобы почитать роман, все-таки хочется взять томик в руки. Что касается виртуальных школ, они в принципе, существуют уже сегодня. Все это имеет смысл, когда есть необходимость. Например, если ребенок болеет, если он целый год, а может и не один, не имеет возможности посещать обычную школу. Конечно же, его нельзя лишать возможности получить образование посредством Интернета. Но если ребенок здоров, рядом есть хорошая школа, ничего не заменит живого общения.

— Можно ли назвать приблизительный возраст, с которого сегодня школьники становятся активными пользователями современных ИТ-технологий?

— Учитывая то, что у большинства населения сегодня имеется дома компьютер, я не думаю, что первоклассник не имеет к нему доступ. Включить — выключить компьютер, загрузить игру умеют и младшие школьники. Другое дело, насколько они используют его в плане образования… Здесь значительную роль играют школа и учителя, и все зависит от мастерства педагога. В образовательном процессе есть такой предмет, как информатика и инфокоммуникационные технологии, в ходе изучения которого учащиеся должны приобрести навыки поиска, обработки и получения информации. При изучении других школьных дисциплин учащиеся могут использовать полученные знания.

— Старшее поколение зачастую видит в современных технологиях некую угрозу для психики детей. Насколько, на Ваш взгляд, обоснованы эти опасения?

Сейчас ситуация такова, что практически все взрослое население работает с компьютером, Интернетом это просто наша жизнь. Что плохого, что сегодня дети находят необходимые для обучения сведения в Интернете? Это всего лишь новый способ их получения. Одна из задач учителей научить школьников культуре пользования информацией, размещенной в Интернете. Что касается старшего поколения, когда-то находились те, кто был против радио. Когда я росла, у нас появился телевизор, и меня родители прогоняли от него, считая, что я испорчу зрение. Сейчас все уже «забыли» про телевизор, объявив войну компьютеру. Это прогресс, и от него никуда не деться.

— Каким Вы видите образовательный процесс через пять-десять лет?

— Я думаю, что наши дети будут более успешными. Те технологии и инновации, которые вводятся в образовании, помогут им быстрее адаптироваться в современном мире. Трудно сказать, что будет через пять, а тем более, через десять лет, поскольку темпы развития технологий настолько высоки, что делать прогнозы я бы не решилась даже на более короткий срок. Современные технологии сделают процесс образования более интересным, увлекательным. Наши школьники просто родились в «другом» мире, для них, в отличие от старшего поколения, новые технологии естественны. Правильнее, если педагоги в школе будут применять те инновации, которые понятны и близки детям.

Новости
11 Декабря 2024, 15:19

С улиц Казани вывезли 5,5 тыс. тонн снега За последние сутки

Ночью к работе привлекли 302 единицы техники.

В Казани продолжается уборка улиц после сильного снегопада. За сутки из города вывезли 5,5 тыс. тонн снега, сообщили в Комитете внешнего благоустройства.

Ночью на улицах работали 302 единицы техники. Также использовали 550 тонн противогололедных материалов. Сегодня улицы продолжат расчищать — всего задействуют 555 дорожных рабочих и 319 единиц техники.

Напомним, казанский «Водоканал» увеличил стоимость утилизации снега на снегоплавильных пунктах до 414 рублей за тонну.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: