Деревня все проблемы не решит
Очевидно, что проблему расселения спортсменов всемирных студенческих игр решит деревня Универсиады. Для всех других гостей двери распахнут столичные гостиницы. Общеномерной фонд 61 официально зарегистрированной гостиницы составляет более 3,5 тыс. номеров. Много это или мало? Все гостиничные операторы, с которыми беседовал корреспондент TatCenter.ru, признали, что в дни крупных мероприятий их загрузка составляет 100%, и предложение даже не всегда способно удовлетворить спрос. А в обычные дни гостиницы наполнены на 40−50%, и этот уровень считается нормальным, позволяющим отелям работать безубыточно.
Николай Нагач, генеральный менеджер отеля «IBIS Казань»:
— Для регулярного туризма, наверное, Казань гостиницами более или менее обеспечена. Если загрузка во всех гостиницах не является 80−90%, то номерной фонд достаточный. Во время проведения крупных городских мероприятий номеров не хватает. Причем не только номеров — если это семинары и конференции, то ощущается нехватка и конференц-залов.
«Мы сможем принять всех желающих приехать на Универсиаду, — заверяет Иван Кадошников, заместитель председателя Комитета внешних связей и туризма Исполкома Казани. — Такие вопросы были и на 1000-летие Казани: все боялись, что сейчас приедут гости, и им негде будет остановиться». Свою уверенность он объяснил, проведя такие параллели:
— Подготовлены заявки на право проведения Чемпионата мира по футболу в России 2018 и 2022 года. По требованиям FIFA, необходимо 7,5 тыс. номеров для размещения оргкомитета и участников команды, которые требуют гостиниц не ниже 3 звезд. И еще необходимы 6 тыс. номеров для болельщиков, туристов, где требования по звездности не такие высокие. Причем кроме имеющихся гостиниц мы могли предложить гостиницы, которые только будут построены. Все эти требования мы выполнили, подписали договоры с гостиницами на размещение участников Чемпионата мира. Таким образом, такой компонент как проживание мы обеспечили почти на 100%.
Также он напомнил и о других средствах размещения: лагерях, различные санатории, пригородные дома отдыха, загородные дома. Существует еще и такой удобный резерв, как гостиница на воде — не требует средств для строительства и не возникает проблема дальнейшего использования.
В Татарстан приходят гостиничные операторы с мировым именем
Кризис, конечно же, наложил отпечаток на гостиничный рынок — некоторые проекты по строительству новых гостиниц заморозились. Но тем не менее 8 гостиниц введены в эксплуатацию в 2009 году, а к 2013 году запланирован ввод еще 15 гостиниц, в том числе и ряда крупных международных операторов. Официальные переговоры об их приходе в наш город начались несколько лет назад.
Иван Кадошников:
— В Казани строится гостиница Marriott, Park Inn (оператор Rezidor Hotel Group), разрабатывается документация по строительству гостиницы Hilton Garden Inn. Открытие всех гостиниц состоится до 2012 года. К 2013 году номерной фонд увеличится еще порядка на 1,5 тыс. номеров.
Что же будет происходить в нашем гостиничном бизнесе после прихода столь известных операторов? Все бизнесмены сходятся во мнении, что перемены грядут значительные, но неясно, какие именно, поскольку о стратегиях «новичков» пока неизвестно.
Фина Ризаева, генеральный менеджер отеля «Мираж»:
— Несомненно, приход иностранных операторов положительно скажется на имидже города, подчеркнет его ведущие позиции, привлечет иностранный капитал. Это также приведет к некоторой коррекции на отельном рынке: у крупных операторов, чье имя узнаваемое во всем мире, сформирован имидж и свои каналы продаж за рубежом, несомненно будет приток туристов, по большей части иностранных, которые будут покупать этот «бренд», заведомо зная его и доверяя ему. Что касается существующих отелей, которые уверенно занимают свои ниши, то они сохранят основную долю постоянных гостей. При этом часть гостей — в основном, иностранных туристов — заинтересуется новыми отелями.
Евгения Лодвигова, генеральный менеджер — коммерческий директор «Шаляпин Палас Отель» и «Гранд Отель Казань»:
— О доле рынка новых гостиничных операторов говорить пока рано, лишь потому, что никто из «заявленных ранее» пока не вышел на рынок. А те отели, что пополнили наши ряды, смогут привлечь гостей
и занять нишу на рынке, только разработав грамотную маркетинговую стратегию, которая поможет найти им «своего» гостя, или предоставляя более качественный сервис. В ценовой политике «новички», скорее всего, будут ориентироваться на цены лидеров рынка, но представители иностранных брендов все же придерживаются своей ценовой политики. Естественно, появление новых игроков рынка заставит призадуматься и лидеров. Ведь несмотря ни на что, новые отели с малой долей рынка имеют право изменить правила и успешно предлагать недорогие гостиничные услуги, обеспечивающие приемлемый уровень сервиса для своевременно и правильно оцененного сегмента рынка, что само собой уменьшит доли опытных игроков.
Николай Нагач:
— Безусловно, у всех подтянется качество обслуживания. Может быть не сразу, поскольку определенный менталитет, уклад, образ жизни в Казани существует. Он выражается в том, что не всегда новые сотрудники понимают, что положено стоять за стойкой, вежливо разговаривать. В Москве же к нормальному сервису привыкли уже все. Последует стандартизация рынка. Клиент, заходя в гостиницу, будет знать, что его ждет номер определенной площади и с прописанным набором услуг, а это диктуется, в принципе, либо классификацией российского законодательства, либо стандартами качества международных гостиничных операторов. Вероятно, некоторые игроки рынка пожелают пройти официальную классификацию, а некоторые предпочтут ответственно заявлять на стадии бронирования, что у нас нет официальных звезд и нет вот таких и таких услуг. И гости, для которых эти услуги не принципиально важны, охотно будут останавливаться. При нормальной ценовой политике и гибком ценообразовании со стороны гостиничных операторов бабушки, предлагающие почасовой ночлег на вокзале, будут отходить в сторону.
Популярна ли Казань среди туристов?
Желание хорошо принять гостей столицы похвально. Но скептики всегда говорят, а что же дальше? Что мы будем делать с новыми отелями, неужели Казань настолько известна и интересна, что все отели заполнятся туристами?
Евгения Новикова, начальник отдела развития инфраструктуры туриндустрии министерства по делам молодежи, спорта и туризма РТ, уверена, что рынок гостиничных услуг развит лучше, чем 5−7 лет назад, но далеко не насыщен:
— Туристский рынок имеет огромную емкость. Не только событийные мероприятия, но и свободный туризм, гости. В последние годы интерес к Казани и Татарстану большой. Многое делается в плане турразмещения, развлечений. Даже Елабуга перестала позиционировать себя как город одного дня, там появился полномасштабный туризм. Если турист приезжает с ночевкой, то он получает массу услуг, а это дает отдачу отрасли и бюджету.
Чуть осторожнее высказывается Николай Нагач:
— Казань, интересна туристам. Смотря в каком количестве. Пассажиропоток на транспорте падает. Люди едут, но где они останавливаются, для меня пока загадка. Это говорит о том, что есть частный сектор, есть маленькие гостиницы, есть размещение, которое оттягивает у нас клиента. Если это будет продолжаться, то других гостиниц пока не надо. Приход других будет перспективным, потому что пойдет борьба за тот пассажиропоток, который существует. Ничего невозможного нет. Первая задача — это определить, сколько едет, вторая — смотреть, что за сегменты, и работать по сегментам. Образно говоря, гостиница на 200 номеров, план по загрузке 50−70% (120−150 номеров ежедневно)… Значит, им необходимы ежедневно 150 человек, которые захотят платить 150−200 долларов за ночь.
Кроме того в отельном бизнесе распространена практика завышения цен в 2−3 раза перед крупными мероприятиями. Учитывая то, что участники Универсиады студенты, то и в числе болельщики будет много их друзей. Стипендия российского студента не позволит ему 2 недели прожить в гостинице.
Иван Кадошников:
— В Казани гостиницы не злоупотребляют взвинчиванием цен, но никто не может их обязать сделать обратное. Но существуют дополнительные ограничения. Например, для того же Чемпионата мира по футболу был подписан договор с гостиницами и заявочным комитетом о предоставлении номеров на тот период, при этом повышение стоимости номера возможно только на уровень инфляции. К Универсиаде пойдем, думаю, примерно по такой же схеме. Тем не менее, какой-то резерв на повышение будет заложен.
Эксперты сходятся во мнении, что успех гостиничного бизнеса сильно зависит от изв
естности бренда «Казань». И в его продвижении они готовы принимать активнейшее участие наравне с властями города и республики.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: