— Вадим Александрович, в масштабе страны наступивший год уже получил определение посткризисного. Но для каждого из предприятий это означает свою ситуацию. Как Вы оцениваете положение дел на Казанском вертолетном заводе?
— В этом году у нас довольно стабильная ситуация, финансами обеспечены, заказы есть, поэтому сегодня остается закончить те работы, которые мы начали в предыдущие годы. Это процесс модернизации предприятия и выполнение экспортных контрактов по отгрузке.
— 2010 год пройдет под знаком индийского заказа?
— Да, одна из сложных наших задач — начало исполнения контракта поставки в Индию. Выполнение заказа предполагает серьезную модернизацию вертолета. Сейчас необходимые работы ведутся на Московском вертолетном заводе, потом будут большие летные испытания. В целом в рамках выполнения этого заказа предстоит выполнить большой объем опытно-конструкторских работ. От их результатов будет зависеть старт выполнения заказа — успешная поставка, по крайней мере, первой партии вертолетов. Сейчас для нас это важнейшая задача, дальше, думаю, уже легче будет.
Исключительность этого заказа в том, что мы впервые в таких больших объемах будем поставлять на экспорт вертолеты с так называемой стеклянной кабиной, где будет стоять цифровой пилотажно-навигационный комплекс с дисплеями вместо аналоговых приборов. Мы такие кабины в единичных экземплярах уже делали для некоторых иностранных заказчиков. А в рамках этого заказа поставим 80 вертолетов.
— Что касается перспектив данной модели: новая модификация кабины вытеснит прежний тип?
Не думаю, хотя поставки вертолетов с такими кабинами — это сегодня уже тенденция. Но и машины с аналоговыми приборами по-прежнему будут востребованы. Всякое усложнение вертолета приводит к усложнению в эксплуатации, соответственно там, где требуется более простая эксплуатация, например, в полевых условиях, будет нужна и более простая авионика. Кроме того, модернизация машины сказывается на ее цене. Так что и прежний тип кабины будет интересовать заказчиков.
Модернизация завода
— Продолжается глобальный процесс обновления предприятия. Какие аспекты включает полная модернизация завода?
— Модернизация завода не проводилась на протяжении нескольких десятков лет, поэтому комплексный план, разработанный в 2008 году, подразумевает процесс действительно серьезный. Глубоко затрагивает он, прежде всего, механообрабатывающее производство. Однако очевидно, что нужна полная перестройка предприятия. Поэтому мы, наряду с обновлением основных средств, занимаемся еще и модернизацией производственных отношений. Серьезное значение придаем изменению отношения людей к работе, перехода от принципов постсоветских времен к новым реалиям.
Каждый на своем рабочем месте должен ощущать, что от его отношения к процессу очень много зависит. Важно, чтобы человек выполнял свою работу строго по инструкции, в соответствии с технологическим процессом, и в то же время внутренне ощущал перспективу: понимал, что требуется немного больше, чем он вкладывает сегодня, и творческие способности стоит проявлять, потому что любой рабочий процесс предполагает их реализацию.
— По времени процесс модернизации совпал с мировым финансовым кризисом, который не только нарушил планы, но и в целом резко изменил жизнь многих промышленных предприятий. Необходимость искать пути выхода из непростых ситуаций, обусловленных внешними обстоятельствами, не помешала развитию Казанского вертолетного завода?
— Любому руководителю как крупного предприятия, так и отдельного подразделения искать выход из тупиковых ситуаций приходится довольно часто. На то он и руководитель, чтобы уметь быстро сориентироваться и грамотно решить поставленную задачу.
Со своей стороны могу сказать: чем сложнее вопрос, тем собраннее становишься и тверже. А в этих условиях задача зачастую даже быстрее решается, потому что повышается и интерес к ней. Так что внешние условия в определенной степени способствовали внутренней мобилизации.
Если же говорить в целом о ситуации, то, конечно, кризис, созданный не до конца доработанными правилами мировой макроэкономики, сказался на всей промышленности, как российской, так и мировой. Но, как говорится, нет худа без добра. Сегодня, в том числе и в России, все понимают, что жить за счет нефтяных денег неправильно.
Без стабильной промышленности добиться полноценной мощной экономики невозможно. В настоящее время много внимания уделяется вопросам реальной экономики, ее модернизации, об этом говорит и наш Президент Дмитрий Медведев. А мы, промышленники, надеемся, что слова станут реальными делами. Потому что реальную добавочную стоимость производит только сектор промышленности. И необходимо поддерживать те предприятия, которые имеют потенциал конкурентоспособности на мировом рынке.
И, конечно, продолжать заниматься другими перспективными вопросами, в том числе нанотехнологиями: туда тоже надо вкладывать деньги, чтобы не догонять мировую экономику, а выйти на передовые позиции.
Интересы союза машиностроителей РФ
— Вопросы поддержки промышленных предприятий государством Вам, как председателю Татарстанского регионального отделения «Союза машиностроителей России», приходится что называется «продвигать наверх». Насколько эффективна сегодня работа «Союза»?
— Общие задачи, стоящие перед этой организацией, не меняются: это лоббирование вопросов машиностроения при законодательных инициативах, при проработке инвестиционных планов государства. Сегодня роль этого объединения в первую очередь определяется его главой — Сергеем Викторовичем Чемезовым. И в основном Союз машиностроителей опирается на своего председателя, а председатель, наверное, хотел бы больше опираться на массовость этого Союза. Сегодня задача состоит в том, чтобы эта организация увеличивала свою численность, и чтобы коллективный голос промышленников был более мощным. Действительно, проблем у машиностроителей много, важно, чтобы эти проблемы было легче доносить до руководства страны.
— Через какие площадки вы выражаете свое мнение?
Есть несколько площадок, через которые мы можем выражать свое мнение. Мы все входим в Ассоциацию промышленных предприятий РТ, и региональное отделение Союза машиностроителей координирует свою деятельность с этой организацией. В целом татарстанские машиностроители довольно активны, наш голос в российском Союзе слышен.
Подготовка кадров
— Вадим Александрович, известны Ваши инициативы по подготовке кадров для завода: предприятие давно сотрудничает с нашим главным техническим ВУЗом, но теперь Вы решили пойти дальше и открыли специальный класс в школе. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее, как готовите специалистов для Казанского вертолетного завода?
— Молодежь всегда потенциально умнее старшего поколения, это генетически заложено. Все равно развитие человечества идет вверх и любое образование молодого человека базируется на том, что мы, старшее поколение, завершаем. Но уровень подготовки, особенно по точным наукам, сейчас ниже, чем нам хотелось. Выпускники школ приходят в ВУЗ и их знаний недостаточно для того, чтобы осваивать такие сложные предметы как, скажем, аэродинамика.
Поэтому мы с прошлого года вышли с инициативой и совместно с Казанским техническим университетом в лицее № 8 открыли физико-математический класс. И вот первый год идет там обучение специально набранных учеников этой школы по усиленной программе.
Дополнительные занятия проводят доценты казанского университета, мы оплачиваем эти занятия. Конечно, в перспективе хотелось бы, чтобы эти школьники продолжили обучение в ВУЗе и пришли к нам на завод, но никакой принудиловки, планомерной агитации с нашей стороны не будет, об этом я сказал и на собрании с родителями. Если хотя бы 2−3 человека из числа этих ребят придут на завод — это уже хорошо.
Мечта детства: стать летчиком
— А Вы в детстве кем мечтали стать?
— Как многие мальчишки, мечтал стать летчиком. Правда, одно время мне хотелось стать архитектором, в старших классах уже явно была склонность к математике. В итоге захотелось все-таки быть ближе к авиации, поэтому пошел в московский авиационный институт.
— Если сейчас оглянуться назад, на Ваш взгляд, что в большей степени помогло добиться профессионального успеха?
— Хорошее образование и большая уверенность в своих знаниях и силах. Важно также умение проявить лидерские качества, желание управлять коллективом. Уверен, что каждый должен воспитывать в себе эти качества, потому что иначе невозможна полноценная самореализация.
У нас много хороших инженеров и творчески мыслящих, и технически грамотных, но для того, чтобы они свой потенциал в полной мере могли реализовать, они должны расти карьерно, становится руководителем бригады, отдела
Если раньше была школа комсомола, где молодые люди могли практиковаться работать с коллективом, отрабатывать навыки проведения собраний и другие методы управления, то сегодня у молодежи такой возможности нет. Поэтому мы перед казанским техническим университетом поставили задачу готовить не только технарей, но и руководителей. ВУЗ откликнулся, сейчас там появляется много тем, преподавания которых раньше не было.
— Несмотря на всю значимость, которую Вы придаете лидеру, в Вашей трактовке это явно не авторитарный руководитель.
— Сильный лидер должен, прежде всего, пользоваться авторитетом. Это самое главное. А отношения в команде строятся на взаимопонимании, на том, что каждый понимает руководителя и задачи, которые перед ним стоят. В моем понимании команда это не руководитель и его заместители, а более широкое понятие, потому что работу выполняет весь коллектив. В идеале команда — это все сотрудники предприятия, где каждый осознает свою роль, видит общую цель и делает все для ее достижения. А построение этой системы взаимоотношений, доведение до каждого его задач и создание условий для их выполнения — это и есть большая работа руководства.
— Какие личные качества больше всего цените в коллегах, партнерах?
— Порядочность во взаимоотношениях. Сила честного слова, чтобы там ни говорили, в любом бизнесе и вообще в сфере коммерческих отношений, это очень важно: как раньше слово купца было крепким и служило гарантией надежности, так и сейчас это правило действует. В сфере бизнеса всегда создается определенное мнение о руководителе, исходя из этого, строятся взаимоотношения, в том числе партнерские.
— Вадим Александрович, возвращаясь к детской мечте, в небо по-прежнему тянет?
— Вертолетом не управляю, но чувство полета люблю. Правда, на большой высоте в мощном самолете его почти не удается испытать: это машина за тебя летит, а ты просто сидишь в кресле. Мне однажды пришлось полетать на дельтаплане, вот именно тогда я узнал, что такое настоящий полет, свободный, почти как у птицы, испытал всю полноту чувств.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: