Новости
14 Января 2010, 12:45

Госуслуги можно будет получать по Интернету

Итоги реализации республиканской целевой программы «Электронный Татарстан» и переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде обсудили 13 января на совещании в казанском ИТ-парке представители Правительства РТ, госорганов и ИТ-компаний.

Пока то, что прозвучало на совещании, больше похоже на фантастический рассказ о будущем: граждане для получения государственных услуг перестанут ходить по кабинетам чиновников, потому что смогут получать их, не выходя из дома, через Интернет.

Рустам Минниханов, Премьер-министр Республики Татарстан:

— Мы должны знать, как будут развиваться в стране электронные услуги, чтобы не получилось так, что республика потратила огромные деньги на развитие своего «Электронного Правительства», и не смогла затем интегрироваться в федеральную структуру.

Главное для нас сегодня — обучить людей, рассказать им о возможностях и преимуществах электронных систем. Ответственным за это является ЦИТ РТ. Пока мы не обучили население, все наши задумки и проекты не смогут быть реализованы должным образом.

Первоначальный план реализации программы «Электронный Татарстан» предполагал финансирование в размере 300, 325 и 350 млн. рублей соответственно с 2008 по 2010 года, однако реальное финансирование было сокращено и составило 200 млн. рублей ежегодно.

Впрочем, несмотря на сокращение бюджета, Татарстан смог занять лидирующие позиции по информатизации среди других регионов страны. Об итогах работы Центра информационных технологий Республики Татарстан по реализации РЦП «Электронный Татарстан 2008−2010гг.» и переходе к оказанию госуслуг в электронном виде рассказал Николай Никифоров, генеральный директор ЦИТ РТ.

Николай Никифоров, генеральный директор «Центра информационных технологий Республики Татарстан»:

— Одними из первых достижений стали внедрение системы мониторинга и управления реализацией целевых программ Республики Татарстан, а также системы централизованных госзакупок «Электронный магазин». В этом году планируется разработка Электронного Кабинета Поставщика, который будет обладать возможностью создания предложений согласно потребностям автономных учреждений.

Еще одно достижение — создание информационной системы органов ЗАГС. В 2008 году к этой системе было подключено около 80 рабочих мест в Казани, в 2009 году — 43 отдела ЗАГС в муниципальных районных центрах Татарстана. К 1 января этого года к системе было подключено более 750 отделов ЗАГС в сельских поселениях из 881. Организованно электронное взаимодействие с Пенсионным Фондом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой России. Только в Заинском районе в прошлом году из 160 человек, обратившихся в органы ЗАГС, 12 человек воспользовались бланком, распечатанным из Интернета. В этом году планируется создать он-лайн архив всех актовых записей Республики Татарстан.

Информационная система составления проекта бюджета позволила автоматизировать процессы подготовки и согласования нескольких вариантов проектов закона о бюджете, утверждения окончательного варианта. В этом году при проектировании вариаций бюджета на 2011 год программный комплекс позволит использовать динамику изменений показателей с учетом данных прошлых периодов.

Электронный документооборот давно уже знаком сотрудникам министерств и ведомств. Сам Премьер-министр Рустам Минниханов рассматривает все документы в электронном виде уже с 2005 года. В 2006 году единая система межведомственного документооборота охватила все центральные аппараты министерств Татарстана. Главная задача, которую здесь ставит Премьер-министр, полный отказ от бумажных вариантов документов. За последние два года был реализован механизм ухода от «живой подписи» и замена ее электронной цифровой подписью. По мнению Минниханова, все это должно способствовать борьбе с бюрократией и коррупцией, сократить негативное влияние непосредственного контакта с чиновниками. В этом году планируется создать программно-аппаратный комплекс для полноценного архивного хранения электронных документов.

Для населения самым важным результатом внедрения программы «Электронный Татарстан» должен стать переход к оказанию госуслуг в электронном виде. Условно, весь путь до заветной цели состоит из 5 основных этапов:

  1. Получение информации об услуге.
  2. Возможность скачать бланк.
  3. Возможность предварительной подачи заявления, заполнения специальной формы через Интернет, назначение времени приема к специалисту.
  4. Возможность отслеживать процессы хождения документа у чиновников.
  5. Гражданину не придется никуда выходить при получении госуслуги.

В прошлом году завершилась апробация предоставления услуг в электронном виде на III-V уровнях шести самых востребованных услуг, связанных с реестром прав и кадастром объектов недвижимости, оформлением загранпаспортов, оплатой штрафов за нарушение правил дорожного движения, пенсионными накоплениями и налоговыми платежами. Татарстанские услуги были успешно интегрированы с общефедеральной архитектурой и порталом gosuslugi.ru. Разработано и апробировано татарстанское ноу-хау — инфомат (многофункциональный терминал для услуг населению) третьего поколения. В республике их уже 10 штук.

В этом году активное внедрение в местах обслуживания граждан технологии «электронная очередь» должно ускорить переход к III уровню оказания услуг и сокращению времени мучительного ожидания в «живых очередях».

Для того, чтобы все планируемые мероприятия состоялись, населению придется привыкать еще к одному новшеству — универсальной электронной карте гражданина с электронной цифровой подписью и банковским приложением для полностью безбумажного предоставления услуг V уровня. В феврале-марте 2010 года таких карт планируется выпустить и распространить, экспериментально, 10 тысяч штук.

Практически все татарстанцы трудоспособного возраста хоть раз, но посещали интернет-сайты министерств, ведомств и муниципальных образований Республики Татарстан. Всего на базе единого программно-технического комплекса создано около 150 интернет-сайтов госорганов. В этом году планируется уделить особое внимание развитию сайтов муниципальных образований.

Константин Носков, директор департамента информационных технологий и связи Аппарата Правительства РФ:

— Важнейшим событием ушедшего года стал запуск 15 декабря федерального портала госуслуг gosuslugi.ru. Однако запустить его удалось лишь спустя два дня, слишком огромным оказался объем обрушившихся на него запросов — несколько тысяч в секунду.

В первые дни его функционирования портал стал лидером по посещаемости сайтов в мире. Раз спрос сесть — надо работать над развитием сайтов госорганов.

Отрадно, что Татарстан стал одним из десяти регионов, разместившим свою информацию на федеральном портале. Татарстан, как лидер, должен ввести 58 электронных услуг в более короткие сроки, чем другие субъекты России. На республику федерация возлагает большие надежды. Мы рекомендуем и другим регионам взаимодействовать с Татарстаном, перенимать накопленный здесь опыт.

Что касается универсальной электронной карты, после апробации ее в Татарстане, развернем проект по всей стране. Надеюсь, Татарстан сохранит статус лидера по внедрению «Электронного Правительства».

Подводя итоги совещания, Премьер-министр РТ Рустам Минниханов отметил, что республика должна стать федеральной площадкой ИТ-разработок и распространять свой опыт на всю страну.

Разобраться
05 Декабря 2025, 13:46

ЦБ отменяет валютные ограничения: как это повлияет на рубль, бизнес и экспорт

С 8 декабря 2025 года россияне и «дружественные» нерезиденты смогут свободно переводить валюту за рубеж. Это решение ЦБ не только снимает давление с внутреннего рынка, но и меняет правила игры для бизнеса и экспортеров — от снижения валютных рисков до упрощения международных операций. Разбираемся, кто выигрывает, а что остается под запретом.

Отмена ограничений на переводы иностранной валюты за рубеж, анонсированная Банком России сегодня и вступающая в силу 8 декабря 2025 года, — это важный сигнал о нормализации валютного рынка и уверенности регулятора в его устойчивости. Это решение имеет масштабные последствия как для экономики в целом, так и для конкретных участников: граждан, бизнеса, производителей и экспортеров. Ниже — анализ практических последствий этого шага, основанный на текущей макроэкономической обстановке и логике регулятора.

Что это значит для экономики в целом?

  1. Подтверждение стабильности валютного рынка

Решение снять ограничения — прямое следствие низкой волатильности курса рубля, высокой валютной ликвидности и устойчивого баланса спроса и предложения на валюту. Как отмечалось в «Обзоре финансовой стабильности» за II-III кварталы 2025 года, волатильность курса находится на минимальном уровне с 2022 года, а чистые продажи валюты экспортерами, несмотря на снижение цен на нефть, остаются стабильными.

Снятие ограничений снижает издержки по управлению валютной ликвидностью и уменьшает искажения, связанные с «теневым курсом», что положительно влияет на доверие к рублю.

  1. Сигнал о нормализации режима капитального контроля

Это — первый крупный шаг к постепенной либерализации валютного режима. Хотя полное снятие контроля пока не происходит (ограничения сохраняются для нерезидентов из «недружественных» стран), сам факт отмены лимитов для россиян и «дружественных» нерезидентов говорит о том, что риск оттока капитала оценивается как низкий.

Это может ускорить возвращение доверия к российской финансовой системе со стороны иностранных участников, особенно из стран Азии и Ближнего Востока.

Для бизнеса и производств

  1. Упрощение валютных операций для импортозависимых предприятий

Хотя решение касается физических лиц, оно косвенно влияет и на бизнес:

руководители, владельцы и сотрудники компаний смогут легко переводить валюту за рубеж для личных целей, без использования «серых» схем;

это снижает риски уголовной ответственности и уменьшает зависимость от нелегальных каналов, которые часто связаны с завышением импортных контрактов.

  1. Снижение давления на внутренний валютный рынок

Ранее ограничения создавали напряжение на рынке наличной валюты и способствовали росту курсовой разницы между официальным и «черным» рынком. Теперь спрос на валюту будет легализован, что улучшит прозрачность и предсказуемость.

Для производств, зависящих от импорта компонентов (машиностроение, IT, фармацевтика), это косвенно снижает валютные риски, так как укрепляет доверие к рублю и уменьшает вероятность резких девальваций.

Для экспортеров

  1. Уменьшение давления на «чистые продажи»

Экспортеры ранее были вынуждены активно продавать валюту на внутреннем рынке, так как у граждан и компаний не было возможности легально вывести средства. Теперь часть валютной выручки может уходить за рубеж легально, что снижает перекупленность рубля.

Это снижает риск искусственного укрепления рубля, которое давит на доходы экспортеров — особенно в нефтегазовом секторе, где уже сейчас фиксируется падение выручки из-за снижения цен на Urals (до $ 53/барр. по данным отчета).

  1. Улучшение условий для реинвестирования прибыли

Зарубежные дочерние компании российских экспортеров (например, торговые хабы в ОАЭ, Казахстане, Армении) смогут легче получать переводы от физических лиц-бенефициаров, что упрощает управление международными структурами.

  1. Снижение рисков для «дружественных» партнеров

Физические лица — партнеры из дружественных стран (Китай, Индия, Турция, Казахстан и др.) теперь могут свободно выводить доходы, полученные в России. Это повышает привлекательность российских активов и может стимулировать инвестиции в реальный сектор.

Что НЕ меняется — важные ограничения

Юридические лица из недружественных стран по-прежнему не могут выводить средства.

Не работающие нерезиденты из недружественных стран также остаются под запретом.

Для банков из недружественных стран разрешены только рублевые переводы через корреспондентские счета.

Это означает, что санкционное давление сохраняется, а мера направлена исключительно на стабилизацию внутреннего рынка, а не на открытие капитального счета.

Подведем итог

Снятие ограничений на переводы валюты — знак зрелости и устойчивости российского валютного рынка. Для экономики это шаг к нормализации. Для бизнеса — снижение рисков и административных издержек. Для экспортеров — снятие давления на курс рубля и улучшение условий для международной деятельности.

Однако это не означает полной либерализации. Регулятор сохраняет контроль над капиталом, но делает его более гибким и прозрачным. Это соответствует логике, заложенной в «Обзоре финансовой стабильности»: «финансовая система должна поглощать, а не усиливать шоки».

Теперь — при сохранении санкционных рисков и волатильности на сырьевых рынках — у бизнеса появляется больше предсказуемости, а у граждан — больше свободы.

Арслан Закиров

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: