Новости
15 Декабря 2009, 15:44

Особенности национального страхования жизни

Страхование жизни в России на сегодня находится в зачаточной стадии развития. Как кризис повлиял на этот рынок и каковы перспективы увеличения популярности страхования жизни среди наших сограждан, выяснял TatCenter.ru.

Курс на повышение

Несмотря на довольно-таки приличный рост в докризисный период, в первой половине 2009 года рынок страхования жизни в нашей стране сократился почти на 20% по отношению к сопоставимому периоду прошлого года. Однако это стало не единственным следствием влияния экономического спада.

На рынке страхования жизни произошли и другие изменения, некоторые из которых наблюдались и ранее, но теперь проявились с новой силой. Среди них: увеличение концентрации бизнеса, сокращение количества розничных игроков, падение объемов сборов, усиление ценовой конкуренции и др.

Как видно, большая часть перечисленного либо напоминает ситуацию с банковским сектором, либо напрямую является результатом процессов, произошедших и (или) происходящих на нем. А потому нет ничего удивительного, что активизировалась и Федеральная служба страхового надзора (ФССН), являющаяся регулятором страхового рынка. Правда, до Центрального банка ей еще далеко. Хотя скромная ФССН на это, похоже, и не претендует или делает вид.

Как бы то ни было, но тихо и дипломатично это ведомство решило с 2010 года ввести новые требования к формированию страховыми компаниями резервов по страхованию жизни. Реакция последних была разной, однако выбора все равно нет: или подчиняйся, или закрывайся. Впрочем, по мнению заместителя директора Казанского филиала ОАО «АльфаСтрахование» Сергея Бабушкина, решение ФССН вполне оправданно. «Мы положительно относимся к появлению данных требований, так как, на наш взгляд, они будут способствовать улучшению ситуации на рынке страхования жизни в России, внедрению международных стандартов в компаниях и повышению прозрачности бизнеса. Сложности в связи с новыми требованиями могут возникнуть лишь у тех компаний, которые предлагают программы страхования с гарантированной доходностью более 5%», — сказал эксперт.

Никаких глобальных последствий не предвидят в этой связи и другие участники рынка. Более того, они смотрят на будущее с оптимизмом. Взять хотя бы прогнозы Центра стратегических исследований «Росгосстраха», эксперты которого построили два сценария развития рынка страхования жизни в 2010—2012 гг. По первому сценарию в следующем году ожидается его рост на 25%, а в 2011 и 2012 — еще на 20% ежегодно; по второму — +7%, +10,8% и +11,3% соответственно.

По Сеньке и шапка

Очевидно, что популярность страхования жизни в России невысока. По оценкам все того же «Росгосстраха», накопительным страхованием в настоящее время пользуется не более 1% российских семей. А по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ко всем услугам страховых компаний вместе взятым прибегает менее половины населения страны. При этом в перечне видов добровольного страхования популярность страхования жизни находится лишь на пятом месте, уступая добровольному пенсионному и автострахованию, страхованию жилья и добровольному медицинскому страхованию соответственно.

Причины такого халатного отношения к себе и своим близким лежат на поверхности: непонимание необходимости этого инструмента, дороговизна услуг страховщиков, недоверие к страховым компаниям, недостаточный уровень знаний об этом рынке и некоторые другие.

Сергей Бабушкин:

— В некоторых европейских странах именно на компании по страхованию жизни приходится до 50% всех собранных отраслью страхования премий, а полисы, обеспечивающие защиту от несчастных случаев и безбедную старость, имеются практически в каждой благополучной западной семье. У нас ситуация совершенно противоположная, и основную долю страховых премий собирают компании по общему страхованию.

Вопрос доверия остается весьма актуальным для потенциальных потребителей продуктов страхования жизни. Говорить о страховой безграмотности населения я не считаю нужным. И на Западе, где страховая отрасль более развита, потребители не приходят сами за полисом в страховые компании, им надо предложить его купить, объяснить плюсы, убедить. К тому же нельзя не учитывать и сложившееся на данный момент затруднительное финансовое положение потребителей.

Пока наши компании по страхованию жизни находятся лишь в начале пути, и, несмотря на все расчеты уровня платежеспособности среднестатистического татарстанца, во многом от них самих зависит, как быстро они обрастут новыми клиентами.

Любопытно, но помочь страховщикам может и кризис. Так, например, эксперты «Росгосстраха» уже отмечают некоторые положительные изменения в сознании отдельных россиян. Оказывается, среди нас есть те, кто понял, что должен сам позаботиться о себе. Однако их по-прежнему меньшинство. Большая же часть наших соотечественников продолжает думать, что материальная ответственность за гибель человека должна ложиться на органы государственной власти, работодателей и т. д. Конечно, примеры с «Невским экспрессом» и пермским ночным клубом показывают, что помощь семьям погибших и пострадавшим оказывается на самом высоком уровне. Однако так происходит только в тех случаях, когда происходят трагедии национального масштаба.

Что же до каждого отдельного человека, то ему, как правило, приходится заботиться о будущем своих близких самостоятельно. За рубежом это общепринятое явление. А потому неудивительно, что страховые выплаты в соответствии с мировой практикой позволяют родным безвременно ушедшего из жизни человека вести достойную жизнь в течение нескольких лет. Это особенно актуально, если речь идет о гибели кормильца семьи.

В России такого пока еще нет. С одной стороны, как показали последние опросы «Росгосстраха», справедливой ценой человеческой жизни составляет в 4,1 млн. рублей. С другой, размер страховой выплаты при добровольном индивидуальном страховании обычно не превышает 500 тыс. рублей.

Все под контролем

По мнению участников рынка, конструктивная функция кризиса проявилась также в том, что он оздоровил рынок, устранив нечистых на руку брокеров и недобросовестных страховщиков. Тем не менее, по подсчетам ФССН, в I полугодии 2009 года услуги по страхованию жизни в России предоставляли ни много ни мало 86 компаний. И уже сейчас понятно, что им придется приложить усилия, чтобы остаться на рынке. Причем решать предстоит как внешние, так и внутриотраслевые проблемы.

Что касается конкретных направлений развития, то страховщики могут укрепить свое положение разными способами: за счет сделок по слиянию и поглощению, расширения каналов продаж, продвижения новых страховых программ и т. д. К тому же страховщики не скрывают, что очень надеются на восстановление рынка автомобильного и ипотечного кредитования. А пока для поддержания себя на плаву они прибегают почти что к банковским рецептам удержания клиентов, уменьшая размер платежа или увеличивая периодичность страховых взносов.

Фото — сайт uk.all-biz.info

Новости
12 Декабря 2024, 14:50

Строительство детсада в Пестречинском районе РТ завершат до конца года

Открытие запланировано на первый квартал 2025 года.

До конца 2024 года завершится строительство крупнейшего детского сада в Пестречинском районе Татарстана. Он будет расположен в Шигалеевском сельском поселении, сообщили в местной администрации.

Проектная вместимость детского сада «Звездочка» в ЖК «Царево» составляет 340 мест, дополнительно предусмотрено 170 мест. Таким образом, посещать это дошкольное учреждение смогут 510 детей. Оно будет включать 18 групп. На сегодняшний день все работы по благоустройству завершены, сейчас проводятся отделочные работы в группах, укладка плитки и линолеума, установка дверей, монтаж навесных потолков, сборка мебели и установка технологического оборудования. Ожидается, что строительство будет завершено до конца текущего года. Комплектация начнется во второй половине декабря. Открытие запланировано на первый квартал 2025 года.

Ранее TatCenter писал, что в 2024 году в Пестречинском районе РТ откроются два новых детсада, на строительство которых выделили 780 млн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: