О перспективах и проблемах развития информационных и коммуникационных технологий РФ и РТ TatCenter.ru рассказал министр информатизации и связи РТ Фарит Фазылзянов.
Фарит Мансурович, как Вы оцениваете уровень развития инфоматизации в Татарстане?
— Республика Татарстан добилась определенных успехов в реализации проектов в рамках федеральных программ в сфере информатизации. Так была создана Государственная интегрированная система телекоммуникаций (ГИСТ), объединившая в единое информационное пространство органы государственного управления, научно-образовательные организации и учреждения бюджетной сферы.
Несколько лет успешно функционирует официальный Портал Правительства Республики Татарстан, созданы Порталы «Государство-бизнес» и «Государство-население», предоставляющие полную информацию об этапах реализации госуслуг и необходимые бланки и шаблоны документов. Эффективно действует система видеоконференцсвязи органов государственной власти РТ.
В настоящее время внедрена межведомственная система электронного документооборота ОГВ РТ с использованием технологии электронной цифровой подписи, обеспечивающая централизованное ведение делопроизводства всех министерств, включая систему удаленных рабочих мест руководителей.
К тому же в конце октября для решения задач развития ИТ-отрасли и индустрии в республике был запущен ИТ-парк.
Несмотря на все очевидные достижения, ряд острых проблем имеется как на региональном, так и на федеральном уровнях. И эти проблемы необходимо учесть в течение ближайших 5−10 лет для того, чтобы не допустить в дальнейшем ошибок, наблюдаемых сегодня.
О каких проблемах идет речь?
— В целом по России наблюдается как неравенство в процессах цифровизации, так и разобщенность, лоскутность в информационном развитии. Первая проблема — это отсутствие единой вертикали управления процессами информатизации. Субъектам страны крайне необходим орган исполнительной власти, координирующий в регионе эти вопросы, с центром ответственности на федеральном уровне. Необходимы также региональные программы информатизации с выделенным бюджетом, согласованные с планами информатизации в целом по России.
Во-вторых, отсутствует системность проводимых работ. Все мы наблюдали в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия» как создавались типовые информационные системы, которые в последующем нигде кроме пилотного ведомства или субъекта не внедрялись. Более того, не возникло реально осуществленных, конечных результатов, которые бы достигали уровня субъектов, муниципалитетов, отражались на конкретных услугах для населения.
В результате отсутствия контроля и учета созданных и создаваемых систем возникает дублирование функций. Именно для решения этой проблемы в республике создается соответствующий реестр государственных информационных систем. Системы и реализуемые проекты нуждаются в интеграции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Но главная, на мой взгляд, проблема — отсутствие единых стандартов информатизации, позволяющих обеспечивать совместимость создаваемых систем, регламентировать процессы информационного взаимодействия, определять их эффективность.
Федеральные власти отчитывались о готовности типовых проектов, которые можно внедрить на уровне субъектов. Однако, полгода спустя субъектов, внедривших эти проекты, оказалось не так уж много. Этот факт говорит о том, что в будущем просто необходим показатель эффективности — коэффициент полезного действия. Таких индикаторов на сегодняшний день нет. Когда отсутствует индикативная система, отсутствует и контроль расхода бюджетных средств.
Ряд регионов (Ханты-Мансийский АО, Татарстан, Москва — прим. авт.) предпринимают попытки создания нормативно-правовой базы региональной информатизации с целью стандартизации этих вопросов. Рано или поздно возникнет вопрос: как все созданное интегрировать в одно единое целое? Не придется ли изыскивать средства для того, чтобы связать предыдущие решения и обеспечить их преемственность? Необходима централизация, внесение изменений в федеральные законы об информатизации.
Пока не будут приняты решения по этим ключевым вопросам, разработана соответствующая нормативно-правовая база, развитие ИКТ в России так и будет носить точечный и разобщенный характер.
Подходят к завершению ряд региональных и федеральных программ развития информатизации. А что дальше?
— Близится к завершению Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия (2002−2010 годы)». В республике мы завершаем программу «Электронный Татарстан (2005−2010)», в рамках которой с успехом устранили цифровое неравенство и создали успешно функционирующие элементы «электронного правительства».
С учетом обозначенных выше проблемных моментов, чтобы не повторять ошибок ФЦП «Электронная Россия», необходима новая государственная стратегия развития ИКТ, ориентированная не на точечную информатизацию различных отраслей экономики и сфер жизнедеятельности общества, а на применение ИКТ, как эффективного инструмента развития субъектов Российской Федерации и страны в целом.
Россия нуждается в новой федеральной программе развития ИКТ, направленной не просто на информатизацию, а на развитие с ее помощью всех сфер деятельности и общества в целом. Это должен быть генеральный план развития с разработкой архитектуры информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Учитывая большой объем работ в сфере информатизации, новая программа способна обеспечить госзаказ, направленный на создание отечественной софт-индустрии, развитие ИТ-сферы, загруженность создаваемых инновационных производств и ИТ-парков.
Наша республика этими вопросами уже озаботилась, и приступила к разработке новой Стратегии развития инфокоммуникационных технологий «Интеллектуальный Татарстан — 2020». В ней будут обозначены миссия, цель и задачи. В конечном итоге мы должны быть нацелены на обеспечение конкурентоспособной развивающейся интеллектуальной нации Российской Федерации, состоящей из субъектов и муниципалитетов. Вот тогда это будет единая информационная, а в нашем понимании — интеллектуальная Россия. Подобного мнения придерживались и другие участники Совета.
В Татарстане открылся IT-парк. Что значит это событие для республики?
— Сегодня на первый план выходят задачи возрождения отечественной софт-индустрии. Особую роль в этом процессе может занять IT-парк. Тем более что производство телекоммуникационного оборудования и вычислительной техники в Татарстане находится в зачаточном состоянии. Помочь его становлению могут заказы, идущие в рамках региональной информатизации и ключевых инфраструктурных проектов развития цифровизации, которые планируются в масштабах Российской Федерации.
В основном, все, что сегодня внедряется в республике, делается на импортном оборудовании. К сожалению, например, проекты по цифровому телерадиовещанию внедряются также на импортной базе. Зачем? Ведь в рамках целевых программ можно выделять средства на нашу научную школу. Тем более что наши наработки можно брать за основу для подобных ИТ-парков. Далее, обеспечивать разработку, заказ и распространение решений на территории Российской Федерации.
Госорганы модернизированы и цифровизированы. А что для населения?
— Действительно, пора переключаться с решения задач госорганов на внедрение и разработку электронных услуг населению. Я уже не раз отмечал, что Сингапур и Казахстан говорят о 500−1500 электронных услуг для населения. Мы же к 2015 году планируем увеличить их количество с нынешних 10 до 70. Это слишком длительный срок! Другие страны способны внедрять за это время сотни услуг. Необходимо ставить более сжатые, амбициозные сроки!
Почему все эти проблемы обнаружились только сегодня?
— Все эти проблемы обнаружились не в один день. Они озвучивались и ранее, но более разрозненно. Просто сегодня на этапе перемен все начинают осознавать, что время экспериментов закончилось. Если мы 8−10 лет внедряли «Электронный Татарстан», получили в результате 5−10 услуг, то надо сделать выводы…
На мой взгляд, главное, что все начинают реально оценивать ситуацию. Тот кризис управления этими процессами, который мы наблюдаем, достиг своего пика. Необходимо принимать продуктивные меры.
Часть проблем упирается не в региональные власти, а в несовершенство федерального законодательства и правового поля, не позволяющего снимать существующие барьеры. Без федеральной помощи обойтись не получится.
Индивидуальная деятельность субъектов, это конечно хорошо, но не надо забывать о кризисе. Бюджеты, в том числе республиканские, ограничены. С точки зрения регионов, нужно не дожидаться федеральных решений, а уже сейчас модернизировать нормативную базу, модернизировать госуслуги, продолжать финансировать ключевые проекты, которые смогут реально обеспечить замену или подмену бумажной бюрократической услуги на электронную.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: