Машиностроительный комплекс Республики Татарстан насчитывает 30 крупных и средних предприятий, в том числе 13 оборонно-промышленного комплекса, со среднегодовым объемом товарной продукции на сумму более 100 млрд. рублей. Наиболее крупными представителями данной отрасли являются ОАО «КАПО им. Горбунова», ОАО «КВЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «ПО ЕлАЗ», ОАО «Казанькомпрессормаш», ОАО «Алнас», ФГУП «ПО «Завод им. Серго», ОАО НПО «Татэлектромаш» и ряд других.
Первый заместитель министра промышленности и торговли РТ Владимир Соловьев:
— По итогам 8 месяцев 2009 года удельный вес предприятий машиностроения в общем объеме промышленного производства республики составил 19\%; предприятиями машиностроения произведено товарной продукции на 100,5 млрд. рублей, индекс промышленного производства составил 49,4\%. Одним из важнейших элементов минимизации последствий влияния системного кризиса на машиностроительный комплекс является развитие внутриреспубликанской и межрегиональной производственной кооперации.
Важным инструментом проведения этой работы является Комплексная система информационного обеспечения, разработанная по поручению Кабинета Министров Республики Татарстан государственным некоммерческим фондом «Центр производственной субконтрактации РТ» и возобновившая свою работу со второго квартала 2009 года, отмечает Владимир Соловьев.
Эксплуатация этой системы позволяет ГНФ «ЦПС РТ» совместно с Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан, РОР «Ассоциация предприятий и предпринимателей РТ» значительно активизировать взаимодействие с промышленными предприятиями по расширению кооперационного сотрудничества и внедрению технологий аутсорсинга.
Ряду ведущих российских нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний также направлены предложения о расширении их взаимодействия с республиканскими товаропроизводителями. На сегодняшний день готовность к сотрудничеству выразили более 70 предприятий РТ.
КАМАЗ: Государство нам поможет
По данным Минпромторга РТ, наиболее проблемными на сегодняшний день в машиностроении являются предприятия автомобилестроения — ОАО «КАМАЗ», заводы ОАО «СОЛЛЕРС». Это ставит в затруднительное положение работу предприятий, интегрированных в автомобилестроительный кластер. Проводимая работа органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан по вхождению наших предприятий в число поставщиков автомобильной техники для федеральных органов исполнительной власти, участию в поставках автомобильной и дорожно-строительной техники для сельхозтоваропроизводителей через ОАО «Росагролизинг», в поставках техники в регионы для обновления парка пассажирских перевозок, коммунальной, дорожной и специальной техники на базе соглашений регионов Российской Федерации с Минрегионразвития РФ оказала значительную поддержку указанным предприятиям.
По словам Владимира Соловьева, одним из наиболее емких и перспективных платежеспособных рынков являются поставки металлоконструкций, оборудования и приборной продукции для модернизации существующих и оснащения вновь создаваемых нефтеперерабатывающих и нефтехимических мощностей. Создание в процессе такого сотрудничества подотрасли нефтехимического машиностроения позволяет обеспечить дополнительными заказами имеющиеся производственные мощности республиканского машиностроения, сохранить существующие и создать новые рабочие места, увеличить величину создаваемой в Татарстане добавленной стоимости.
«Казанькомпрессормаш»: Тесная связь науки и производства
Наиболее стабильные показатели обеспечивают предприятия, сохранившие тесные интеграционные связи науки и производства. В их числе — ОАО «Казанькомпрессормаш». Положительные результаты работы обусловлены тесными контактами с головным разработчиком — ЗАО «НИИТурбокомпрессор», постоянным совершенствованием параметров выпускаемой компрессорной и холодильной техники. Ежегодное выделение значительных инвестиций на ввод новых производственных мощностей, проведение технического перевооружения позволяют добиваться успеха в проводимых крупными заказчиками тендерах на поставку оборудования.
Руководству ОАО «Казанькомпрессормаш» удается обеспечить положительную динамику объемов производства и продаж. Так, за 9 месяцев текущего года изготовлено и реализовано продукции на 1,5 млрд. рублей (рост на 2,4\% и 3\% к уровню прошлого года соответственно) и это уже 75\% годового объема.
«Татэлектромаш»: Выход — в разумной диверсификации бизнеса
Высокие показатели эффективности работы демонстрирует группа предприятий ОАО НПО «Татэлектромаш»: 125\% к соответствующему периоду 2008 года, набрано дополнительно 400 человек, средняя зарплата сейчас составляет 17,5 тыс. рублей.
Ильдус Исламов, генеральный директор ОАО НПО «Татэлектромаш»:
— Мы были готовы к неблагоприятному развитию рыночной ситуации, поэтому положение на предприятиях стабильно и даже есть некоторый рост. Отрицательное влияние на предприятие оказали проблемы ОАО «КАМАЗ», уменьшение заказов на карьерные самосвалы «БелАЗ»; сокращение заказов на электродвигатели от производителей ж/д локомотивов. Усилению положительных тенденций способствовало строительство комплекса заводов «ТАНЕКО», объектов «Универсиада-2013», а также решения руководства РТ о максимальном привлечении местных производителей, девальвация рубля и увеличение спроса на сельхозмашины евростандарта. Итог прошлого года — 4 млрд. рублей. Прогноз на 2009 год — 5 млрд. рублей.
Ильдус Исламов убежден, что концентрировать усилия на каком-то одном направлении очень опрометчиво. Выход — в разумной диверсификации бизнеса. Например, на предприятии без проблем перевели 500 человек с производства электромашин на производство оборудования и конструкций для нефтехимических производств. Ни одного человека не уволили и не направили на «общественные работы».
Руководитель ОАО НПО «Татэлектромаш» считает, что нужна не антикризисная стратегия, а компоненты противодействия резким изменениям рыночной конъюнктуры в рамках стратегии развития. Противодействие резким изменениям рыночной конъюнктуры можно оказывать, во-первых, за счет диверсификации бизнеса — рост идет не за счет масштабов, а за счет новых направлений. Во-вторых, работать нужно без долгов и не привлекать кредиты. Есть еще конкурентный выход и трудной ситуации: разработка уникального товара.
По мнению Ильдуса Исламова, проблема слабого внутреннего спроса является главнейшей для всех предприятий отрасли. Основную причину тому — слабое развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Если государство серьезно возьмется за развитие предпринимательства, то это даст очень сильный эффект, особенно в отношении увеличения спроса, уверен руководитель.
«КЗГА-Веста»: Тенденция к снижению объемов производства преодолена
Среди бюджетообразующих предприятий Казани высокую позицию занимает единственный производитель бытовых газовых, электрических и газоэлектрических плит в республике ОАО «КЗГА-Веста». Как и большинство предприятий машиностроительной отрасли, ориентированных, в основном на российский рынок, предприятие ощутило влияние негативных факторов еще до кризиса, начиная с конца 2007 года. Наблюдалось снижение потребительской активности до 50\% и, как следствие, снижение темпов производства. Резкое увеличение цен на металл и энергоносители, а также увеличение процентных ставок за кредиты и проблемы с кредитованием привели к увеличению себестоимости продукции и снижению рентабельности производства. Из-за диктата по ценам и требований длительных отсрочек по платежам мы вынуждены были отказаться от работы с ритейлерами. Демпинг со стороны конкурентов усугублял ситуацию.
С начала прошлого года руководство ОАО «КЗГА-Веста» активно занималось оптимизацией бизнеса путем внедрения мероприятий по системе «бережливое производство». Была проведена работа с банками по реструктуризации кредитного портфеля, ощутимые результаты дала оптимизация численности работающих и затрат для снижения себестоимости продукции. Осуществлен ряд мероприятий по совершенствованию сбытовой политики в новых финансовых условиях с учетом кризиса доверия и неплатежей. Предложена идея по разработке стратегии замены изношенного внутридомового газового оборудования в масштабах РТ и РФ.
Выполнение новых заказов, включая непрофильные, позволяет предприятию увеличить загрузку производственных мощностей. В настоящее время компании удалось преодолеть тенденцию к снижению объемов производства (падение объемов производства по сравнению с 2008 годом составит приблизительно 50\%). Только сейчас, с конца 2009 года, осуществленные мероприятия позволяют наблюдать реальные положительные результаты. В непростое время предприятию удалось сохранить 300 рабочих мест, увеличить и стабилизировать объемы продаж и, как следствие, объемы производства.
Однако в настоящее время, по мнению руководства ОАО «КЗГА-Веста, на рынке присутствуют сложности во взаимоотношениях с партнерами. Налицо кризис доверия между субъектами финансово-хозяйственной деятельности:
- перестраховка банков и, как следствие, недоступность кредитов;
- попытки поставщиков обезопасить себя предоплатой без четких гарантий поставок;
- требование отсрочек по платежам со стороны ритейлеров.
В числе первостепенных задач отрасли руководство «КЗГА-Веста» называет освоение современных, высокотехнологичных производств, необходимость развивать НИОКР и восстанавливать интеллектуальную базу. Серьезной проблемой также является утрата целого класса высококвалифицированных инженерных кадров и отсутствие молодых специалистов.
«Электроприбор»: Кризис не помеха для инновационной деятельности
Положительная динамика доходов предприятия наблюдается и на одном из старейших предприятий авиационного приборостроения России — Казанском заводе «Электроприбор»: в этом году планируется получить выручку в размере 600 млн. рублей (для сравнения, в 2008 г. — 547 млн. рублей), а в 2010 году увеличить до 650 млн. рублей.
Несмотря на значительное сокращение заказов, завод продолжает осваивать технологии производства новых изделий для авиационной, автомобильной промышленности, энергетики и станкостроения. При этом руководство «Электроприбора» значительную роль в преодолении кризисных явлений отводит государству и в качестве важнейшей задачи рассматривает стимулирование спроса на продукцию отечественной промышленности на государственном уровне.
КМПО: Выход из кризиса — расширение рынков сбыта
Основным показателем жизнеспособности предприятия является его развитие, внедрение новых технологий, переоборудование и модернизация производства — в условиях кризиса значимость этих процессов многократно возрастает. Так, одним из важнейших достижений КМПО стало освоения серийного выпуска ГПА на площадке Зеленодольского машиностроительного завода.
Дамир Каримуллин, генеральный директор ОАО «КМПО»:
— Было закуплено, внедрено и запущено в работу новое оборудование, к настоящему времени затраты уже окупились. В целях компенсации потерь по газотурбинной тематике мы заключили дополнительные контракты с независимыми операторами (заказчики, не входящие в структуру ОАО «Газпром» — прим. авт.). Так же, КМПО осуществляет поставку вентиляторов для вертолетов Ми-8 и Ми-17. Сейчас рассматривается возможность изготавливать диски турбины для этих вертолетов. Кроме того для реализации сбалансированности доходной и расходной части была разработана и реализуется антикризисная программа оптимизации производственных издержек.
Комплекс антикризисных мероприятий обеспечивает финансовую стабильность объединения. В конце прошлого года была проведена работа с поставщиками металла: удалось добиться подписания соглашений по снижению цен в 2009 году на черные металлы на 25\%. А выполнение плана мероприятий по оптимизации энергопотребления позволит нам не допустить значительного роста расходов и сэкономить 60 млн. рублей.
Также антикризисная программа руководства КМПО включает в себя вывод в аутсорсинг непрофильных активов, внедрение программы «Бережливое производство», позволяющей значительно сократить различного рода потери в процессе производства продукции.
Одним из важнейших элементов минимизации последствий влияния системного кризиса на реальный сектор экономики, по мнению Дамира Каримуллина является расширение рынков сбыта. Применительно к ОАО КМПО, это активизация работы с независимыми заказчиками. Так, на сегодняшний день одним из перспективных рынков для предприятия является Средняя Азия. В Узбекистане эксплуатируется 14 двигателей произведенных на КМПО, в Туркменистане — 34 привода. Сейчас идет активная работа по заказу на поставку и ремонт двигателей для государственного концерна «Туркменгаз».
Фото — сайт balsa.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: