В условиях финансового кризиса предприниматели озабочены проблемой оптимизации расходов: кто-то снижает объемы выпускаемой продукции, кто-то сокращает штаты. Однако этого недостаточно, для того чтобы бизнес вновь оказался прибыльным. Нужно поставить его на эффективные рельсы — взглянуть на бизнес-процессы с точки зрения логистики, создать целую систему оптимизации издержек.
Утвержденная в начале декабря 2008 года премьер-министром Владимиром Путиным «Транспортная стратегия РФ до 2030 года» подразумевает создание целого ряда новых международных транспортных коридоров, один из которых как раз должен пройти через столицу Татарстана (Северная Европа — Санкт-Петербург — Казань — Казахстан — Китай). Именно поэтому Казань стала особенно привлекательна для инвесторов, вкладывающих средства в строительство современных логистических комплеков.
Современные логистические центры (ЛЦ) и комплексы (ЛК) предлагают своим партнёрам эффективные решения логистических задач, в первую очередь, оказывая услуги складской логистики, как повышение уровня конкурентоспособности и эффективности бизнеса. Складские объекты возводятся с учетом географический особенностей и приближенности к дорожной инфраструктуре (речное судоходство, аэропорты, близость к федеральным трассам).
Азат Шакиров, заведующий сектором по связям со СМИ и общественностью Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ:
— Наличие складских площадей европейского уровня позволит улучшить уровень предоставляемых услуг транспортными компаниями и логистическими операторами Республики Татарстан, что немаловажно при заключении международных торговых соглашений.
30 сентября этого года официально открылся крупнейший в Приволжском федеральном округе индустриальный парк мирового уровня «Биек Тау». Проект компании «Евразия логистик» рассчитан на размещение производств и автоматизированных складов класса «А» с проектной мощностью 260 тыс. кв. метров, что позволит обрабатывать до 9,5 млн. тонн грузов в год. Первым резидентом логистического комплекса стала казанская компания «DOMO». Помимо этого было подписано соглашение с таможенной службой о создании здесь склада временного хранения.
Наталья Полухина, директор по связям с общественностью «Евразия Логистик» (Инвестор «Биек Тау»):
— Прежде всего, мы должны заполнить существенную часть площадей первой очереди. По мере роста спроса начнем строительство второй очереди. Учитывая, что вся инфраструктура уже подведена и площадка подготовлена, то на строительство второй очереди потребуется 9 -10 месяцев.
Думаю, что порядка 30 тыс. кв. метров до конца года мы уже сдадим арендаторам. А к концу 2010 года будет заполнено 70\% первой очереди складского комплекса. Надо отметить, что до кризиса арендаторам приходилось заключать договора за 3−5 месяцев до введения складского комплекса в эксплуатацию — позже свободных площадей уже не было. Сейчас дефицита нет, и арендаторы могут выбирать из уже введенных объектов. Поэтому только сейчас, после введения «Биек Тау» в строй, активизируются переговоры с арендаторами. Спрос на наш комплекс будет подкреплен тем, что здесь будет открыт таможенный пост. Для логистики — это одно из ключевых звеньев.
Кризис внес изменения в концепцию проекта «Биек Тау». Структурно складской комплекс «Биек Тау» разделен на отдельные блоки площадью 16 тыс. кв. метров каждый. Каждый из таких блоков имеет три обособленные входные группы с автоматическими доками. По нашим прикидкам, это оптимальный объем для размещения трех крупных арендаторов. Однако с началом кризиса потребности в площадях у арендаторов существенно сократились. Спрос измельчал. Если раньше в среднем арендатор занимал 5000 кв. метров, то сейчас — 700 кв.метров. Поэтому мы решили один из блоков отдать под нужды небольших арендаторов, разбив его на мелкие обособленные площади от 500 кв.метров.
Уникальность этого решения в том, что раньше было технологически невозможно арендовать склад класса «А» площадью 500 кв.м. Таким образом, если ты не обладаешь крупными товарными запасами, то не можешь воспользоваться преимуществами современных складских комплексов. Если это предложение будет пользоваться спросом, мы его будем тиражировать на другие наши логопарки.
На данный момент, между ЗАО «Логопарк Биек Тау» и Татарстанской таможней подписано Соглашение об открытии на территории «Биек Тау» регионального таможенного поста, а с ГУП «Ростэк Татарстан» Соглашение об открытии на территории логопарка склада временного хранения.
Стоит заметить, что в апреле 2009 состоялось открытие 1-ой очереди логистического комплекса «Q Park Казань» общей площадью 230 тыс. кв. метров, расположенного в районе международного аэропорта «Казань». Реализация данного проекта логистического терминала класса «А» началась в конце 2006 годе. Его строительство осуществляет ирландская девелоперская компания Quinn Group. В строительство первой очереди проекта она вложила порядка $ 100 млн.
Также в июне 2009 года в Высокогорском районе Татарстана была введена первая очередь современного логистического комплекса «Константиновский» класса «А», общая площадь которого составляет 44 тыс. кв. метров.
Азат Шакиров:
— Насколько мне известно, из трех логистических центров, открытых в Республике Татарстан в этом году, два из них — «Биек Тау» и «Q Park Казань», ввели в эксплуатацию только часть своих площадей: 62\% и 30\% соответственно. По плану предприятий строительство остальных очередей будет вестись поэтапно.
В Европе и России подобные центры уже давно заняли свою нишу. В Татарстане такие проекты на стадии реализации, но и у них уже есть определенные успехи.
Фарит Юнусов, генеральный директор ЛЦ «Мастер»:
— Надо отметить, что подобные логистические комплексы сегодня не имеют ничего общего с бытующим в сознании предпринимателей представлением о складах. Ведь, как правило, многие бизнесмены для хранения своих товаров используют неспециализированные помещения, адаптированные под склад: бывшие плодоовощные базы, производственные объекты, холодные ангары и подвальные помещения. Они не отвечают мировым стандартам по конструктивным параметрам, условиям обслуживания и ряду других причин.
Все это приводит к издержкам, которые, на первый взгляд, трудно заметить, но в конечном итоге они ложатся тяжелым грузом на бюджет предприятия.
Одно из несомненных преимуществ новых логистических комплексов — их расположение. Комплексы в обязательном порядке обеспечены подъездными путями и расположены в непосредственной близости от транспортных магистралей. Некоторые из них имеют собственный железнодорожный тупик, благодаря чему товары могут ввозиться прямо в корпус логистического терминала. А наличие таможенного поста и склада временного хранения существенно облегчает бизнес тем, кто работает с импортными товарами.
Фарит Юнусов:
— Важно отметить, что различие между специализированным и неспециализированным помещением принципиальное. Оно не сводится только к разнице в цене и конструктивным характеристикам. Неприспособленные помещения обычно сдаются в аренду, и все проблемы, связанные с организацией работы склада (охрана, персонал, уборка, складское оборудование, техника и многое другое), становятся заботой арендатора. А современные склады не сдаются — ими управляет фирма, оказывающая клиентам услуги «ответственного хранения и комплексной обработки товара». Владелец товара просто сдает его на хранение, поэтому организация работы склада не его забота.
Еще одно несомненное преимущество современных логистических центров — гарантия сохранности товаров.
Фарит Юнусов:
— Вся продукция, размещаемая в терминале, проходит процедуру страхования за счет средств самого ЛЦ. Собственная служба безопасности обеспечивает круглосуточное видеонаблюдение и контроль доступа на территорию логистического центра, что гарантирует неприкосновенность продукции. Административные и складские помещения оборудованы пожарной сигнализацией, системой автоматического пожаротушения: если где-то возникает очаг возгорания, то тушение опасного участка происходит максимально локально, а значит, находящиеся рядом товары остаются в абсолютной целостности.
Существующие в ЛК И ЛЦ компьютеризированные системы складского учета и контроля, позволяют эффективно осуществлять складской учет и контроль движения товаров, получать ежедневные данные по обработке заказов, инвентаризации, срокам хранения
Азат Шакиров:
— Сильным толчком для развития транспортной системы Республики Татарстан должен стать Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр. Он будет включать в себя железнодорожный и автотерминалы, порт и подъездные пути к нему, погрузочно-разгрузочные мощности, а также площади для временного хранения, переработки и отправки грузов в соответствии с мировыми стандартами.
В конце июня 2009 года ФГУ «Ространсмодернизация» Минтранса РФ объявило открытый конкурс по проекту «Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра». По итогам конкурса победителем был признан ЗАО «Казанский Гипронииавиапром». В данный момент идет процедура регистрации прав на земельные участки, переходящие в республиканскую собственность. Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ совместно с ФГУ «Ространсмодернизация» разработана и согласована конкурсная документация для отбора потенциальных инвесторов комплексов и отдельных объектов. Также в настоящее время Министерством финансов РТ ведется работа по выделению из бюджета республики средств на строительство логистического центра в 2010 году.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: