TatCenter.ru обратился к экспертам с вопросами:
- 1. Каков ваш прогноз развития рынка сотовой связи на второе полугодие 2009 года?
- 2. Какие проекты Вы планируете реализовать?
Игорь Азуров, директор отделения по Республике Татарстан ОАО «МСС-Поволжье»:
1. Пожалуй, единым общим трендом рынка можно назвать некоторое снижение объема потребления услуг сотовой связи в течение года. Объясняется это просто: из-за кризиса абоненты начинают искать пути оптимизации затрат и в том числе — активно используют возможности экономии на сотовой связи. Безусловно, операторы реагируют на изменения рынка: запускают новые линейки тарифных предложений, развивают собственные сети продаж.
Важно также отметить процесс передела рынка — покупка операторами некоторых сотовых ритейлеров отразилась и на регионах. В 2008—2009 гг. произошел передел рынка ритейла: федеральные дилеры были куплены сотовыми операторами. Многие крупные дилерские компании, например, Диксис, Цифроград, исчезли с рынка.
Еще один тренд 2008−2009 гг. — выход на рынок широкополосного доступа. Интерес к этому направлению со стороны сотовых операторов связан с тем, что все участники рынка ищут новые пути увеличения выручки, т.к. доходы от телефонии имеют свой «потолок». Один из таких путей — предоставление широкополосного выхода в интернет.
2. Рынок уверенно движется в направлении развития новых технологий. Все большую популярность получает передача данных. Все это неизбежно приводит к 3G. Если всего полгода назад востребованность 3G была значительно меньше (количество телефонов поддерживающих сети нового поколения было минимально) и имело смысл развивать EDGE и увеличивать скорости в сетях 2G, то к концу 2009 года количество потенциальных потребителей значительно вырастет. Поэтому следующим шагом МегаФона станет развитие сети 3G в Казани. Уже осенью этого года наши абоненты смогут воспользоваться возможностями 3G в полном объеме.
Рафаэль Ибатуллин, директор Казанского филиала ОАО «ВымпелКом»:
1. Несмотря на то, что рынок телекоммуникаций замедляется в своем росте, мы по-прежнему ожидаем роста продаж сим-карт. Большая привлекательность телеком-рынка порождает жесткую конкуренцию в этом сегменте экономики. Необходимыми условиями успешного развития операторов становятся не только новые уникальные технологии и ориентация на потребителя, но и широкое применение эффективных маркетинговых инструментов. На наш взгляд, одним из ключевых трендов может стать развитие новых каналов продаж. Сегодня важно предложить абоненту удобные условия обслуживания раньше, чем он об этих условиях задумается. Если раньше абонент мог подключиться лишь в собственном офисе оператора или в салоне дилеров, то сегодня он может сделать это, не выходя из супермаркета.
Благоприятный конкурентный ландшафт, сложившийся на рынке телекоммуникаций республики, будет способствовать увеличению общего количества абонентов. По последним данным Министерства информатизации и связи РТ, проникновение услуг сотовой связи в республике составило 147\%. Это означает, что в среднем на одного абонента приходится 1,4 сим-карты. В дальнейшем рост количества сим-карт на одного пользователя продолжится.
Этот тренд обусловлен развитием еще одной важной тенденции на рынке — абоненты мобильного интернета становятся все более активными, интернет-трафик операторов сотовой связи растет динамичными темпами. Благодаря актуальным маркетинговым предложениям, отвечающим потребностям рынка, цены на мобильный интернет сегодня являются весьма привлекательными. Соответственно, пользователь, кроме основной сим-карты для разговоров, все чаще использует еще одну — в комплекте с USB-модемом — для работы в Сети.
Что касается тарифной политики операторов, то, безусловно, она будет меняться в зависимости от общей экономической ситуации в стране и конкурентной обстановки на рынке телекоммуникаций конкретного региона. Операторы, по-прежнему, будут предлагать разным группам абонентов практически индивидуальные условия, соответствующие их уникальному профилю общения. Претерпит некоторые изменения и структура тарифов.
На наш взгляд, трафик будет замыкаться внутри сети оператора. На рынок будут выводиться тарифные планы с выгодной стоимостью звонков между абонентами одного оператора и даже одного тарифного плана. Кроме того, популярность приобретут тарифы-конструкторы, концепция которых заключается в подключении абонентом необходимых ему опций, оптимизирующих затраты на связь.
2. Мы планируем развиваться в соответствии с тенденциями рынка, работая при этом над реализацией нашей стратегии универсального оператора. Ключевые проекты будут связаны с развитием интернета — мобильного и проводного, предложением сегментированных тарифов и услуг, учитывающих потребности различных целевых аудиторий, а также продвижением конвергентных продуктов для бизнес-пользователей.
Марат Шакиров, директор филиала ОАО «МТС» в РТ:
1.Текущая экономическая ситуация достаточно нестабильна, поэтому давать точные прогнозы весьма сложно. Мы будем продолжать наблюдать за изменением спроса, курсами валют и принимать решения, ориентируясь на конкурентную ситуацию в регионе. Безусловно, все решения будут ориентированы на соблюдение баланса интересов компании и абонентов.
Несмотря на сложные времена, мы позитивно смотрим в будущее, продолжаем реализовывать стратегические проекты, связанные с увеличением емкости сети и географии покрытия. Мы будем продолжать строительство сетей связи третьего поколения (3G), развивать EDGE, выводить на рынок новые продукты и услуги. Все эти проекты не только повысят качество связи и дадут нашим абонентам новые возможности, но и принесут отдачу для компании.
2. Особенно мне хотелось бы остановиться на развитии мобильного интернета. Пропускная способность сетей «третьего поколения» не сильно отличается от существующей у фиксированных операторов, а удобство переносного модема и, соответственно, возможность выхода в интернет из любой точки республики, могут склонить предпочтения абонентов к мобильному выходу. Также в ближайшем будущем планируется запуск мобильного телевидения, которое дополнит спектр услуг, доступных в 3G, и положительно отразится на выручке операторов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: