По оценкам Gartner, количество крупнейших в мире сделок в области ИТ-аутсорсинга в 2008 году выросло до 12 (в 2007 г. их было 10). «Мегасделки», по определению Gartner, начинаются от суммы контракта в $ 1 млрд., заключенного от имени одного поставщика услуг. В IDC в 2007 году насчитали 14 «мегасделок». В целом, по данным Gartner, совокупная стоимость всех 12-ти подписанных в 2008 году «мегасделок» по ИТ-аутсорсингу составила $ 17,1 млрд., что выше аналогичного показателя 2007 года, который достигал $ 12 млрд. ($ 20 млрд. — по данным IDC).
Но результат 2008 года все равно ниже предыдущих показателей по «мегасделкам» до 2007 года. Так, в 2006 году, по оценкам IDC, крупнейшие аутсорсинговые контракты «потянули» на $ 62,7 млрд. А по оценкам специалистов Gartner, с 2000 по 2006 гг. средняя стоимость всех «мегасделок» в год составляла $ 28 млрд. «Учитывая растущую популярность выборочного привлечения внешних исполнителей и тенденцию к ужесточению контроля со стороны заказчика, мы, как и прежде, наблюдаем снижение и средней стоимости сделки, и средней ее продолжительности», — отмечает Дин Блэкмор (Dean Blackmore), старший аналитик по исследованиям Gartner.
Напомним, что в недавнем исследовании Gartner утверждается, что в 2009—2010 гг. цены на ИТ-аутсорсинг упадут от 5% до 20%. Снижение стоимости услуг внешних ИТ-подрядчиков специалисты объясняют неблагоприятным экономическим климатом и сокращением ИТ-бюджетов, а также усилением конкуренции на рынке ИТ-услуг в целом.
Что касается всех заключенных в 2008 году контрактов по аутсорсингу (не только «мегасделок»), то, по мнению исследователей, наблюдается отчетливый рост количества сделок, при этом их средняя стоимость падает. В 2008 году увеличилось по сравнению с 2006 и 2007 гг. число контрактов суммой менее $ 50 млн., а вот сделок стоимостью свыше $ 50 млн., наоборот, стало меньше. Объем всего мирового рынка ИТ-аутсорсинга в 2008 году аналитики Gartner оценили в $ 42,2 млрд., что также больше аналогичного показателя 2007 году — $ 29,5 млрд. Рост объясняется увеличением общего числа сделок, подписанных в 2008 году.
«Во время экономического кризиса мы особенно пристально следим за сообщениями о контрактах — это своего рода индикатор здоровья всего аутсорсингового рынка, — комментирует Элли Янг (Allie Young), вице-президент и заслуженный аналитик Gartner. — Мы наблюдали некоторое снижение количества крупных контрактов, но не катастрофический спад. Несмотря на то, что экономические факторы могут изменять приоритеты, основные движущие силы аутсорсинга остаются неизменными — организации по-прежнему прибегают к внешним исполнителям из соображений сокращения затрат, повышения эффективности, необходимости доступа к нужным компетенциям, а также чтобы сосредоточиться на ключевых направлениях бизнеса, инновациях, модернизации и даже трансформации бизнеса».
Крупнейшие контракты по ИТ-аутсорсингу (ITO) или аутсорсингу бизнес-процессов (BPO), подписанные в 2008 году, в среднем стоили около $ 2,5 млрд. Сделок такого размера было две, причем одна из них была подписана TCS (Tata Consultancy Services) — крупнейшим индийским разработчиком ПО и поставщиком ИТ-услуг. В 2008 году впервые за историю отрасли крупнейшая сделка была осуществлена индийским исполнителем. Примечательно также то, что в 2008 году обе крупнейшие сделки подразумевали оказание взаимосвязанных ITO- и BPO-услуг вместе.
С 2006 года на рынке ИТ-аутсорсинга наблюдалось стабильное снижение числа ITO- и BPO-сделок, подписанных на американском континенте, и, наоборот, значительный рост их количества в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). В 2008 году EMEA перегнала Америку по количеству подписанных аутсорсинговых соглашений. В прошлом году в EMEA было заключено 162 контракта, а в Америке — 158. Возросло также число глобальных контрактов: на их долю в 2008 году пришлось 25% всех сделок.
«Несмотря на то, что в 2008 году ИТ-аутсорсинг поднял свою планку, мы ожидаем снижения количества заключенных сделок в первой половине 2009 году и, возможно, в 3-м квартале этого года. В большей степени это объясняется сокращением ИТ-бюджетов в 4-м квартале 2008 году, а не в начале 2009 года, когда бюджеты сокращались достаточно медленно, — говорит Янг. — Длительные циклы продаж для аутсорсинга являются нормой, в зависимости от сложности, масштаба и области внедрения аутсорсинговых проектов. Тем не менее, организации, уже определившиеся с использованием ИТ-аутсорсинга — и отчаянно нацеленные на экономию — могут стремиться сократить сроки подписания сделок, чтобы сразу перейти к делу».
Напомним, что, по прогнозам McKinsey, мировая индустрия ИТ-аутсорсинга достигнет в 2012 году $ 150
млрд. Крупнейшим на сегодняшний день в мире (с долей в 51%) является индийский сегмент данного рынка, объем которого сейчас оценивается в $ 60 млрд. В связи с кризисом он будет расти медленнее, чем это было ранее (порядка 30% в год), но все равно будет расширяться. Пальме первенства Индии на мировом рынке ИТ-аутсорсинга угрожает Китай — сегмент разработки ПО в этой стране, как ожидается, вырастет более чем на 15% в ближайшие два года.
По оценкам PMR, в 2008 году рынок ИТ-аутсорсинга в регионе CEE (Центральной и Восточной Европы) достиг почти ?3 млрд. Почти 40% всех доходов здесь приходятся на Россию; далее следуют Украина и Польша. По словам Валентина Макарова, президента «Руссофт», в 2008 году общий объем российского экспорта ИТ-услуг достиг (по предварительным оценкам) $ 2,5 млрд. Gartner же включил Россию в список 30-ти наиболее подходящих для ИТ-аутсорсинга стран. Но эксперты отмечают, что в нашей стране потребности в ИТ-аутсорсинге не столь велики: его доля от общего объема ИТ-услуг сегодня составляет лишь немногим более 10%, а по уровню затрат на ИТ-аутсорсинг Россия находится на 11-м месте.
Фото — сайт СпектрумТелеком
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: