Рост цен на чай объясняется зависимостью от «заграницы» и девальвации рубля. Ведь чай во всем мире продают за доллары. Ожидать падение стоимости чая, которое наблюдалось в первые месяцы кризиса, уже не приходится. Московские эксперты утверждают, что чай будет дорожать в пределах инфляции. Но «вину» при этом возлагают не на природные явления (засуха или наводнение), а на ритейлеров и размер их торговой наценки.
Игорь Шевелев, директор по маркетингу ООО «Бахетле»:
— Наша компания повышение наценки на чай не производила. Наоборот, ради сохранения низких цен, несколько наименований чая вошли в группу акционных товаров. Зато совсем недавно наши российские поставщики сообщили, поставили буквально перед фактом, о повышении цен от 20 до 50 процентов. Кое-кто из них уже произвел обещанное.
Что касается спроса, то в настоящее время наблюдается снижение потребления чая в пределах 15 процентов. Переформировался и спрос: кто пил «элитный» чай, перешел на средний сегмент; те, кто предпочитал средний, — теперь приобретают «эконом».
В Казани поставками чая занимается около 30 компаний. Привозят чай преимущественно из Москвы, куда он поступает с разных плантаций мира.
Гузяль Галлиуллина, заведующий сектором по вопросам потребительского рынка Управления агропромышленного комплекса, земельных отношений и потребительского рынка Кабинета Министров Республики Татарстан:
— К нам в республику чай поступает через те же крупные холдинги, что и в Россию. Краснодарский чай покинул российский рынок, и вся продукция сегодня либо импортная, либо поставляется из стран СНГ. Поскольку этот товар биржевой, ценовая динамика его начинается на мировых биржах. Кроме того, сказывается ценовая политика ритейлеров, а также взаимоотношения их с поставщиками.
Сейчас чайные плантации в СНГ расположены в Грузии, на Черноморском побережье Кавказа, а также в Азербайджане, в Крыму, в Закарпатье и в южных частях республик Средней Азии. Из зарубежных, страны-производители чая — это Китай, Индия, Индонезия, Шри-Ланка, Япония. Поэтому, если на упаковке написано, что чай привезен из Германии, США
Дина Майлова, начальник отдела Казанского ТО Госалкогольинспекции РТ:
— Чай — настолько деликатный продукт, что покупать его можно только у тех поставщиков, которые гарантируют стандарт качества. Увы, на российском рынке немало компаний, которые продают или некондиционный продукт, или чай, упаковка которого не может гарантировать качество. Например, действительно сортовой китайский чай, упакованный в прозрачные стеклянные банки, который позиционируется как элитный чай, необходимыми качествами не обладает. Дело в том, что свет, проникающий сквозь прозрачное стекло, уничтожает и вкусовые, и ароматические оттенки. Поэтому очень важно, как чай упакован. Он ни в коем случае не должен соприкасаться с целлофаном, лучший вариант — упаковка из фольги или пергамента.
Стоит заметить, что в 2005 году в Татарстане была предпринята попытка создать совместное производство — республиканскую чаеразвесочную фабрику «ТС Компания Лтд». Однако более года назад компания покинула рынок.
Гузяль Галлиуллина:
— Их чай действительно поступал из Индии и был качества, достойного своего сегмента. Но быть просто «хорошей компанией» оказалось недостаточно. Конкуренция была высокой. Компания закрылась по административным причинам.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: