Целью создания портовых ОЭЗ на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.
Сейчас в Республике Татарстан есть три крупных контейнерных терминала — это Казанский, Набережночелнинский речные порты и промышленный речной порт «КАМАЗ». Однако существует потребность в расширении терминальной сети и развития инфраструктуры существующих площадок. На конкурс представлены две территории Татарстана.
Первый из проектов, подаваемых Республикой Татарстан на участие в конкурсе, — строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (ММЛЦ) Казанского транспортного узла.
Общий объем привлекаемых инвестиций для реализации проекта составит 10−14 млрд. рублей. Финансирование будет осуществляться из федерального бюджета. Срок реализации первой очереди проекта составляет от 18 до 24 месяцев, срок окупаемости — не более семи лет. Годовой оборот должен составить порядка 10 млрд. рублей. Цель проекта — обслуживание межрегиональных и международных грузопотоков по коридорам «Запад-Восток» и «Север-Юг». Проект включен в Федеральную Целевую Программу «Модернизация транспортной системы России на 2006−2010 годы», а также в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010−2015 годы» с определенным объемом финансирования.
Предполагается, что ММЛЦ станет «якорной точкой» для развития бизнеса и увеличения транспортных потоков не только Татарстана, но и других регионов России, для создания новых рабочих мест. Проект обеспечит комплексный подход к развитию транспортной и товаропроводящей инфраструктуры, особенно в рамках строительства международного транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай», который также пройдет через территорию Татарстана.
Брифинг, посвященный реализации этого проекта, состоялся 6 мая в агентстве «Татмедиа». В нем приняли участие министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Ильдус Фасхутдинов и и.о. начальника управления земельных ресурсов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Лариса Садовникова.
Идея этого инвестиционного проекта была озвучена еще в 1995 году, но работа по проекту была приостановлена в 1998 году. По словам Ильдуса Фасхутдинова, в начале 1990-х годов эту тему начали разрабатывать иностранные специалисты, было определено примерное место на карте России, где пересекаются крупные транспортные коридоры. Было указано, что в этом месте неплохо бы построить центр для перевалки грузов, что сегодня называется модным словосочетанием «логистический центр». Далее эта работа шла с переменным успехом, в основном продвижения не было.
Ильдус Фасхутдинов:
— Но сегодня есть конкретные шаги. В октябре 2007 года был проведен конкурс для определения подрядной организации, которая выполнит обоснование инвестиций. Победителем конкурса стала казанская подрядная организация — «ГИПРОНИИавиапром» — известный институт, имеющий достаточный опыт в проектировании. Поставлены очень жесткие сроки выполнения этих работ, проведено совещание с участием генерального директора заказчика работ федерального управления «Ространсмодернизация» Хасана Зябирова, где подтверждено желание федерального центра финансировать данный объект.
Также 27 марта 2008 года на совещании с участием Премьер-министра РТ Рустама Минниханова и представителя Минтранса РФ Хасана Зябирова было определено оптимальное место размещения Свияжского ММЛЦ в районе населенного пункта Нижние Вязовые.
Однако в реализации проекта есть проблемные вопросы, в частности, земельный. По словам Ларисы Садовниковой, для реализации проекта строительства Свияжского ММЛЦ требуется в общей сложности около 1200 га земли в Зеленодольском районе. Для технического обоснования проекта эти земли сначала должны быть зарезервированы в государственную собственность. Пока Палатой имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района перечень земельных участков для проведения мероприятий по резервированию в Минземимущество РТ не предоставлен. И это на данный момент является главным препятствием для реализации проекта по строительству логистического центра.
162 га земли, предназначенной для строительства логистического центра, находятся в собственности ЗАО «Авангард». По данному земельному участку необходимо решение акционеров (в число которых входит экс-глава Миндортранса РТ Владимир Швецов) о выборе варианта его вовлечения в данный проект: выкуп, обмен или вовлечение ЗАО «Авангард» в качестве участника проекта. Другой земельный участок площадью 500 га — это незатопляемая островная часть, представляющая собой земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Третья часть территории площадью 600 га в большей части представляет собой земли общедолевой собственности. Сейчас проводится работа по формированию там земельных участков: межевание и кадастровый учет.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: