Зрители объясняют успех премьеры тем, что легкая, веселая и искренняя пьеса о любви, молодости и беззаботности оставляет после просмотра теплые и нежные чувства.
В двадцать лет молодость кажется естественным состоянием человека. Думается — она никогда не кончится. Ее истинную цену, ее счастливую кратковременность начинаешь постигать, когда тебе уже за пятьдесят или даже, увы, за шестьдесят.
Валентин Катаев
Водевиль «Квадратура круга» был написан в 1927 году. И уже осенью 1928 года, в Московском художественном театре состоялась премьера «нового советского водевиля», успех которого превзошел самые смелые ожидания. К марту 1929 года постановка «Квадратура круга» выдержала уже сто представлений, всего же на сцене МХАТа она прошла 629 раз.
Впрочем, «Квадратура круга» с успехом шла не только в России, но и не сходила с театральных сцен Франции, Греции, Америке, а в 1935 году состоялась официальная премьера «Квадратуры круга» на Бродвее в Нью-Йорке.
Главные герои — молодые люди, решающие проблемы «Что есть любовь?» и «Как любят?». Они переживают и чувствуют так же, как их сверстники во все времена, независимо от социального строя. Молодые и искренние, только немного запутавшиеся в собственных чувствах. Тихое семейное счастье — вот, что для них имеет смысл. Но нелепые ситуации, в которые они постоянно попадают, окончательно путают героев. Что важнее — личное счастье или то, что подумают соседи и просто люди на улице — таков вопрос главных героев водевиля.
Хороший советский парень Василий (Илья Славутский) расписывается с не менее хорошей девушкой Людмилой (Елена Ряшина) и приводит ее домой. Его сосед по комнате, закоренелый холостяк и «свой в доску парень» Абрам (Марат Голубев) по случайному стечению обстоятельств в этот же день женится на девушке по имени Тоня (актриса Надежда Ешкилева). Так в одной комнатушке оказываются две пары, которые пытаются строить свою отдельную семейную жизнь и свое личное счастье. Переиначив известную поговорку, герои приходят к выводу — «вчетвером, да не в обиде». Но здесь их подстерегают трудности. Выясняется, что Василия «засасывает мелкобуржуазное болото», Людмила скучает, а Тоня — свободная личность, а вовсе не заботливая жена.
Один из персонажей пьесы размышляет о причинах неудачной семейной жизни, считая, что все составляющии прочного брака имеется в наличии: «Сходство характеров? Есть. Взаимное понимание? С полуслова. Общая политическая установка? А что же! Трудовой контакт? Ого! Так в чем же дело? Может быть, любовь?». Тут же спохватывается и говорит, что любовь — это социальный предрассудок и гнилой идеализм… Однако любовь они все-таки находят, «меняясь» супругами.
Запутавшись в собственных чувствах и лабиринте условностей, ища ответы на вопросы «этично или не этично, чтобы член ВЛКСМ целовал руку беспартийному товарищу» и «какой пример подадим мы другим членам нашей организации, а также наиболее активным слоям беспартийной молодежи и беднейшего крестьянства», молодые люди разбегаются для того, чтобы встретиться вновь. Только теперь Абрам — с Людмилой, а Василий — с Тоней. Помогает им в этом Флавий (народный артист Татарстана, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая Михаил Галицкий).
События в пьесе развиваются на фоне социально-экономических преобразований в СССР. Однако эти социальные проблемы не подавляют проблемы нравственные и духовные, проходя всего лишь фоном.
Александр Славутский, режиссер-постановщик — народный артист России, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая:
— Для меня пьеса интересна своим жизнеутверждающим началом. В нашей жизни так много прагматичного, недуховного, всюду деньги, убийства, хочется дать человеку каплю добра и любви, что мы и попытались сделать. Важно не только развлечь, но и подвести зрителя к нравственным выводам.
«Не вдаваться в кривляние» и в тоже время преследовать цель не создать «нудный спектакль» — одна из основных задач каждого спектакля, тем более «Квадратуры круга». По словам Александра Славутского, еще одним поводом представить именно эту пьесу зрителям послужил тот факт, что водевиль Валентина Катаева ставится крайне редко потому, что его сегодня трудно поставить, передав ощущение той эпохи.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: