Мнения Рубрики
18 Мая 2017, 10:10

Почему Finopolis «переехали» в Сочи?

Центробанк перенес Finopolis-2017 из Казани в Сочи. В колонке для TatCenter.ru вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт рассказывает, из-за чего это произошло и объясняет, почему проведение финтех-форума в Татарстане было чертовски важно не только в масштабах республики, но и всей страны.

Центробанк перенес Finopolis-2017 из Казани в Сочи. Становится очевидным: дело не в структурах, моде или трендах. Это как с мировым финансовым центром. Чтобы стать им, нужно строить не здания, нужно создавать юрисдикции, которые позволяют «машинам бизнеса мчаться по хайвеям». С Finopolis’ом, который напомню, зародился в «инновационном городе» Татарстана, произошло то же самое.

Перенос форума в Сочи — отличный сигнал для всех создателей неких инновационных, искусственных образований из серии «здесь будет город заложен». Даже Петр I закладывал не только город, он менял правовую среду в законодательстве, всю систему. Не хочу злорадствовать, но когда-то я был прав, написав про Finopolis, который в прошлом году перенесли в Казань, следующее:

«В общем, перенесли Finopolis. Так тысячелетняя Казань выиграла конкуренцию у новехонького Иннополиса… А когда-то, на рождении Иннополиса в фундамент была заложена капсула — с посланием будущим поколениям. Было бы забавно, если бы послание это гласило: «Быть сему месту пусту».

Я года 1,5 назад давал интервью газете «Бизнес Онлайн» о финансовом рынке. Мы обсуждали, что мешает его развитию. И я в качестве аллегории рассказал, что в тот момент в Казань приехал из Хельсинки. Через три страны: Россию, Эстонию и Финляндию. Я «шел» по трассе 115, 120, 110 км/час. Но под Казанью, у Иннополиса меня впервые остановил инспектор за почти 3000 км пути. Именно в Татарстане. Скорость была 92 км/час. Что такое? Прекрасное шоссе в сторону Казани, со стороны Иннополиса. Висит знак «70». Нет населенного пункта, «разделенка», сделан современный надземный пешеходный переход. Инспектор меня остановивший и сам не смог объяснить смысл ограничений на такой дороге. Это, к сожалению, символ нашей системы, вообще и бизнеса, в том числе. Ничего не может развиться, если существует очень много запретов.

И вот пример — тот же Иннополис. Подразумевается, что это город инноваций, город современного бизнеса. Но людям, понятно, хочется все прелести инфраструктуры мегаполиса иметь. Подразумевается, что люди там должны жить и, наверное, доезжать до Казани за 40 минут, ну, за час. Если ехать по правилам получается 2 часа. В результате, это место, по моим оценкам, не очень востребовано. Потому что мало кому хочется ехать 2 часа. Кроме, может быть молодых и успешных бизнесменов, которые вот в таком современном Иннополисе делают бизнес, а потом хотят ехать 2 часа.

Меня тогда поразили комментарии на БО. Люди, во-первых, аллегорию не поняли совсем — мышление конкретное. Были и комментарии из серии «Тоже мне гонщик», «У нас правила, у нас все правильно, у нас все замечательно. Нечего спорить». В общем Иннополис и все, что вокруг него — все настолько правильно и замечательно, что желаю ему стать музеем, покрыться лаком, наверное…

А ЦБ, тем временем, переносит Finopolis в Сочи.

В Сочи, где и так проводится куча мероприятий, но куда людям удобно приезжать, где гостей удобно принимать, размещать и т. д. ЦБ ясно дает понять: Татарстан обеспечивает «высочайший уровень организации», но «мы считаем важным расширять географию форума и в этом году проведем его на новой площадке — это позволит нам предоставить участникам, партнерам и спикерам больше возможностей для работы».

Проще говоря: «А неудобно, ребята».

Есть, конечно, еще один важный момент. Еще 27 января Банк России сообщал, что Finopolis-2017 пройдет в Казани. Так что, уверен, что в вопросе переноса форума, свою роль сыграла и история с Татфондбанком и другими банками республики, оставшимися без лицензии.

Есть, наверное, определенное напряжение между казанским кремлем и ЦБ. Скажем так, может быть, улыбки в сторону друг друга не столь лучезарны, как раньше, а рукопожатия не столь горячи.

В завершение, отмечу грустную, прежде всего, для регионов сторону этого «переезда». В Сочи ведь не только банковский форум проводится, но и инвестиционный и множество других форумов. Сочи становится такой финансовой выездной столицей России и, к сожалению, может стать постоянной площадкой для Finopolis’а.

Регион (Татарстан), заметьте, сильный, лишился этой площадки.

Пусть Finopolis — форум не про банкинг, а про финтех. Пусть эта площадка, скорее, не для банкиров, а для айтишников, которые на банкиров работают. Но ведь Москва, Петербург и Сочи в развитии такой жизни не нуждаются. Там и так все хорошо с форумами.

В развитии жизни — живой, интересной, насыщенной — нуждаются города и регионы. И переезд форума, безусловно, потеря для республики. Было чертовски важно, что Finopolis проводится в Татарстане.

Вице-президент Ассоциации региональных банков России,

член Совета НАПКА,

главный редактор Finversia.ru

Ян Арт

специально для TatCenter.ru*

Ранее в проекте:


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Новости
13 Декабря 2025, 16:52

В Татарстане собрали 30 тыс. га технических культур

Включая 8 тыс. га кукурузы и 22 тыс. га подсолнечника.

Раис Татарстана Рустам Минниханов провел республиканское совещание по итогам сельскохозяйственного сезона. Как доложил первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Ленар Гарипов, в последние две недели убрали 30 тыс. га, включая 8 тыс. га кукурузы и 22 тыс. га подсолнечника. Остается убрать еще 46 тыс. га, значительные площади сохраняются в Нижнекамском, Бугульминском и Муслюмовском районах. Об этом пишет пресс-служба главы республики.

На сахарные заводы вывезено 1,322 млн тонн свеклы, произведено 184 тыс. тонн сахара. Под урожай 2026 года хозяйства закупили 123 тыс. тонн минеральных удобрений, в декабре планируется приобрести еще 37 тыс. тонн. Особое внимание было уделено постановке техники на зимнее хранение и ремонт. По словам Гарипова, правильное хранение одного комбайна или посевного комплекса позволяет сэкономить до 500 тыс. рублей за сезон. Для ремонта всего машинно-тракторного парка республики потребуется более 6,4 млрд рублей. Качественный капремонт способен восстановить до 80% ресурса техники, что является экономически эффективным решением при высокой стоимости новых машин.

Читайте также: «Агробизнес и наследие Заказанья: Атнинский район на «Муниципальном часе».

Минниханов Рустам Нургалиевич

Глава - раис Республики Татарстан

Гарипов Ленар Наилевич

Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: