Вьетнам — единственная страна в Юго-Восточной Азии, письменность которой разработана на основе латинского алфавита. Однако это не главная причина, обуславливающая перспективность взаимовыгодного сотрудничества с Татарстаном.
В целом россияне мало знают о Вьетнаме, его истории, культуре. Еще меньше они знают о возможностях делового сотрудничества. Например, принято считать, что эталонные сорта нефти — Brent, WTI и Dubai Crude. Однако в контексте таких важных свойств нефти, как содержание серы и плотность нефти, лидерами являются российский сорт «Победа» и вьетнамский «Белый тигр».
Современный Вьетнам делает ставку не на нефть или иные природные ресурсы, а на человеческий капитал.
В 1986 году Вьетнам инициировал экономическую реформу ĐổiMới (в переводе с вьетнамского — «инновации») с целью создания «социально ориентированной рыночной экономики». Вьетнамское правительство последовательно осуществляет переход от аграрно-сырьевой к индустриальной экономике с перспективой формирования т.н. «экономики знаний».
Эксперты в области развития экономики стран Юго-Восточной Азии в частности Владимир Мазырин, справедливо отмечают достижения Вьетнама в сфере информационных технологий: «Ежегодный рост сети Интернет, компьютерной индустрии, телефонии, особенно мобильной, составляет 30−50% и является одним из самых высоких в мире». «Вьетнам имеет онлайновых жителей больше, чем любая другая страна этого региона (Юго-Восточной Азии, ред.) — 16,1 млн подключений к Сети в месяц. Лишь около 40% пользователей во Вьетнаме совершает покупки в интернет-магазинах и только около 10% использует онлайновые банковские сервисы — пользователи Интернетом не верят в безопасность онлайн-платежей».
Татарстан как лидер в части развития телекоммуникационной отрасли среди регионов России имеет колоссальный опыт по продвижению интернет-сервисов и организации ежедневного взаимодействия населения, бизнеса, государства и общественных организаций.
Подобный опыт особенно актуален в условиях, когда главное препятствие конкурентоспособности вьетнамских предприятий — это не их производственный потенциал, а способность продвижения производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Важная особенность Вьетнама — его прибрежная морская полоса. С одной стороны, территория Вьетнама это весьма протяженная зигзагообразная узкая полоса у моря, протянувшаяся с севера на юг, что обуславливает перспективы развития туризма за счет строительства и реконструкции курортных зон. Однако, с другой стороны, большая протяженность береговой линии любой страны объективно требует постоянного обновления гражданского и военно-морского флота. Вьетнам в данном контексте не является исключением. Например, вьетнамцы традиционно осуществляют рыболовство. Однако в современных условиях рыболовецкая отрасль нуждается в рыболовном флоте.
Во Вьетнаме сегодня добываются тунец, пангасиус, окунь, морской язык, камбала, акула, осьминоги, креветки, устрицы, кальмары, крабы. Креветки и лобстеры разводятся на специальных аквафермах, сконцентрированных в основном в южной части страны. Рыболовный флот Вьетнама насчитывает десятки тысяч судов, но в основном малотоннажных, занятых прибережной ловлей. Пресноводное рыболовство (сомовые, окунь, панагиус, тилапия) осуществяется на реке Меконг, её притоках и рукавах. Океаническое рыболовство пока не развито. Основные регионом рыболовства для вьетнамцев является Восточное (Южно-Китайское) море. Имеют место конфликты со странами региона по поводу разграничения экономических зон.
В целях защи
ты национальных интересов Вьетнам осуществляет модернизацию национальных военно-морских сил. И Татарстан здесь играет особую роль.
Самым крупным проектом в рамках модернизации флота Вьетнама выступает покупка у России 6 многоцелевых дизельных подводных лодок проекта 636.1 «Варшавянка». Вторым важным элементом в обновляемом вьетнамском флоте стали корабли дальней морской зоны — современные корабли класса тяжелый корвет/легкий фрегат.
В 2011 году Вьетнаму были переданы два сторожевых корабля проекта 11 661Э «Гепард 3.9» (по классификации НАТО — фрегаты), построенных в Татарстане на Зеленодольском заводе им. Горького. После получения двух первых «Гепардов», Вьетнам перевел в твердый контракт заключенный ранее опцион на строительство двух дополнительных судов этого класса.
Судостроительное предприятие Татарстана в условиях высокой конкуренции со стороны как зарубежных, так и российских судостроителей, достойно представлено на международном рынке. Весомый вклад в укрепление деловой репутации и формирование бренда «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» внесли получившие международный резонанс боевые операции малых ракетных кораблей «Зеленый Дол» и «Град Свияжск» по освобождению Сирии от террористических организаций.
Экономическое сотрудничество Татарстана и Вьетнама по ряду направлений уже налажено, но необходимо его, во-первых, форсировать, во-вторых, расширить спектр направлений с учетом перспектив развития не только Вьетнама, но и его ближайших соседей в Юго-Восточной Азии.
д.э.н, проф. кафедры «Финансы и кредит»
Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП),
директор НИИ экологизации социально-экономических систем
Ленар Салимов
Специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: