В 2016 году общее число действующих кредитных организаций в регионах сократилось на 15%. В 2017 году централизация банковской системы продолжится. Пока что в этом году ЦБ лишил лицензии лишь шесть кредитных организаций, пять из них являлись региональными и по размеру активов располагались в пятой-шестой сотне.
С января 2016 года по январь 2017 года общее количество региональных банков сократилась на 110. Наибольшее снижение наблюдается в Центральном (-17,5%), Северо-Западном (-18,3%) и Северо-Кавказском (-22,7%) федеральных округах. В других регионах уменьшение составило в среднем 9%.
Банковская система Татарстана до осени прошедшего 2016 года являлась островком стабильности на российском банковском рынке.
Ее не затронул ни мировой финансовый кризис 2008 года, ни волна финансового оздоровления российской банковской системы, которая наблюдается на протяжении последних нескольких лет и выражается в аннулировании финансово неустойчивых и неблагонадежных банков, а также банков, проводящих высоко рискованные и сомнительные операции.
За последние 10 лет у более чем 20 зарегистрированных в Татарстане банков не было отозвано ни одной лицензии, что являлось своего рода уникальным явлением по сравнению с другими российскими субъектами. Однако в конце 2016 года ситуация, увы, изменилась.
Первой ласточкой в этом был банк «Камский горизонт» из Набережных Челнов, у которого 3 ноября 2016 года была отозвана лицензия в связи с регулярным нарушением требований Банка России и проведением сомнительных операций. На момент отзыва лицензии ООО КБ «Камский горизонт» занимал 553 место в рейтинге российских банков. Можно сказать, что отзыв у него лицензии не имел серьезных последствий ни для российской, ни для банковской системы РТ. Хотя отсутствие данных о вкладах в автоматизированной учетной банковской системе и в документах первичного бухучета в результате действий бывшего руководства банка «Камский горизонт» стало причиной невыплаты страхового возмещения 724 вкладчикам на общую сумму 0,7 млрд рублей.
Мощным ударом по стабильности банковской системы Татарстана послужили слухи о возможной санации Татфондбанка.
Они появились в конце ноября — начале декабря 2016 года в различных публикациях в СМИ и были подхвачены и растиражированы в социальных сетях. На фоне этих слухов стало наблюдаться активное снятие наличных в банкоматах банка и досрочное закрытие вкладов клиентами.
В связи с тем, что ликвидность банка, являющегося одним из крупнейших в Татарстане, не позволила ему в полном объеме справиться с моментальным удовлетворением всех поступающих запросов, то он был вынужден ввести с 12 декабря 2016 года ограничения на проведение указанных операций. После этого, 15 декабря Банк России объявил мораторий на удовлетворение требований кредиторов Татфондбанка сроком на три месяца, а также ввел в банке временную администрацию в лице АСВ и отключил его от системы БЭСП.
Цепная реакция не заставила себя долго ждать. Вслед на Татфондбанком аналогичные финансовые трудности стали испытывать и связанные с ним Интехбанк, Татагропромбанк и др.
Те, кто имел запас по капиталу и ликвидности, смогли справиться с возникшими сложностями. Интехбанк, к сожалению, не сумел их оперативно преодолеть, что привело к тому, что Банк России вынужден был с 23 декабря возложить функции по управлению банком на АСВ на срок шесть месяцев, а также как и по Татфондбанку ввести трехмесячный мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Также на грани банкротства оказалась и дочерняя структура Татфондбанка — ИК «ТФБ Финанс».
Вкладчики Татфонбанка и Интехбанка и клиенты ИК «ТФБ Финанс» написали многочисленные жалобы и заявления в прокуратуру РТ и правоохранительные органы с просьбой провести расследование деятельности указанных организаций и найти виновных в возникновении у них финансовых трудностей. В результате директор ИК «ТФБ Финанс» Тимур Вальшин был помещен под стражу до 2 апреля по подозрению в хищении денежных средств клиентов. В рамках проводимых расследований были арестованы два заместителя председателя правления Татфондбанка Вадим Мерзляков и Илнар Абдульманов, а также ряд других сотрудников Татфондбанка, а еще одного заместителя председателя правления Татфондбанка Сергея Мещанова объявили в роз
ыск.
В связи с возможностью потери собственных денег, вкладчики указанных проблемных банков, а также клиенты ИК «ТФБ Финанс» в январе-феврале 2017 года проводили неоднократные митинги, результатом которых явилось принятие резолюции из двух пунктов: требование о санации Татфондбанка и Интехбанка, а также требование о признании клиентов ИК «ТФБ Финанс» вкладчиками Татфондбанка.
Правительство Татарстана, которое является одним из владельцев Татфондбанка, по моему мнению, принимает активное участие в судьбе указанных банков и поддерживает идею их санации. Накануне стало известно, что, по обращению президента Татарстана Рустама Минниханова, ГК «ТАИФ» и ряд других организаций выразили готовность принять участие в санации Татфондбанка в качестве стратегических инвесторов.
Наличие стратегического инвестора является обязательным условием при принятии Банком России решения о санации кредитной организации. Таким образом, условия для санации Татфондбанка и связанного с ним Интехбанка созданы.
Не возражают против санации Татфондбанка и представители АСВ.
Глава временной администрации банка от АСВ Дмитрий Онегин за время своей деятельности не обнаружил злонамеренных действий со стороны правления банка по доведению его до состояния неплатежеспособности. Более того в АСВ санацию Татфондбанка считают перспективной и вполне возможной.
Санация Татфондбанка при наличии имеющихся условий является перспективной и нужной. Сохранение любого банка, тем более такого крупного как ТФБ, будет способствовать укреплению стабильности российской банковской системы в целом. Более того, оно обеспечит финансовую стабильность других связанных с ним банков, которые были указаны выше.
Сохранение лицензии у банка, принадлежащего руководству субъекта РФ, каким является Татфондбанк, позволит предотвратить панику среди клиентов других банков региона и тем самым позволит избежать возможного экономического и социального напряжения в республике.
А такая паника, несомненно, возникнет у клиентов частных банков, если уж Банк России отзывает лицензию у крупного банка, связанного с региональным руководством.
Ярким примером этого является ситуация в другом российском субъекте — Краснодарском крае. Там, благодаря санации Крайинвестбанка, одним из владельцев которого является администрация Краснодарского края, проводимой Российским национальным коммерческим банком (РНКБ), удалось сохранить экономическую стабильность в регионе и не допустить возникновения финансовых трудностей и оттока клиентов у других банков.
к.э.н., доцент кафедры банковского дела
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Максим Марков
Специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: