1 февраля в Татарском театре оперы и балета будет дан старт Международному фестивалю имени Ф.И.Шаляпина — в тридцать пятый раз. Проверено на себе: даже те горожане, кто никогда не был на оперном форуме, всё равно хорошо знают о его существовании. Не слышать о Шаляпинском — это как не знать об Универсиаде или Чемпионате мира по футболу в Казани: события и город накрепко связаны друг с другом.
Для меня Шаляпинский фестиваль — это глубоко личная история. Много лет назад, ученицами школы при консерватории мы с подругой прорывались на спектакли, несмотря на ажиотаж и (тогдашнюю для нас) дороговизну билетов: доставали дешевые «входные без мест», слушали оперы, стоя по три часа в последнем ряду третьего яруса. На одном из фестивалей посетили все (!) десять или одиннадцать спектаклей подряд, приходили в театр каждый вечер, а возвращаясь домой, счастливые, обсуждали увиденное. Такое стремление к опере, такое «магнитное тяготение» — это ведь и есть любовь, да?
За годы работы в театре февраль стал ассоциироваться с месяцем «перезагрузки»: каждый Шаляпинский фестиваль дарит свои, порой не ожидаемые, открытия и дает такое насыщение музыкой, после которого выходишь немного другим человеком.
Никогда нельзя предугадать, какой именно спектакль вызовет у тебя наибольший резонанс — многое зависит от стечения обстоятельств, в том числе личных. Тем не менее, определенные ожидания каждый раз есть, о них сегодня и расскажу.
«Пиковая дама»
Премьера оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» откроет программу нынешнего фестиваля. Предыдущая постановка спектакля состоялась 20 лет назад; в последнее время в Казани эту во всех отношениях выдающуюся оперу можно было услышать исключительно в концертном исполнении, то есть без декораций и костюмов.
В новой «Пиковой даме» режиссер Юрий Александров обещает усилить мистическую составляющую: по его словам, главным «вдохновителем» постановки стал Петербург — его атмосфера и культурный код, его туманы, в которых смешиваются явь и сон, его наводнения, создающие постоянную угрозу безопасности города… Еще один лейтмотив спектакля — тема карточной игры, которая довольно необычно воплощена в оформлении и костюмах.
Музыка «Пиковой дамы» содержит с десяток оперных «хитов»: от баллады Томского до песенки Графини и знаменитой арии Германа «Что наша жизнь — игра!». В роли Графини выступит народная артистка России, солистка Большого театра Татьяна Ерастова; ведущие партии исполнят солисты театров Москвы, Петербурга и Киева, дирижирует итальянец Марко Боэми — словом, ждем открытий.
«Евгений Онегин»
«Онегины» Шаляпинского фестиваля в последние годы необычайно интересны. Начнем с того, что над постановкой спектакля в 2012 году в качестве дирижера работал выдающийся музыкант Михаил Плетнев, для которого Чайковский — далеко не проходной автор. То, как звучал оркестр на премьере, невозможно забыть — кажущиеся затянутыми темпы при удивительной выразительности каждой интонации, накрывающая с головой тоска по несбывшемуся, щемящий стон из самой глубины души — «Ах, счастье было так возможно, так близко»…
Дважды на фестивале в партии Евгения Онегина выступал Василий Ладюк, замечательный баритон, один из самых ярких современных российских певцов, и эти выступления также были невероятно интересны. В этом году заглавную роль впервые в Казани исполнит солист Большого театра Игорь Головатенко. Это певец с необычной биографией: он закончил Центральную музыкальную школу при Саратовской консерватории сразу по трем (!) специальностям (фортепиано, виолончель и композиция), а позже — Московскую консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования у Василия Синайского и Геннадия Рождественского. Собственно вокалу Головатенко учился в Академии хорового искусства у Дмитрия Вдовина, затем стал солистом Московской «Новой Оперы» и Большого театра России.
Приглашенная на роль Татьяны солистка Мариинского театра Екатерина Гончарова уже выступала в Казани. Ее исполнение роли Татьяны пару лет назад некоторые мои коллеги оценили как сдержанное в актерском плане, мне же, напротив, показалось, что небольшая скованность, «деревянность» главной героини — это удивительное сценическое попадание в пушкинский образ: «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива». Дирижирует спектаклем всегда точный и лаконичный Ренат Салаватов.
«Мадам Баттерфляй» и «Турандот»
Две потрясающие ориентальные оперы Пуччини, рефлексия европейцев над загадкой души Востока. Эти масштабные постановки Михаила Панджавидзе я в первую очередь рекомендую посетить своим знакомым, спрашивающим «на что лучше сходить?». Невероятная по силе и красоте музыка Пуччини в сочетании со сценической зрелищностью и ярким сюжетом всегда оставляют большое впечатление. В партии Чио-Чио-сан мы услышим молодую татарстанскую певицу Гульнору Гатину, Калафа в «Турандот» также впервые на фестивале споет звездный турецкий тенор Левент Гундуз; в остальном состав проверенный, поэтому в добротности предстоящих спектаклей сомнений нет.
«Севильский цирюльник»
Эта опера Россини — один из спектаклей, успех которых во многом зависит от индивидуальности исполнителей. Как бы ни были поставлены режиссером мизансцены, наибольшая «ответственность» лежит на певцах — будет ли зрителям смешно и интересно наблюдать за перипетиями их отношений или нет. Состав в этом году подобрался на редкость яркий: Василий Ладюк в партии Фигаро, солистка Венской Оперы Елена Максимова в роли Розины, лауреат премии «Золотая маска» — 2016 Алексей Татаринцев — граф Альмавива, блестящие актеры Дмитрий Овчинников (Бартоло) и Михаил Светлов-Крутиков (Базилио). Ожидаю эффект синергии от совместного творчества столь харизматичных певцов.
«Трубадур» и «Борис Годунов»
Два совершенно непохожих друг на друга спектакля, поставленные с разницей в 10 лет режиссерами Михаилом Панджавидзе (перенос версии Леонида Баратова в Большом театре) и Ефимом Майзелем, объединены участием в них дирижера Василия Валитова.
В работах этого довольно молодого дирижера оркестр становится если не главным действующим лицом, то ведущим участником действия, «досказывая», дополняя главных героев, добавляя образам красок и придавая известной музыке новые оттенки. Это особенно ощутимо в спектаклях, которые ты слышал много раз: неожиданный акцент, сдвиг темпа, нюанс — и в «тексте» вдруг открывается новый смысл. В партии царя Бориса — один из самых интересных исполнителей этой роли Михаил Казаков.
«Риголетто»
Классический спектакль с довольно интересным составом. В роли горбуна Риголетто — красавец Эвез Абдулла, баритон из Азербайджана, делающий карьеру в Европе; Герцога споет великолепный Сергей Скороходов, тенор Мариинского театра. В партии Джильды — молодая солистка Большого театра Нина Минасян. В прошлом году мы слышали ее на гала-концерте Шаляпинского: выпускница Академии молодых певцов под руководством Дмитрия Вдовина исполнила арию Джильды, очаровав серебристым тембром, россыпью бриллиантовых колоратур и совершенной точностью попадания в образ — кроткая, нежная, невинная голубка. С любопытством готовимся услышать всю партию целиком.
«Травиата» и «Аида»
Два репертуарных спектакля, от которых обычно не ждешь откровений, но которые иногда «выстреливают»: например, на прошлогоднем фестивале «Травиата» с Анной Принцевой в роли Виолетты стала настоящей жемчужиной программы, а по мнению некоторых критиков — и лучшим спектаклем форума. В этот раз роль заблудшей куртизанки исполнит отличная певица и актриса Евгения Афанасьева (Москва), в партиях Альфреда и Жермона — Сергей Скороходов и Василий Ладюк.
Партнером Оксаны Крамаревой в опере «Аида» станет Левент Гундуз, Амнерис впервые на фестивале споет Дарья Рябинко (Красноярск), а отца Аиды, эфиопского царя Амонасро, — Эвез Абдулла. В составах много обновлений, будет любопытно послушать, как соотношение сил поменяет общую картину.
Гала-концерт
Заключительный концерт — квинтэссенция фестиваля: возможно, самые яркие участники, беспроигрышные оперные хиты и необычные названия в программе. Василий Ладюк, Елена Максимова, Михаил Казаков, Ахмед Агади, Сергей Ковнир, Сергей Скороходов: здесь каждое имя — ярчайшая индивидуальность, гарант мастерства самой высокой пробы.
Режиссер концерта Светлана Смирнова обещала включить в программу фрагменты не идущих в Казани опер — «Отелло» и «Порги и Бесс» (с участием британского тенора Рональда Самма — певца, чья энергия и харизматичность «накрывает» зал до самых последних рядов), «Лакме» (знаменитый «цветочный дуэт» исполнят Гульнора Гатина и Елена Максимова) и «Сельская честь».
Будет и инструментальный блок: на Шаляпинском когда-то выступали пианисты Николай Петров, Даниил Крамер, скрипач Максим Федотов, кларнетист Джампьеро Собрино; в нынешнем году часть фортепианного концерта П.И.Чайковского сыграет заслуженный артист Татарстана Евгений Михайлов.
завлит театра оперы и балета им. М.Джалиля,
пресс-менеджер ряда культурных проектов
Жанна Мельникова
специально для TatCenter.ru
Фото из архива ТАГТОиБ им. М.Джалиля
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: