Китай — главная сенсация развития мировой экономики в XXI веке — страна по итогам 2016 года осталась основным ее двигателем. Как следствие, подавляющее большинство стран крайне заинтересовано в налаживании двусторонних экономических отношений со всеми субъектами китайской экономики: с правительством, предприятиями и гражданами.
Инвестиционный потенциал стран и регионов китайским инвесторам сегодня демонстрируют с таким же усердием, с каким ранее стремились привлечь инвестиции саудовских шейхов.
Фактор бурного экономического роста Китая давно перестал быть секретом. Многочисленные научные и «околонаучные» исследования свидетельствуют о роли коллективизма китайского общества в процессе реализации двух этапов долгосрочного государственного мегапроекта.
Первый этап: активное развитие экспорта дешевых и, как правило, некачественных промышленных товаров для накопления в Китае иностранной валюты и формирования, таким образом, золотовалютных резервов.
Второй этап: закупка импортного высокотехнологичного оборудования и последующий экспорт промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью.
По признанию экспертов большинства международных и межрегиональных организаций, Китай в рамках вышеуказанного второго этапа формально пропагандировал защиту интеллектуальной собственности, однако фактически поощрял нарушение международного патентного права с целью бурного развития высокотехнологичного производства, ориентированного на экспорт.
Справедливости ради отмечу, что задолго до Китая аналогичная практика имела место в Японии. Выполнение вышеуказанных задач требовало высокой трудовой дисциплины и поддержания низкого уровня оплаты наемного труда.
Когда стало очевидно, что Китай — локомотив мировой экономики, возник ряд проблем, среди которых наиболее важными я считаю:
- во-первых, рост денежных доходов китайцев, что спровоцировало частичный перенос промышленного производства из Китая в соседние страны Юго-Восточной Азии;
- во-вторых, катастрофическое состояние окружающей среды, включая качество воды, воздуха и почвы в Китае. Как следствие, китайские инвесторы активно развивают агропромышленный комплекс вне Китая.
Агропромышленный комплекс Татарстана имеет реальные шансы систематически привлекать китайские инвестиции.
Читайте также:
Татарстан в 2017 году рассчитывает вдвое увеличить турпоток из Китая
Не менее значимый и взаимовыгодный инвестиционный мегапроект — это строительство транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай».
Известно о попытках утвердить маршрут этого коридора в обход Татарстана, однако федеральный министр транспорта Максим Соколов на коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ твердо заявил о том, что вышеуказанный коридор проходит через территории нашей республики.
Строительство подобной трассы будет означать увеличение, прежде всего, грузо- и, в меньшей степени, пассажиропотока, а Татарстан станет важным транзитным регионом на пути продвижения китайского товара на европейские рынки.
Сортировка, упаковка, складирование, экспедирование, логистика, гостиничный бизнес и прочая придорожная инфраструктура — это неполный перечень возможностей Татарстана в процессе эксплуатации транспортного коридора.
На первый взгляд после анализа потенциала экономического сотрудничества Татарстана и Китая следовало бы обратить внимание на Индию, Бразилию, другие крупные стр
аны, входящие в БРИКС, ШОС и иные интеграционные группировки. Однако считаю необходимым обосновать перспективы развития взаимовыгодных отношений Татарстана и Вьетнама, о чем пойдет речь в следующей публикации.
К слову, Вьетнам — единственная страна в Юго-Восточной Азии, письменность которой разработана на основе латинского алфавита.
д.э.н, проф. кафедры «Финансы и кредит»
Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП),
директор НИИ экологизации социально-экономических систем
Ленар Салимов
Специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: