«Мы все сегодня чувствуем, что региональная политика должна измениться, она недостаточно работает над задачей экономического роста. Мы считаем, что регионы могут вносить больший вклад в развитие страны, хотелось бы говорить о большой самостоятельности регионов», — с этих слов начал дискуссию о новой региональной политике председатель Совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.
В дискуссии участвовали главы шести регионов, и каждый по-своему высказывал недовольство существующими бюджетными, контрольно-надзорными и экономическими правилами в отношении регионов. Но ключевая мысль всех выступлений сводилась к тому, что политика в отношении регионов-доноров снижает мотивацию к их развитию: федералы лишают их субсидий и преференций после того, как видят, что растут региональные доходы.
Читайте также:
Реформами по стагнации: итоги первого дня Гайдаровского форума-2017
Зачем ждать федерального инспектора?
Задал тон дискуссии губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, заявивший, что та политика, которая складывается между регионами и федеральным центром, носит дестимулирующий характер.
«Не дай бог, вы добьетесь резкого роста бюджетных доходов и выйдете за ту самую пресловутую единицу (по обеспечению бюджета в процентах). Вы сразу вылетаете из всех программ поддержки, которые используются для дотационных регионов. Вы сразу получаете заоблачное софинансирование тех федеральных адресных программ, которые регионы осуществляют вместе с правительством.
Например, до этого момента вы могли финансировать 5% из своего бюджета, 95% — из федерального бюджета. Пирамида сразу кувырк и переворачивается — вы начинаете получать 5% из федерального бюджета и 95% будете обязаны финансировать из своего бюджета. В результате (рост бюджетных доходов) будет запретительной мерой и вы будете отказываться от участия в этих программах", — пояснил Артамонов.
Если регион нашел возможность привлечь инвестиции, он должен получать поддержку, считает глава Калужской области. В частности, он предложил считать проценты по обслуживанию кредитов, которые брал регион на развитие инфраструктуры, в графе «расходы региона». Также Артамонов сказал про абсурдные правила в принятии решений. По его словам, решение о статусе особо охраняемой территории принимается на муниципальном уровне, но получить «добро» на газопровод можно только в Москве.
«Разве нам самим не видать, что земли не обрабатываются? Зачем ждать федерального инспектора? Им 60 лет надо, чтобы хоть раз на все поля попасть. Не надо отдавать нам те полномочия, которые влекут за собой политические последствия. Дайте нам житейские», — призвал Артамонов.
Может нам подумать, как в федеральный бюджет больше денег собрать?
Поддержал коллегу и президент Татарстана Рустам Минниханов, который первым выступил против дополнительного зачисления одного процента налога на прибыль в федеральный бюджет. Напомним, в конце декабря он назвал изъятие дополнительных доходов у регионов-доноров «раскулачиванием».
«Я высказывался по последним событиям, не всем это понравилось, но я высказывался в интересах своего региона, — начал Рустам Минниханов. — Важно не делить страну на федералов, субъекты, муниципалитеты — простому жителю без разницы, он видит власть. Если есть доверие руководителя страны, значит, полномочия должны быть достаточными (у региона), чтобы проводить ту политику, которую проводит президент страны. Спрос должен быть не с десяти человек в субъекте, а с одного. В этом плане я считаю, что регионам надо больше доверять», — сказал Минниханов.
Но главной темой выступления главы Татарстана была все же бюджетная политика. Татарстан потерял 8 млрд рублей из-за централизации 1% налога на прибыль, НДПИ, акцизов на нефтепродукты.
«Сильные регионы — сильная страна. Если не будет мотивации, инвестиционной составляющей, как изменить страну? Мы какие-то программы должны будем ограничить. По итогам 2016 года мы (Татарстан) выросли по ВРП (102,5%), и по промпроизводству (1
03,6%) и по инвестициям. Это каждодневная работа. Но не будет мотивации, если от твоей работы раз — 8 млрд забрали… Что такое 8 млрд? Это 8 больших школ, это реконструкция дорог. Я понимаю, что надо принимать решения, но они должны быть выверенными», — заявил президент РТ.
Минниханов считает, что регионам нужна поддержка, но не за счет доноров. В конце концов, у Татарстана большая закредитованность после Универсиады. На реплики Кудрина о другом гипотетическом решении — не централизации налога на прибыль, а сокращении субсидий для регионов — Минниханов отреагировал однозначно.
«А может нам подумать, как в федеральный бюджет больше денег собрать, а не отобрать у кого-то?».
В сильных регионах тот самый 1% был инвестицией
Глава Красноярского края Виктор Толоконский во многом был согласен с Миннихановым и Артамоновым, особенно в части налогов. Он отметил, что целью проводимой федеральным центром политики является «поддержание стабильности экономических и социальных процессов», а не мотивация успешных и не только регионов к развитию.
«В последние годы мы несерьезно ставим задачи, законы и правила, чтобы бюджет укреплялся. Я убежден, что есть много резерва сделать прибыль инвестиционным ресурсом. Конечно, мы будем заниматься развитием, но стимулов нет. У меня нет обиды на федеральное правительство за централизацию 1% налога на прибыль. Я понимаю, что большинство живут хуже, чем сильные регионы. Но надо понимать, что мы не социально выравниваем, мы развитие тормозим. В сильных регионах тот самый 1% был инвестицией, в других регионах эти деньги пойдут на текущее функционирование», — предупредил Толоконский.
Он предложил некую диверсификацию бюджета — пусть федералы забирают больше налога на прибыль, но и больше оставляют регионам средств с НДС.
Глава Ульяновской области Сергей Морозов заявил, что «очень давно назрел вопрос о передаче большей части полномочий федеральных органов исполнительной власти, работающих в регионах, в прямое подчинение региональным властям». В частности, он говорил о вопросах управления землей и имуществом — в регионе находится много объектов в управлении федерации, но они не работают.
Губернатор Владимирской области Светлана Орлова также говорила, что регионам не хватает возможности принимать оперативные решения в вопросах природопользования и экологии, а также взаимодействии между ними, а врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов — о ненужной межрегиональной конкуренции.
«Цыбульский — хороший человек, но его поправить надо»
Правительство на дискуссии представлял замминистра экономического развития Александр Цыбульский, который парировал, что за последние 10 лет регионам и так передали много полномочий, но «Россия разношерстная, и не должно быть универсальных подходов».
Он признал, что решение о централизации 1% налога на прибыль было непростым, и правительство взамен него предоставило гранты на поощрение высокоэффективных регионов.
В дискуссию вновь вступил Рустам Минниханов.
«Цыбульский — хороший человек, но его поправить надо. Вы живете своими иллюзиями. Вы говорите о поощрении на 20 млрд рублей. Отобрали эти деньги у нас. Если мы будем хорошо работать, то я получу 610 млн, а вы отбираете у меня 3,5 млрд рублей. Мы ухудшать уровень жизни не имеем права, мы не можем льготы отменить. Вы взяли и изъяли деньги.
Я понимаю, что надо поддерживать регионы, но нельзя просто так взять и отобрать такую сумму. Это же не меня касается, это касается почти 4 миллионов человек в нашей республике. И я пока ответственный за эту республику, я не могу об этом не сказать. Это никому не нравится. Нравится вам это или не нравится, я об этом буду говорить", — заявил президент РТ, предложив отдать полномочия регионам, чтобы они на месте сами определяли, какие льготы можно отменять, а какие необходимо увеличивать.
Илья Иванов
Фото: prav.tatarstan.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: