Опасения по поводу ухудшения текущего счета, у которого была угроза оказаться в негативной зоне в третьем квартале текущего года, рассеялись, он был сведен с профицитом $ 1,9 млрд. Тем не менее, отмечу, что ЦБ понизил оценку профицита текущего счета за второй квартал с $ 3,4 млрд до $ 1,5 млрд.
В итоге вместо ранее опубликованного профицита текущего счета за первое полугодие в размере $ 15,9 млрд, фактическая цифра составила всего $ 13,7 млрд, а профицит текущего счета за 9 месяцев — $ 15,6 млрд, что даже ниже изначальной оценки.
Хотя импорт снизился на 9,3% г/г в первом полугодии, поддержав профицит текущего счета, в третьем квартале этот тренд развернулся. Импорт вырос на 4,6% г/г, несмотря на то что основные экономические индикаторы России двигались в боковом тренде.
Это указывает на то, что период сокращения импорта завершился, что негативно для экономического роста. При прочих равных в случае роста импорта на 12% г/г в 2017 году текущий счет станет дефицитным.
Еще одна структурная слабость российского торгового баланса — это непрекращающееся снижение ненефтяного экспорта — на 2,1% г/г в третьем квартале и на 13,4% г/г за 9 месяцев. Это говорит о том, что хотя существует мнение, что российские компании пытаются проникнуть на глобальные рынки, эта тенденция далека от того, чтобы стать макроэкономическим трендом.
Баланс услуг, где снижение туристических поездок за границу привело к резкому сокращению импорта услуг, все еще оказывает поддержку текущему счету: дефицит баланса услуг составляет $ 18 млрд за 9 месяцев против $ 30 млрд в АППГ. За подобной динамикой отчасти стояла отмена полетов в Турцию и Египет,
Во-первых, сокращение расходов на импорт услуг стабилизировалось на уровне 18% г/г в 2−3 кв. после снижения на 24% г/г в первом квартле. Во-вторых, благодаря улучшению политической обстановки между Россией и Турцией ожидаю, что импорт услуг в 4 квартале значительно вырастет, усиливая, таким образом, давление на цифры текущего счета до конца этого года и в 2017 году. Прогнозирую, профицит текущего счета на уровне $ 24 млрд за полный 2016 год, в том числе $ 9 млрд в 4 квартале.
Структурная слабость текущего счета в дальнейшем должна повысить внимание к капитальному счету. В данный момент чистый отток капитала на уровне $ 9,6 млрд за 9 месяцев — хорошая новость, однако эта цифра в основном обеспечена погашением внешнего долга в размере всего $ 0,1 млрд. Кроме того, почти нет статистических данных об эффекте введенного в России закона деоффшоризации, но он может быть важной причиной столь умеренного чистого оттока капитала в этом году.
Опасения по поводу повышения ставки ФРС и отсутствие послаблений в геополитическом напряжении между Россией и странами G7 негативно влияет на Россию, и поэтому считаю, что у России нет шансов иметь постоянный дефицит текущего счета, финансируемый притоком капитала.
Ожидаю, что рубль может ощутить давление до конца этого года; однако курс 70 руб./$ сейчас выглядит очень амбициозным, 67 руб./$ — более реалистичный сценарий.
Тем не менее, эта корректировка не меняет моего осторожного долгосрочного взгляда на курс рубля, и я больше опасаюсь рисков его ослабления, чем укрепления в перспективе.
главный экономист ОАО «Альфа Банк»
Наталия Орлова
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: