Адмиралтейская слобода неразрывно связана с историей города.
В 1718 году Петр I учредил в Казани Адмиралтейство и Корабельную Верфь для организации заготовок и доставки корабельных лесов на другие верфи, а также для строительства военных судов.
Во второй половине 19 века слобода стала одной из крупнейших промышленных зон города. Примечательно, что в конце 20-х годов именно здесь был построен один из первых в СССР Соцгородков.
Сейчас это промышленный район с сохранившейся исторической застройкой. Слобода считается одним из самых депрессивных и непопулярных у жителей районов города.
Создатели проекта — заслуженный архитектор РТ, завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест факультета архитектуры КГАСУ Александр Дембич и главный архитектор мастерской «Старая Казань» Павел Тиняев — надеются, что к 2030 году Адмиралтейская слобода станет местом притяжения туристов и горожан.
Александр Дембич рассказывает, что план реконструкции был создан ещё в 2012 году, а сейчас уже ведутся работы по преображению слободы.
Напомним, в этом году на эко-реабилитацию Адмиралтейского пруда, которую проводят в рамках реновации Адмиралтейской слободы, из федерального бюджета выделено 22 млн рублей. Еще 15,5 млн рублей поступят из местного бюджета. Всего — 37,5 млн рублей. Конкурс на проведение работ выиграла компания ПСО «Казань». Ожидается, что эко-реабилитация продлится 2−3 года в зависимости от финансирования. В следующем году, как говорят авторы проекта, на эти цели планируется выделить ещё до 150 млн рублей. По словам Дембича, если русло расчистить и наладить работу насосов, можно сделать новый парк, который станет самым большим в Казани.
«Создание парка стало бы ключом к развитию всей слободы. Заброшенность района сменилась бы на процветание и благополучие», — полагает Дембич.
Собственникам, владеющим землями на этой территории, интересно строить там жилье и развлекательные комплексы, связанные с парком. Александр Дембич считает это правильным, ведь так можно привлечь на территорию молодое и платежеспособное население. Согласно плану это не менее 6 тыс. человек.
«Это даст толчок к развитию инфраструктуры и бизнеса, а значит, район снова оживет», — говорит автор проекта.
Сейчас в слободе на 400 га земли живет около 9 тыс. человек, что для такой территории очень мало. Процент пенсионеров здесь в 3 раза выше, чем в других районах Казани, а ситуация с рождаемостью ровно обратная.
Слобода расположена близко к Кремлю, поэтому здесь, по замыслам, будут создавать благоприятную среду для туризма. Планируется восстановить набережную Волги, Зилантов монастырь и Петровскую верфь. Зилантов монастырь популярен у туристов, но места вокруг неприглядные, поэтому туроператоры неохотно организуют сюда туры, объясняют авторы проекта.
Еще одна туристическая точка — воссозданный музейный комплекс «Петровская верфь». Он будет частью парка, здесь люди смогут узнать об истории создания флотов России, о роли Казанского адмиралтейства в ней.
Напомним, в конце августа концепция музейного комплекса в Адмиралтейской слободе была презентована мэру Казани Ильсуру Метшину.
Ожидается, что экспозиция комплекса буде делиться на две части — современную и историческую. Историческую часть планируется разместить на песчаном мысе площадью 36 га. Здесь появятся верфь исторических судов, маяк, водолазная школа
Также будет задействован Петрушкин двор, там построят конференц-отель, где будут проводиться крупные мероприятия, жить деловые делегации и туристы. «Место удобное, рядом с центром», — говорит Дембич.
Реконструировать Адмиралтейскую слободу только за счёт бюджетных средств невозможно, поэтому к проекту планируется активно привлекать деньги инвесторов, заинтересованных в проекте. По словам спикеров, к примеру, владельцы фабрики Алафузова, которая находится на территории слободы, превратили её в артрезиденцию. Сейчас они продолжают обустраивать прилегающую территорию, хотят создать выставочные залы, рестораны и оранжереи.
Транспортная связь с городом у слободы слабая, из-за плохой связи левого и правого берегов образуются пробки. Дембич считает, что ситуацию может исправить сквозной мост. Что касается развития метро, его архитектор считает дорогим удовольствием.
«Метро — отдельная песня. У нас 10 станций, а этот вид транспорта эффективен, когда есть больше 20 станций».
Он склоняется к альтернативному варианту транспорта. По сути, это метро, но подвешенное как фуникулёр. «Затраты в 5−6 раз меньше, чем в случае с метро, а в результате — экологически чистый вид транспорта, с которого открывается прекрасный вид на город. Да и пробок нет, поэтому добраться до нужного места будет несложно», — считает архитектор, подчеркивая, что возможность производить такой транспорт есть и в Татарстане.
В завершение авторы напомнили ключевую цель проекта — реконструкция должна не только сформировать обновленную территорию, но и сохранить культурные памятники и традиции Адмиралтейской слободы.
Проект реконструкции Адмиралтейской слободы
Надежда Пестерникова
Фото автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: