Авторынок в России падает пятый год подряд, констатирует старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук.
«Если исключить конец 2014 и 2015 годов, когда население делало импульсивные покупки, то спад наблюдается с 2012 года. В 2016 году рынок также фиксирует падение продаж. В январе — августе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение продаж составило 15%», — сказал Ткачук, добавив, что в последний месяц снижение рынка усилилось до 18%.
Это настораживает и идет в разрез с прогнозом минпромторга РФ, который в начале года закладывал 10%-е снижение, говорит эксперт, добавляя, что ожидает снижения по году в районе 15−20%%.
Вспоминая все госпрограммы поддержки отрасли в последние годы Ткачук отмечает, что государство выделило отрасли десятки миллиардов рублей. «Это поддержало рынок, но общая тенденция к снижению сохраняется», — говорит аналитик. А рассуждая о региональной специфике, Ткачук отмечает, что в России наблюдается расслоение рынка: в бедных регионах продажи падают сильнее среднего показателя по рынку, в богатых регионах — просадка не такая сильная. Отдельные регионы, по его словам, фиксируют даже рост продаж.
«В Татарстане снижение продаж по итогам восьми месяцев 2016 года составило 10%», — говорит Роман Ткачук.
Топ-10 регионов РФ по объему рынка новых легковых автомобилей
Источник: Автостат
Татарстан — четвертый по объему авторынок в России. Ежемесячно в республике продается в среднем 4 тыс. машин. Как отмечает Роман Ткачук, в РТ наблюдается тенденция к росту доли кредитных автомобилей, в среднем на рынке эта доля достигает 50%.
Чаще всего, добавляет аналитик «Альпари», в Татарстане покупают марку Лада. На нее приходится примерно 30% рынка. Также лидируют Рено, Хендай и Киа. Среди моделей-лидеров Ткачук выделяет Ладу Гранту, Киа Рио, Хендай Солярис и др. «Премиум-сегмент здесь тоже держится довольно уверенно», — считает аналитик.
Коммерческий директор «ТрансТехСервис» Тимур Валиуллин отмечает, что в Татарстане в последние годы сильно изменился срок владения автомобилем. Если до 2014 года он составлял 2,7 года, то сейчас приближается к 4 годам. Люди стали реже менять машины, констатирует эксперт. Напомним, в Татарстане, по данным агентства Автостат, самые свежие машины — средний возраст личного автомобиля в республике — 9,3 года.
«В Казани рынок упал еще сильнее, чем в РФ и РТ — примерно на 25%. Мы (ТТС) пока по продажам идем +1% к АППГ — но это данные по всему холдингу. В крупных городах ситуация более стабильная», — рассказывает Валиуллин.
По его словам, средняя стоимость автомобиля в Татарстане выросла на 25%, в то время как цены — на 30%.
«Многие производители не скрывают, что работают на российском рынке в ноль или в убыток. Порой, проще работать на уровне рентабельности, чем свернуть производство», — считает представитель ТТС.
По словам Валиуллина, сегодня «ни один дилер в России не зарабатывает деньги на продаже автомобилей». «Мы стараемся сохранять рентабельность бизнеса за счет удержания рынка», — говорит он.
Дилеры в Татарстане оперативно поймали тренд — смещение спроса в сторону автомобилей с пробегом. «Рынок новых авто падает, рынок авто с пробегом — растет. Он более демократичен, на нем можно ввести определенные правила игры. Трейд-ин, к примеру. Это плюс и для автовладельцев», — говорит Валиуллин.
Директор дилерского центра АКОС Юлия Хайдарова с мнением Валиуллина согласна. АКОС так же, как и другие дилерские центры старается удержать позиции на автомобильном рынке.
«Мы следуем тренду — прилагаем все усилия для удержания клиентов. Предоставляем дополнительные скидки, зарабатываем на сопутствующих, сервисных услугах», — делится Хайдарова.
Дилеры отмечают, что рынок в Татарстане очень конкурентный. Число дилеров в РТ в последние годы выросло, а потребительский спрос снизился. «У нас пока дилеры держатся, но в соседних регионах мы видим череду банкротств. Новые дилеры не приходят», — добавляет Валиуллин.
Альтернативным спасением в сложившейся ситуации сможет стать лизинг и шеринг, считают эксперты. Но пока оба направления развитыми в Татарстане назвать нельзя.
Что значит «взять автомобиль в лизинг», объясняет коммерческий директор «КОНТРОЛ-лизинг» Ольга Фролова. Если говорить простым языком, то лизинг — это аренда с правом выкупа или поэтапное приобретение имущества в собственность. То есть какое-то время человек или компания использует оборудование, строения и другое недвижимое имущество, платит за это определенную сумму, и в конце концов это имущество становится собственностью этого человека или компании, поясняет эксперт.
Главные преимущества лизинга, по словам Фроловой, низкий ежемесячный платеж и возможность оставить понравившийся автомобиль себе. Стоимость лизингового автомобиля не зависит от суммы первоначального взноса. Чтобы взять автомобиль, нужно иметь 10% депозита.
«Кроме того, налоговая история клиента остается абсолютно чистой. Налоги так же, как и все автомобильные штрафы, платит лизинговая компания, — поясняет Фролова и добавляет, что клиент лишает себя необходимости заниматься перекупкой автомобиля в дальнейшем.
Несмотря на то, что этот процесс несет некие потери, мы сами продаем использованный автомобиль нашим партнерам через аукцион. Продукт лизинга дает клиенту возможность об этом не думать. Сам лизинговый автомобиль можно получить сроком на 1, 2 и 3 года".
Эксперты уверены: автомобили покупали и будут покупать. Просто спрос перейдет в нишу подержанных авто — они подешевле, да и пользоваться машиной автовладельцы будут подольше. Между тем, они не сомневаются: в течение года-двух рынок «нащупает дно» и начнет восстанавливаться.
Мария Андреева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: