В Татарстане в первом полугодии 2016 года объем реализации туристских, санаторно-оздоровительных и гостиничных услуг вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 9\% и превысил 4,7 млрд рублей.
Гостиницы, отели и хостелы республики за этот период приняли 858,3 тыс. туристов, что на 13\% больше, чем за январь-июнь 2015 года.
Могу констатитровать, что Татарстан попал в удачную струю: интерес к Казани и республике после международных мероприятий, развитие внутренней инфраструктуры страны, падение возможности россиян путешествовать в евро и долларовую зону, рост потребности в познавательных поездках по стране в крупнейшей городской агломерации России, интерес к востоку, туристическая готовность региона к развитию инфраструктуры и приему туристов, адекватные последовательные действия властей для равномерного развития потенциала — все это в последние годы работает на Татарстан.
В то же время, чтобы сделать следующий рывок в привлечении туристов, надо повысить роль Татарстана в целом в нравственном развитии национального единства страны. Возможно, это громкие слова, однако за ними стоит огромная комплексная работа.
Необходимо сохранить культурно-историческое наследие региона, популяризировать это наследие и развивать новые направления путешествий.
Потенциальные туристы под час слышали про Казань, Кремль и мечеть Кул Шариф, знают о прошедшей Универсиаде и ЧМ по водным видам спорта. Однако на этих «брендах» список центров притяжения для большинства потенциальных туристов завершается.
Для развития туриндустрии есть смысл выделить и поддерживать направления, способствующие росту престижа Татарстана среди населения региона, на туристической арене страны и за рубежом.
Сейчас на международной арене Татарстан известен благодаря Универсиаде, татарам, проживающим за пределами республики, ну, и «еще одному-двум городам» в центре страны. Поэтому если работающая над турпродвижением республики команда выделит несколько разных ключевых только локальных точек престижа региона и будет их популяризировать не только внутри государственных коридоров, но и доведет это до каждого жителя, то эта «паутина гордости», и как следствие интереса, достигнет потенциальную целевую аудиторию.
Следующий момент, на который нужно обратить внимание, — содействие мобилизации и социализаций (интернетизации) всего многообразия предлагаемых услуг и программ.
Я наблюдаю, в этом направлении уже много чего пытаются делать. В то же время развитие онлайн представленности Татарстана в пространстве еще очень далеко до совершенства. Конкуренция между городами и регионами находится на расстоянии одного клика мыши. И это не только букинг, но и обсуждение и социальная сферы. То есть, если один подросток после турпоездки пишет, что «…на центральной улице Казани смотреть нечего, кроме пьющих давно и долго людей, плавающих в фонтане.», то говорить, что это будет стимулировать молодую аудиторию приезжать в город, не приходится. Этим можно и нужно управлять.
Необходимо также повышать образовательную роль Татарстана в воспитании подрастающего поколения в стране.
Речь идет о внедрении в детскую и взрослую аудиторию возможностей, которые дает поездка в регион, знание, какая она может быть. Должны действовать единые программы между гостиницами и объектами разных регионов Татарстана, которые будут привлекательны для туриста и выгодны средствам размещения, ресторанам, музеям. Как ни странно, но даже сотрудники ресепшн отелей не могут ответить на вопрос: а что можно посмотреть интересного в Татарстане на выходных. Поверьте, я с этим сталкивалась.
Еще одно направление — стимулирование кластерного развития государственно-частных проектов при одновременном создании социально значимого туристического центра и коммерчески интересных объектов гостеприимства.
Любые инвестиции в стране в целом и в Татарстане в частности даются не легко. Деньги сегодня сложно привлечь в объекты гостеприимства, окупаемость которых стремится к 20 и более годам. В то же время именно государственно-частная дружба и выгодные партнерские взаимоотношения являются стимулом для создания новых объектов, от крупных до средних. Где именно государство становится тем стволом туристического рынка, вокруг которого на ветках начинают расти вкусные и полезные объекты, к которым хочется добраться.
Туристы сегодня требовательны, они оценивают все.
Работать надо и над повышением уровня безопасности путешествий в регионе, особенно в туристически популярных местах, содействовать росту открытости информационного пространства для туристов на всех языках, включая Chinafriendly программы (начиная от уличной навигации, заканчивая туристическими центрами во всех регионах Татарстана и он-лайн стойки). В друзья надо записать и малый бизнес — именно предприниматели, зачастую, «работают» на турпотенциал, так как оказывают услуги для туристов.
Все эти инициативы должны реализовываться в уже существующих рамках развития транспортных связей, включая открытость региона для авиа-дискаунтеров, спецпроектов РЖД, для туристов должна быть очевидна и автомобильная привлекательность путешествия из центральной части страны.
Нужно также стимулировать рост качества услуг в предприятиях гостинично-туристского сервиса за счет, например, внутренних стандартов сервиса, качества, развития внутренних программ регионального трудоустройства.
Многие из описанных выше пунктов уже начали в той или иной степени внедряться в Татарстане. Уверена, они смогут быть успешно завершены, но лишь при жёсткости всех участников процесса в ориентированности на комплексный результат.
гендиректор Hospitality Income Consulting
Елена Лысенкова
Специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: