Новости
03 Августа 2016, 14:00

«Для ряда банков Татарстана новый законопроект ЦБ — возможность сохранить лицензию»

ЦБ РФ предлагает создать региональные банки. Претендовать на такую лицензию смогут кредитные организации с капиталом не менее 300 млн рублей и величиной активов не более 7 млрд рублей. В новом выпуске спецпроекта TatCenter.ru «Мнение» экономист Ленар Салимов объясняет предпосылки законопроекта ЦБ и подчеркивает, что если бы предложенное ведомством Эльвиры Набиуллиной понятие было введено раньше, в стране удалось бы сохранить не одну региональную банковскую систему.

Региональные банки, по замыслу ЦБ, будут работать на территории конкретного региона и не смогут открывать филиалы за его пределами, проводить трансграничные операции и операции с нерезидентами. Межбанковские операции региональные банки будут осуществлять через центрального контрагента. Вместе с тем для региональных банков планируется ввести регулятивные послабления: число обязательных нормативов для них сократят до пяти, а требования к раскрытию информации снизят. Это позволит уменьшить издержки и повысить доступность банковских услуг на территории России, полагает регулятор.

Для остальных банков, осуществляющих банковские операции и сделки без ограничений, планируется увеличение минимальных требований к размеру собственных средств до 1 млрд рублей и последовательное внедрение международных стандартов Базельского комитета по банковскому надзору, заявил регулятор, представляя законопроект о введении в России понятия «региональный банк» на общественное обсуждение.

Укрупнение банков России — закономерный процесс реагирования на интеграцию страны в мировую экономику и риск, характерный для реализации вышеуказанного процесса — риск утраты национальной банковской системы.

Только крупные банки могут, с одной стороны, противостоять натиску транснациональных банков, а с другой стороны — финансировать инвестиционные мегапроекты. Так что заявление главы одного из госбанков о необходимости сокращения численности банков до 200 вполне аргументировано.

Однако есть три причины законодательного определения порядка функционирования региональных банков.

Во-первых, отзыв лицензий у малых и средних банков оказывает негативное влияние на систему корпоративного управления в крупных банках, особенно в случае доминирования государства в структуре капитала вышеуказанных кредитных организаций.

Действительно, почувствовав государственную и общественную поддержку в части реализации процесса консолидации банковской системы, руководители среднего звена (middle management) крупных банков сбавляют обороты конкурентной борьбы, осознавая закономерное ухудшение качества банковского обслуживания и иные деструктивные последствия.

Специфика вышеуказанного уровня банковских менеджеров в России заключается, в частности, в отсутствии страха потерять свою должность: они крайне востребованы на рынке труда и высокий уровень текучести кадров среди них — следствие пристального внимания хедхантеров к регулярно обновляемым резюме мидл-менеджеров крупных банков.

Логика рассуждений мидл-менеджеров крупных банков такова: чем меньше малых и средних банков, тем меньше выбор у потенциальных и действующих клиентов. Проще говоря, «клиенты сами придут».

Во-вторых, ликвидация и санация банков в современной России чрезмерно затратная.

Большинство специалистов удивлены живучестью Агентства по страхованию вкладов. Для формирования Фонда санации банков согласно заявлению главы Банка России потребуется значительный капитал.

В-третьих, статус регионального банка сохраняет реальную возможность учредить новый банк, что важно для обеспечения непрерывной конкуренции.

Открытым остается вопрос о том, почему законопроект возник сейчас и не был реализован до или после 2013 года (год смены главы Банка России). Ранее в экономической науке неоднократно были определены необходимость и механизм функционирования региональных банков.

Более раннее введение в законодательство понятие «региональный банк» могло бы спасти банковские системы Дагестана, Самарской области и других субъектов РФ.

Как «умирали» банки в России

Как следствие, предлагаю проанализировать следующие версии о причинах происходящего.

  • Версия № 1: запоздалая реакция из-за занятости законодателей. Но законопроект о региональных банках не требует значительных нормотворческих усилий, поскольку представляет собой несложные изъятия из законов «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В частности, в законопроекте определены критерии регионального банка и сокращенный состав обязательных экономических нормативов. Версия № 1 — маловероятная.
  • Версия № 2: медленное реагирование из-за отсутствия политической воли. Версия наказать регионы путем ликвидации региональных банков с последующей их избирательной реанимацией это предмет дискуссии для политологов.
  • Версия № 3: Банк России намерен исправить перегибы в политике массовых отзывов банковских лицензий. Но вышеуказанная политика была оправдана: если бы у малых и средних банков была возможность сохранить лицензию путем смягчения требований, к примеру, к размеру собственного капитала, то вряд ли мы стали свидетелями процесса интенсивного укрупнения российских банков.
  • Версия № 4: Банк России реагирует на новые условия развития банковской системы страны.

Интенсивный отзыв банковских лицензий фактически стирает различия в кредитной политике большинства малых банков и парабанков (ломбардов, микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов и т. п.). Считаю, что по замыслу регулятора региональный банк должен стать промежуточным звеном между «нерегиональными» банками и парабанками, притормаживая интенсивное развитие последних.

В законопроекте отсутствует упоминание об особом порядке участия региональных банков в системе страхования вкладов. Однако вызывает сомнение, что для региональных банков будут применяться те же условия страхования вкладов, что и для «нерегиональных» банков.

Повышенный уровень риска деятельности региональных банков обусловлен более мягкими требованиями к размеру капитала и соблюдению обязательных экономических нормативов. Запрет на открытие обособленных и внутренних структурных подразделений вне региона базирования и смежных регионов — существенное ограничение деятельности региональных банков, но не является запретом на расширение бизнеса в условиях активного применения технологий дистанционного банковского обслуживания.

К примеру, интернет-банкинг и выдача кредитных или иных банковских карт не требует территориального присутствия банка. Однако значительная часть малых банков, к примеру, Татарстана более чем за десятилетний срок функционирования вовсе не расширяют свое географическое присутствие. Для таких банков исследуемый законопроект, полагаю, возможность сохранить лицензию, если ее не отзовут до 1 января 2018 года.

д.э.н, проф. кафедры «Финансы и кредит»

Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП),

директор НИИ экологизации социально-экономических систем.

Ленар Салимов

Специально для TatCenter.ru*

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Новости
11 Декабря 2024, 15:19

С улиц Казани вывезли 5,5 тыс. тонн снега За последние сутки

Ночью к работе привлекли 302 единицы техники.

В Казани продолжается уборка улиц после сильного снегопада. За сутки из города вывезли 5,5 тыс. тонн снега, сообщили в Комитете внешнего благоустройства.

Ночью на улицах работали 302 единицы техники. Также использовали 550 тонн противогололедных материалов. Сегодня улицы продолжат расчищать — всего задействуют 555 дорожных рабочих и 319 единиц техники.

Напомним, казанский «Водоканал» увеличил стоимость утилизации снега на снегоплавильных пунктах до 414 рублей за тонну.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: