С неожиданного заявления стартовало в Госсовете РТ заключительное заседание весенней сессии. Госсоветник Минтимер Шаймиев заявил, что Татарстану следует воздержаться от одобрения «антитеррористического пакета Яровой», поскольку закон, в частности, пункт, касающийся понятия «миссионерская деятельность», «принят в спешке».
«Поступает очень много запросов от верующих, представителей различных конфессий, традиционных религиозных организаций. Требуется уточнение [по принятому закону Яровой, ред.]. В законе есть неточности или пункты, требующие уточнения в законодательном порядке, тем более, когда вносятся в новый кодекс изменения.
Законопроект принят в спешке. Он оказался резонансным, уже в обществе заговорили. Вот, например, миссионерской деятельностью отныне могут заниматься только зарегистрированные организации и группы. Молитва, мероприятия, связанные с религиозным обрядом… При этом любая миссионерская деятельность вне специально предназначенных для этого помещений запрещена. За нарушение — штраф до 1 млн рублей. Каким-то конфессиям это подходит, а иным нет", — обозначил позицию Минтимер Шаймиев, подчеркнув, что инициатива принята, однако 147 депутатов Госдумы РФ голосовали против нее.
Напомним, антитеррористический пакет поправок к законодательству главы думского комитета по безопасности Ирины Яровой и председателя комитета Совета федерации по обороне Виктора Озерова был принят Госдумой РФ сразу во втором и третьем чтении в пятницу — последний день работы Думы шестого созыва. Документом в случае положительного решения Совета федерации и подписания президентом вводит с 1 июля 2018 года понятие «миссионерская деятельность».
Такой деятельностью депутаты считают любую религиозную практику вне специальных заведений, кладбищ, мест почитания, религиозных школ — богослужения, церемонии, распространение литературы и других материалов, чтение проповедей. Теперь под миссионерством предлагается понимать «деятельность религиозного объединения, направленную на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного объединения», в целях их вовлечения.
Появилась в законопроекте и норма о том, что миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе вести ее руководитель, член коллегиального органа и священнослужитель этой организации. Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации или группе. Любую миссионерскую деятельность в жилых помещениях, кроме богослужений, церемоний и обрядов, проводить нельзя. Иностранные миссионеры смогут работать только в тех субъектах, где зарегистрирована пригласившая их организация.
«Как ифтар [см. В Казани прошел IV республиканский ифтар], например, провести у себя дома? Без молитвы он не сопровождается. Что, кто-то должен это контролировать? Каким образом? Или никах, считай, пригласить родных гостей, чтение молитвы или поминание. После трех, семи и сорока дней… Да, там в законе сказано, в храме религиозном, на кладбище. А если сорок градусов мороза или еще что-то? И у других конфессий есть свои особенности.
Закон принят в спешке. Что бы я предложил. Завтра [29 июня] закон будут рассматривать на предмет одобрения в Совете Федерации, так принято. Я бы просил поручить нашим представителям выступить с предложением воздержаться от одобрения. Это не говорит, что закон надо отменить. Придет срок, новый депутатский корпус. Новый состав [Госдумы РФ] рассмотрит. Это будет по закону. Я считаю, что наши представители должны высказаться", — предложил Шаймиев.
Позицию Госсоветника поддержал и председатель парламента республики Фарид Мухаметшин.
«Очень резонансным получился законопроект, — признал спикер. — Ряд норм этого закона противоречит реалиям жизни. Думаю, на завтрашнем заседании Совета Федерации, надо поручить членам СФ от Татарстана Олегу Морозову и Ильдусу Ахметзянову донести позицию нашего парламента, высказанную Госсоветником РТ», — поддержал Шаймиева Мухаметшин и поручил подготовить для представителей Татарстана в СФ «срочную информацию».
Пакет антитеррористических законопроектов был внесен в Госдуму в апреле этого года главой комитета нижней палаты по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой и председателем комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктором Озеровым. Главная цель документа — обезопасить мир от международного терроризма.
В первой версии, внесенной в апреле, законопроект предлагал лишать гражданства за терроризм или захват заложников, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсию, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, сепаратизм и др.
После первого чтения некоторые самые резонансные нормы законопроекта были смягчены или удалены. Во втором и третьем чтении были полностью исключены поправки о лишении российского гражданства, были исправлены нормы, регламентирующие миссионерскую деятельность, а также сроки хранения информации для интернет-провайдеров.
Ознакомиться с главными новеллами итоговой принятой версии «антитеррористического пакета» можно в спецматериале TatCenter.ru «Антитеррористический пакет»: главное".
TatCenter.ru будет следить за ситуацией.
Юлия Амочаева, Мария Андреева
Фото: prav.tatarstan.ru/gossov.tatarstan.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: