Новости
18 Мая 2016, 11:30

«Сомневаюсь в достижимости целевой инфляции 4% в 2017 году»

Устойчивая финансовая система — залог успешного перехода на инфляционное таргетирование, о котором Центробанк объявил еще несколько лет назад. В новом выпуске спецпроекта TatCenter.ru «Мнения» экономит Наталия Орлова рассуждает о действиях ЦБ и подчеркивает: чтобы выйти на уровень инфляции 4%, монетарная политика в стране должна быть значительно более жесткой.

Прошло уже несколько лет с тех пор, как ЦБ официально объявил о постепенном переходе к режиму инфляционного таргетирования. Однако до сих пор нет убежденности в том, насколько успешно реализуется этот проект.

С одной стороны, переход к инфляционному таргетированию (ИТ) в развивающихся экономиках был не менее успешным, чем в развитых. Кроме того, цель ЦБ по инфляции — 4% — не слишком амбициозна и может быть достигнута. С другой, — переход рубля к свободному плаванию в рамках ИТ стал возможен только в ситуации сильного давления на рубль со стороны падающих цен на нефть.

До сих пор не понятно, до какой степени власти признали необходимость этого перехода и приняли издержки с ним связанные. А недавний прогноз правительства, предусматривающий выход на целевой ориентир по инфляции 4% только в 2019 году, лишь подчеркивает неопределенность.

С точки зрения глобальной конъюнктуры время для перехода к инфляционному таргетированию в России не слишком благоприятное.

Развивающиеся страны по большей части перешли к ИТ в конце 1990-х — начале 2000-х годов, в период относительно высокого роста глобальной экономики и мощного притока капитала на развивающиеся рынки, что позволяло снизить издержки перехода. Учитывая слабый рост мировой экономики и давление на валюты развивающихся стран, Россия не может рассчитывать на поддержку внешних факторов.

Суверенный долг в России составляет 10% ВВП, и умеренный бюджетный дефицит в 3,5% ВВП продолжает маскировать проблему доминирующей роли бюджетной политики. Тем не менее, Россия имеет один из самых высоких первичных бюджетных дефицитов на развивающихся рынках (3,2% в 2015 г.) и страдает от устойчивого двузначного ненефтяного дефицита бюджета.

Структурный бюджетный дефицит, то есть дефицит, скорректированный на текущее отклонение экономики от потенциала, также высок — 2,4% ВВП в 2015 г. Скрытые проблемы, такие как высокий квазисуверенный долг и риски индексации тарифов, также являются проблемными факторами с точки зрения инфляционного таргетирования.

Устойчивая финансовая система — залог успешности политики инфляционного таргетирования. Возможно по этой причине руководство ЦБ сразу же после своего назначение приступило к чистке банковского сектора. Однако по ряду причин эта область остается проблемной.

Первая причина связана с издержками отзыва банковских лицензий. Согласно оценкам, из 100 лицензий, отозванных в 2015 году, около 70 повлекло возбуждение уголовных дел, сигнализируя о злоупотреблениях в использовании банковских активов. Сейчас долг Агентства по страхованию вкладов (его ежегодные доходы составляют порядка 100 млрд руб.) перед ЦБ равен примерно 1 трлн руб. и пока неясно, получит ли ЦБ эту сумму к 2020 году, когда истекает срок погашения.

Во-вторых, существует проблема скрытых кредитов; она также вызывает опасения. По мнению некоторых экспертов, на балансах банков скрыто примерно 1 трлн руб. плохих долгов в дополнение к 3 трлн руб. просроченных кредитов, под которые зарезервировано 3,5 трлн руб. По моим оценкам, объем скрытых плохих кредитов может быть выше и достигать 2,4 трлн руб.

Еще один индикатор ухудшения качества активов — это недавняя оценка Банком международных расчетов (БМР) коэффициента обслуживания долга в России (доля дохода нефинансовых корпораций, направляемая на обслуживание долга). Этот индикатор сильно вырос — в среднем до 14% в 2015 году против 8% в 2010—2013 гг., также являясь тревожным сигналом с точки зрения ухудшения качества активов. Динамика этого коэффициента сильно ухудшила позицию России среди стран-аналогов.

В-третьих, доля частных банков продолжает уменьшаться. На госбанки сейчас приходится 62% рынка корпоративных счетов против 55% в 2013 г. и 53% в 2011 г. Они также сильно увеличили свое присутсвие на рынке розничного кредитования — с 51% в 2013 г. до 58% в 2015 г.

Таким образом, объем средств, которые привлекают и потенциально распределяют по нерыночным соображениям сильно вырос. В 2014—2015 гг. российское правительство направило 1,8 трлн руб. на докапитализацию российских банков, главным образом государственых.

Хорошая новость заключается в том, что ЦБ предпринял большие усилия и наладил коммуникацию, сде
лав решение по ставке ориентиром для рынка.

Однако каналы денежной трансмиссии пока не работают хорошо: масштаб переноса ослабления рубля на инфляцию в 2015 году вдвое превзошел мои ожидания, а низкая чувствительность банковского рынка к динамике ставок сохраняется. Несмотря на понижение ставки в 2015 году, рост кредитов стагнирует, тогда как депозиты растут высокими темпами.

Учитывая все вышесказанное, сомневаюсь в достижимости целевой инфляции 4% в 2017 году, если ЦБ не сменит подход на значительно более жесткий.

Как внешняя, так и внутренняя конъюнктура никак не поддерживают усилия ЦБ по переходу к инфляционному таргетированию, что требует больших усилий со стороны регулятора.

Прогноз по инфляции: 8% в 2016 году и 10% в 2017 году. Это с учетом ожиданий скачка социальных расходов накануне выборов.

Чтобы выйти на уровень 4%, монетарная политика должна быть значительно более жесткой — если не проявится поддержка со стороны правительства или структурной политики, в том числе в области управления квазисуверенными обязательствами и госбанками.

главный экономист ОАО «Альфа Банк»

Наталия Орлова

специально для TatCenter.ru*

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Новости
23 Ноября 2024, 11:20

Пятое заседание Госсовета РТ седьмого созыва пройдет 28 ноября

На нем рассмотрят 19 вопросов.

Пятое заседание Госсовета РТ седьмого созыва пройдет 28 ноября, как сообщили в пресс-службе парламента. Решение было принято накануне на заседании президиума. Ожидается, что на заседании обсудят 19 вопросов, включая девять законопроектов, разработанных на региональном уровне.

По словам секретаря Госсовета Лилии Мавриной, одним из основных пунктов повестки дня станет рассмотрение во втором чтении законопроекта о бюджете республики и Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и плановые периоды 2026 и 2027 годов.

Напомним, в здании Госсовета РТ проведут ремонтные работы на сумму 56 млн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: