В Казани прошло заседание Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Депутаты заявили, что при разработке образовательных программ татарстанские школы, прежде всего, ориентируются на федеральный компонент системы образования. Учебно-образовательная программа республики, по их словам, полностью соответствует всем стандартам, а результаты ЕГЭ татарстанских школьников по русскому языку входят в пятерку лучших среди регионов России.
Напомним, в 2014 году президентом РТ Рустамом Миннихановым было принято решение о выделении средств из республиканского бюджета для дополнительного изучения родных и государственных языков. В 2015 году на эти цели было потрачено более 122 млн рублей. С 1 сентября 2015 года в муниципальных образованиях РТ финансирование дополнительного часа по родным и государственным языкам продолжилось для 133,5 тыс. обучающихся.
Дополнительные уроки по татарскому языку выбрали 36,5 тыс. обучающихся (27,4\%), в то время как по русскому языку — 96,3 тыс. обучающихся (72,1\%). Кроме того, школьники выбирают мордовский, удмуртский, чувашский языки.
«Несмотря на это иногда все-таки приходится слышать, что русский язык в татарстанских школах изучается в недостаточном количестве, что нарушаются законы, дети ущемляются в правах», — признался замминистра образования РТ Ильдар Мухаметов.
По словам Мухаметова, такие обвинения беспочвенны и «абсолютно не соответствуют действительности», так как, во-первых, русский язык является государственным языком РФ, а во-вторых, он изучается абсолютно во всех общеобразовательных учреждениях республики.
- в 21 школе учебный план реализуется во всех классах и для всего контингента обучающихся;
- в 179 школах функционируют отдельные классы, реализующие данный учебный план.
По словам депутатов, одна из проблем, с которой столкнулась республиканская система образования — качество организации общеобразовательных процессов в русскоговорящих школах. На сегодняшний день в Казани функционируют 40 школ с татарским языком обучения, 128 школ с русским, 17 с русским этнокультурным компонентом, школа с еврейским этнокультурным компонентом, а также многонациональная воскресная школа.
Минобразования РТ присматривается к школам, в которых русскоговорящие ученики изучают татарский язык. Оценивается качество организации образовательных процессов, оказание методической помощи, укомплектованность педагогических кадров и наличие учебной литературы.
По словам Ильдара Мухаметова, для повышения качества преподавания татарского языка преподавателям предложена переквалификация по программе «Методическая сертификация». Сертификация позволяет находить нужные инструменты при преподавании татарского языка русскоговорящим школьникам, ее в республике уже прошли 1200 учителей.
На примере зарубежной литературы по английскому языку ведомство Энгеля Фаттахова планирует выпустить литературу, которая сможет легко и понятно обучить татарскому языку ученика любого возраста. К 1 сентября текущего года такую литературу уже планируется издать для первоклассников.
Еще одним вопросом повестки заседания комитета стала необходимость более системного подхода к расширению сферы применения татарского языка. Как заявил глава профильного комитета Разиль Валеев, «если человек не увидит перспективу потребности в языке после окончания школы, то, сколько его не учи, он не будет относиться серьезно к изучению языка, и результатов мы никогда не добьемся».
Валеев отметил также нехватку специалистов, способных вести делопроизводство на татарском языке на основе латинской и арабской график. По его словам, на обращения татар зарубежья в госорганы и учреждения Татарстана на латинице или арабском алфавите, республика «не может отвечать на русском языке или татарском на кириллице».
Итогом заседания стало постановление, в котором депутаты рекомендовали республиканским кабмину и министерству образования разработать условия и порядок установления надбавок гражданам, в работе которых необходимо знание и практическое применение двух государственных языков РТ, рассмотреть возможности открытия в Казани интерната для одаренных детей с татарским языком обучения, в целях удовлетворения, в том числе, и потребностей татар, проживающих в других регионах и за пределами РФ. Кроме того, комитет рекомендовал подготовить проекты примерных программ по татарскому языку и литературе для включения в федеральный реестр, рассмотреть возможность организации факультативных занятий для желающих обучиться татарской письменности на основе латинской и арабской график, а также включить в республиканский конкурс «Учитель года» номинации «Лучший учитель русского языка» и «Лучший учитель татарского языка».
Мария Андреева
Фото: Госсовет РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: