Главная проблема мобильной торговли в Казани и в целом по стране — отсутствие нормативно правовых актов, напрямую регламентирующих деятельность в этой сфере. Проектная группа Совета сейчас разрабатывает проект постановления кабмина РТ, который может стать первым ростком на правовом поле фудтраков.
Все работают в одной степени нелегальности или неопределенности
Фудтраки сейчас присутствуют почти во всех более менее крупных городах России и все работают примерно в одинаковой степени нелегальности или неопределенности, испытывая похожие проблемы. Власти не особо запрещают это дело, но и условия для работы предоставить тоже не могут, поскольку с законодательной точки зрения опереться особо не на что. Муниципалитеты повсеместно за неимением лучшего пытаются применять положения, регулирующие нестационарную торговлю (ларьки, павильоны, летние веранды
Следует признать, что это новый вид торговли для России. Его не было исторически в СССР, где не было культуры потребления еды, приготовленной на борту автомобиля.
Многие путают фудтраки или сравнивают их с автолавками, но последние — это в чистом виде розничная торговля: витрина, полки, касса и все. Фудтраки — объект общественного питания, по сути, ресторан на колесах с практически полным производственным циклом.
Игра на опережение
Вопрос с проектом нормативно-правового документа по мобильной торговле все еще в стадии проработки. Ожидается, что целевой документ закрепит общий порядок работы и основные принципы общие для всех городов Татарстана, а конкретные технические вопросы фунционирования будут решаться на муниципальном уровне.
На федеральном уровне уже несколько лет идет проработка подобного документа, но нет уверенности, что он будет принят в скором времени, а торговый сезон может начаться уже в апреле-мае.
Закон, который выйдет на федеральном уровне, (его обсуждение продолжается три года — ред.) надеюсь, будет носить рекомендации общего характера. Сложно в мобильной торговле угадать порядок, который был бы хорош для каждого города или поселка и предугадать все нюансы.
Московские схемы не подойдут для Казани: в столице Татарстана не так много точек притяжения и она живет в другой динамике. В Челнах, например, нет ярко-выраженного исторического центра по сравнению с Казанью, люди по городу передвигаются практически без пробок и центр, как правило, «там, где мы есть».
Мы в рамках проектной группы пока договорились об общих правилах игры. Власти признали, что вопросом легализации следует заняться, и президент согласился с этим (на заседании Совета Рустам Минниханов заявил, что «эту инициативу надо поддержать»), а это главный рычаг в республике.
«Владельцы фудтраков не будут арендовать каждое место отдельно на пути их следования»
Пока остановились на следующей модели работы: бизнес определяет места для работы, совместно с исполкомом определяется емкость каждой из площадок, уполномоченные органы определяют, можно ли стоять фудтракам в целевых точках. Далее исполком формирует маршруты из них и пакетно выставляет их на аукцион.
Хотелось бы, что бы стартовая цена за этот маршрут была незначительной — чтобы это был некий пропуск, разрешение торговать. Этот платеж будет единовременным на год или полгода торговли. Пакетная продажа маршрутов — главное, на что бизнес делал упор. В итоге фудтраки не будут заставлять выкупать каждое место отдельно и они смогут спокойно перемещаться в течение дня по городу.
Одна из идей, которая активно обсуждается — тарификация машин по парковочным часам. К примеру, фудтрак встал в разрешенном месте, оплатил в паркомате ровно столько, сколько простоял — 9 (часов) * 50 рублей = 450 рублей в торговый день.
Рынок — крошечный, но со взрывным потенциалом
Мы серьезно надеемся, что как только государство согласует правила игры, на рынок будут приходить серьезные инвесторы, которые будут покупать по 10, по 20 машин. Крупный международный ресторанный холдинг с русскими корнями Ginza Project в прошлом году купил 10 фудтраков для рынка Санкт-Петербурга — инвестиции составили 100 млн рублей на том этапе, когда еще ничего понятно не было.
Фудтрак для ресторанных сетей — это еще одна точка продаж, маркетинговое продвижение, возможность развивать кейтеринг. Все три момента равнозначны.
Сейчас в Казани работает порядка 5−10 фудтраков с учетом новых машин. Лично ко мне за год было порядка 30 обращений — предпринимателям интересен этот рынок, но когда они видят неопределенность, больше об этом сегменте не думают.
Оборот одной машины — примерно 20 тыс. рублей в день. Работает она в среднем шесть дней в неделю, 25 рабочих дней в месяц. Оборот одной машины — примерно 500 тыс. рублей в месяц. Умножаем на десять машин — получаем пять миллионов рублей в месяц. Весь рынок — 60 млн рублей в год.
Это не много, объективно рынок — крошечный, но у него взрывной потенциал роста, что есть это специфика всех новых рынков.
В Казани фудтраки есть на 10−15 точек, где можно работать и где есть более менее достаточный спрос.
На пару лет этого хватит, но дальше однозначно рынок подрастет, увеличится интерес к фудтракам со стороны горожан и встанет необходимость в создании специализированных точек для фудтраков. Над их созданием лучше задуматься уже сейчас, что мы, собственно, и делаем в рамках проектной группы. Хотим сделать их со всей инфраструктурой — водопровод, электричество, канализация.
Бизнес фанатов-одиночек
Объективно в скором времени мобильная торговля станет целой индустрией. Мало кто задумывается, но помимо самой торговли, надо еще где-то производить сами машины. Эти машины нужно производить, переделывать. Сейчас все повально покупают б/у машины и переоборудуют их.
Но б\у машин в скором времени станет не хватать на всех, а рынок должен стать профессиональным и на него должны прийти серьезные автопроизводители. К этому может подключиться ГАЗ, Ford, КАМАЗ. Татарстан — автомобильная республика: если мы первыми легализуем мобильную торговлю, мы будем иметь все шансы захватить лидерство в сегменте, задать стандарты для всей индустрии на годы вперед.
Мобильная торговля, фудтраки — новый сегмент торговли и с ним необходимо учиться работать. Следует признать, что сейчас пока это бизнес фанатов-одиночек, но Татарстан имеем все шансы первым в России легализовать его и задать пример всей стране, как это уже не раз было.
Записал Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: