В Госдуму РФ внесен проект закона, предусматривающий отмену единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве выпускного и вступительного в вузы. Авторы инициативы считают, что форма ЕГЭ неэффективна, так как не отражает реальных знаний учащихся.
Споры вокруг ЕГЭ не утихают с самого первого дня его введения. Каждый год рассуждают о том, что необходимо отменить данный экзамен, приводя при этом различные аргументы.
Но, давайте, сравним современную итоговую аттестацию с прежней формой сдачи выпускного экзамена в школе.
Введение ЕГЭ для учащихся позиционировалось как вынужденная мера, основной целью которой было искоренение коррупции на стадии сдачи экзамена в школе и поступления в ВУЗ.
Прежняя форма выпускного экзамена была на руку самой школе, ведь, согласитесь, удобно было самому учить и потом оценивать свою работу.
Конечно, при такой системе все учебные заведения старались показать как можно лучшие результаты. Ученики тоже были довольны: учителя родной школы не давали в обиду и всегда могли «подтянуть» оценки. Но больше всего от прежней системы выигрывали ВУЗы.
С одной стороны, подготовительные курсы по предметам в один институт отличались от других, и старательный абитуриент понимал, что для поступления в желанный ВУЗ ему важно их пройти, ведь знаний, полученных за школьной партой, недостаточно. С другой стороны, вступительные экзамены серьезно отличались по содержанию от школьной программы. Поэтому у ВУЗов сохранялась возможность отбирать детей с определенным уровнем подготовки и знаний.
У известного татарского публициста Туфана Миннуллина есть замечательное произведение «Узебез сайлаган язмыш» («Судьбы, избранные нами»). В этой пьесе выпускник-медалист одной из сельских школ пишет письмо своим учителям, в котором рассказывает о том, что его золотая медаль не помогла ему поступить в ВУЗ, потому что его знания оказались слабее. Он прикладывает медаль к письму и с обидой сообщает, что она ему теперь не нужна и ему придется устроиться на работу, а значит, изменить своей мечте. Все это явилось следствием завышения оценок в его родной школе.
В погоне за рейтингом школы «за уши» подтягивали учеников, лишь бы показать больше медалистов. Учащиеся верили в свои отличные знания, верили в это и родители.
Туфан Миннуллин рассказал о судьбе одного ученика, но этот случай был типичным для того времени.
Введение ЕГЭ должно было исправить все недостатки прежней системы, но, к сожалению, искоренить коррупцию полностью при сдаче экзамена не удалось. И нередко в СМИ попадает информация о том или ином коррупционном скандале.
Во всей этой шумихе кажется, что все это началось только с ведением единого государственного экзамена, хотя никто не говорит о том, что при сдаче выпускного экзамена в школе факты фальсификации были в разы больше.
Подкрепить их точными цифрами не представляется возможным, потому что ранее статистика по списыванию на выпускном экзамене в школе никем не велась, то есть система была непрозрачной, об этом не говорили и не писали.
Необходимо анализировать и практику сдачу ЕГЭ максимально объективно и, в первую очередь, говорить о негативных факторах.
Во-первых, это большой стресс и серьезное испытание для выпускников.
Проход через специальные металлические конструкции, камеры видеонаблюдения, строгие наблюдатели в аудиториях, нервные учителя, родители накануне экзаменов… Все это негативно влияет на психику ребенка и не дает сосредоточиться на самом главном.
Во-вторых, во всех школах идет «натаскивание» на результат ЕГЭ, и во главу угла ставятся ни таланты и способности ребенка, а заветные баллы.
Общеизвестно, что школы рейтингуются по результатам этих экзаменов, поэтому они и стараются выжать максимум из детей. Практически все время и силы учащихся выпускных классов уходит строго на подготовку к экзамену, тем самым, другие не экзаменационные предметы отметаются на второй план.
В-третьих, современный ЕГЭ
проверяет знание предмета и никак не оценивает компетенции выпускников.
Проведем простую аналогию. Это как если бы в автошколе спрашивали только теоритические знания, а практику вождения сдавали бы только в виде теста, развернутого ответа или эссе. Можно ли выпускать таких водителей на дороги?! Думаю, что ответ очевиден.
Но, несмотря на все минусы, ЕГЭ — это единственная возможность провести итоговую аттестацию выпускников школ максимально понятно и открыто. И, несмотря на все имеющиеся идеологические и технические недостатки, другой альтернативы у нас сегодня нет.
Отраден тот факт, что ЕГЭ последних лет отличается по своему содержанию и форме от того экзамена, который был 10 лет назад. Сегодня ЕГЭ все больше отходит от банального тестового экзамена.
С каждым годом повышаются требования и вносятся корректировки. В итоге это должно приводить к повышению качества учебного процесса и общего образования в целом. Полагаю, именно в этом заинтересованы как сторонники, так и противники единого государственного экзамена.
директор лицея-интерната № 7 для одаренных детей
Ново-Савиновского района г. Казани
Альберт Ахметов
Специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: