Накануне в Москве завершился первый российский форум «Интернет Экономика 2015».
Участие в нем приняли представители отечественной IT-отрасли, профильных министерств и ведомств, а посвящен форум был инициативам для долгосрочной программы развития российского сегмента интернета и отраслей экономики, растущих и развивающихся с применением IT-технологий.
«Интернет может стать драйвером для экономики»
Кульминацией второго дня форума стало выступление президента РФ Владимира Путина, само присутствие которого здесь уже говорит о многом. Российская аудитория интернета — крупнейшая в Европе, она превышает 80 млн пользователей, 62 млн из которых выходят в онлайн ежедневно. Объём рынков, которые связаны с интернетом, составляет 16% российского ВВП.
В рамках форума Путин не только отметил, что интернет может стать драйвером для развития страны, он согласился с идеей создания преференций для российского интернет-бизнеса, пообещал подумать о продлении льгот по страховым взносам для IT-компаний и предложил председателю Института развития интернета Герману Клименко работу в своей администрации.
Клименко/Путин
«Нужно формировать стратегию развития российского интернет-сегмента на долгосрочную основу, на долгосрочную перспективу, учитывать общие тенденции развития глобальной сети. Мы должны создавать единые условия жизни, работы для всех участников рынка и никого, прежде всего, конечно, своих, национальных участников, не должны ставить в какое‑то положение, которое не является конкурентным, понижать их, вашу конкурентоспособность, а наоборот», — подчеркнул Путин.
«Не могу не согласиться с теми, кто, указывая на принимаемые нами решения в реальном секторе экономики, в промышленности, в сельском хозяйстве, говорит: мы же предоставляем какие‑то льготы для российских участников рынка, для национальных производителей, почему и здесь не сделать бы то же самое?
Да, согласны, готовы, подумаем, сделаем, только, естественно, так, чтобы это не нарушало наших обязательств в рамках ВТО. Уверен, что соответствующие корректные решения точно могут и должны быть найдены".
Встреча с руководителями круглых столов форума
«Интернет — достояние человечества»
Согласно исследованию РАЭК и Высшей школы экономики «Экономика Рунета в 2014—2015 гг.», суммарный объем интернет-рынка и рынка электронных платежей в России в 2014 году вырос с 1,6% до 2,2%.
При этом общий объем российского интернет-рынка вырос на 46% до 1,094 трлн рублей, а объем рынка электронных платежей увеличился на 36% до 0,476 трлн рублей. В то же время, объем экономики интернет-зависимых рынков составил более 11,8 трлн рублей, что, повторимся, сравнимо с 16% ВВП России.
Ранее, в рамках форума глава минкомсвязи РФ Николай Никифоров заявил, что федеральные органы власти тратят на ИТ-услуги, лицензии на ПО примерно 80 млрд рублей ежегодно.
«На деньги российских налогоплательщиков должны закупаться отечественные продукты. В дальнейшем нужно распространить эту практику и на госкомпании, располагающие еще большими ИТ-бюджетами», — подчеркнул Никифоров.
Он также отметил важность продления льгот для ИТ-компаний по страховым отчислениям до 2023 года с переходным периодом до 2025 года включительно — соответствующее пред
ложение, по словам Никифорова, уже направлено в правительство. Над инициативой, как было отмечено выше, обещал подумать и президент.
Никифоров затронул и вопрос интернационализации управления всемирной сетью.
«Интернет находится в управлении лишь одной страны мира и директивно подчиняется решениям ее правительства. Россия, как и другие страны последовательно выступает за идею регулирования критически важной инфраструктуры интернета на базе действующих международных организаций, таких как ООН или МСЭ.
Интернет — это достояние человечества, все государства вкладывают в его развитие и принимают сегодня законы, которые связаны с регулированием правоотношений, возникающих во всемирной сети", — подчеркнул он.
«Нужно делать максимально удобные сервисы для пользователей»
Не удивительно, что наряду с электронной коммерцией, одной из главных тем форума стало взаимодействие общества и интернета, в частности, технологии удалённого доступа, активно используемые при оказании госуслуг.
Выступивший на форуме глава минсвязи Татарстана Роман Шайхутдинов, резонно отметил, что приблизить общество к интернету способен механизм мотивации для использования государственных, муниципальных и социально значимых услуг.
«В Татарстане мы исходим из концепции создания единого цифрового информационного хаба, — рассказал Шайхутдинов, подчеркнув, что главное для пользователей — удобство. — Людям все равно, какая это услуга — государственная или муниципальная, социально значимая или вообще просто возможность купить билет в музей.
Много спорят о том, нужно ли пускать коммерческие составляющие в такие цифровые хабы. Но для общества мощнейшим мотиватором является возможность сэкономить время и деньги, предотвратить коррупцию, поскольку электронные сервисы исключают необходимость хождения по чиновникам".
Напомним, сегодня в Татарстане существует одна из самых развитых в РФ инфраструктура электронных услуг, количество которых составляет 227.
Во-первых, это портал госуслуг, где зарегистрировано более 1,49 млн личных кабинетов (при численности населения Татарстана 3,8 млн человек). Во-вторых, развитая сеть инфоматов — их по республике установлено более 400 штук. И, наконец, мобильные приложения и контакт-центр.
«Мы растем и по количеству опубликованных услуг (227), и по количеству фактов их оказания — по состоянию на ноябрь в РТ их было оказано 50 млн, а по итогам года мы перевалим за 60 млн фактов», — уверенно заявил Шайхутдинов на форуме.
ГИС РТ «Народный контроль»
Чистым краудсорсингом назвал Шайхутдинов системы «Народный контроль» и «Народный инспектор», работающие в Татарстане.
«Мы создали прецедент, — заявил министр, пояснив, что „Народный инспектор“ является юридически значимой системой. — Суды принимают ее в качестве доказательной базы для вынесения определенных административно-правовых решений».
Индекс цифровой грамотности/РОЦИТ
Завершил выступление Роман Шайхутдинов республиканскими инициативами — для более качественного учета статистики пользования электронными услугами в субъектах РФ он предложил проработать систему показателей.
«Ряд федеральных округов, к примеру ПФО, ведет статистику, которая содержит интегральные и прямые показатели. Важно разработать именно систему прямых показателей. Интегральные показатели — хорошо, но важны показатели, которые учитывают прямой трафик.
Я предлагаю агрегировать эту статистику. Помимо индекса цифровой грамотнос
ти, ввести карту таких показателей и учесть в ней качественные и количественные показатели", — предложил Шайхутдинов.
Глава минсвязи РТ напомнил, что в соответствии с правительственным постановлением, не менее 70% граждан субъекта РФ хотя бы один раз в течение года должны воспользоваться услугами в электронном виде.
«Чтобы этот показатель достичь, нужно, конечно, уровень цифровой грамотности повышать. Но очень важно для населения делать максимально удобные сервисы. Мы в Татарстане ушли от того, что считаем трафик электронных услуг только лишь с нашего портала. Мы считаем и мобильные приложения.
Если это можно сделать на федеральном уровне — учитывать общие показатели, не только государственных и муниципальных услуг, Татарстан готов активно включиться в эту работу", — резюмировал Шайхутдинов.
Фото: kremlin.ru/minsvyaz.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: