Депутаты Госсовета РТ от фракции КПРФ, аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей и региональные грузоперевозчики называют систему сбора средств «Платон» не готовой к работе, а потому считают ее функционирование «вызывающим вопросы».
Накануне в республиканском парламенте состоялся круглый стол, где дальнобойщики встретились с оператором системы.
Предприниматели, занимающиеся грузоперевозками в Татарстана пожаловались на отсутствие у концессионера, занимающегося обеспечением проекта в республике, бортовых приборов учета, которые должны просчитывать маршрут. Оператор «Платона» — «РТ-Инвест Транспортные системы» обвинения отрицает, хотя, по мнению дальнобойщиков, и недостаточно аргументировано.
Напомним, с 15 ноября в России вступили в силу изменения в законодательстве, по которым проезд для 12-тонных грузовиков на федеральных трассах должен облагаться сборами. Сначала речь шла о 3,73 рублей за 1 км дороги, но после выступлений возмутившихся дальнобойщиков, их снизили до 1,53 рубля.
«Зачем тогда вообще нужен «Платон»?
Жалобы на «Платон», как рассказала главный советник отдела по обеспечению деятельности бизнес-омбудсмена Венера Камалова, поступают в аппарат уполномоченного ежедневно, поэтому не могут быть неправомерными.
Бизнес, практически единогласно заявляет о необходимости отказа от системы, которая может уничтожить не только предпринимателей, но и навредить экономике, или, хотя бы, ввести на нее мораторий.
«Сомнения» в целесообразности «Платона» есть и у дальнобойщиков, и у институтов поддержки бизнеса, а вызывает их, прежде всего, расчет сборов и, как они говорят, «обогащение» частной компании, которая получит 25\% от всех сборов в стране.
«Они (концессионер — ред.) обещают, что с введением этой системы у нас будут хорошие дороги. Кто-нибудь из присутствующих в это верит? Думаю, нет. Они собираются собрать 40 млрд рублей. К слову, это 4 км дороги «М11» «Москва-Санкт-Петербург», стоимость 1 км — 10 млрд рублей. 4 км дороги мы построим.
В министерстве транспорта декларируют: собрали 190 млн рублей за 5 дней. Согласен, в кармане одного человека это большая сумма, а в кармане другого — «пшик». То есть, в год, при таких сборах они соберут 14 млрд рублей. Из них на содержание «Платона» мы отдадим 10,6 млрд рублей, остается 3,4 млрд рублей на содержание (дорог — ред.)", — заявил в Госсовете руководитель компании ООО «Байкал» Владислав Абрамов.
По расчетам бизнес-сообщества, последствиями введения системы «Платон» станет разорение около 5 млн мелких перевозчиков, недосбор акциза стоимости топлива из-за ухода части перевозчиков в размере порядка 210 млрд рублей, а также социальное напряжение вокруг главного бенефициара системы «Платон».
Нагрузка, которая ежегодно ложится на предпринимателя в части содержания грузовика составляет 450 млн рублей, рассказал Абрамов. Средний «пробег» одного грузовика, по его опыту, составляет 150 км. Получается 918 млрд рублей с одной машины сборов в «Платон». «Фактически, это запрет на бизнес», — говорит Владислав Абрамов.
Согласно подсчетам миндорстранса, при расчетах 3,73 рубля за км, прогнозировалось поступление в бюджет 50 млрд рублей в год. При этом 10,6 млрд рублей должна получить компания-концессионер. Деньги планировалось направить на содержание дорог.
«Если же тариф будет снижаться, возникает вопрос, насколько вообще рационально введение этой системы. Если соберут 22 млрд рублей, в бюджете останется 15 млрд рублей. Остальное уйдет концессионеру. Зачем тогда вообще создавать эту систему?», — удивляется депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев.
«Заплатит потребитель»
Депутата горсовета Набережных Челнов, члена постоянной комиссии по вопросам социально-экономического развития и бюджету и одновременно вице-президента НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» Михаила Левашова, который представляет интересы 600 транспортных компаний, владеющих около 4 тыс. автомобилей, дальнобойщики обвинили в попытке «усидеть на двух стульях». Причина — на круглом столе Левашов заявил: «мы готовы оплачивать перевозку по федеральным дорогам, если цены понятны всем».
В то же время, «Платон», по мнению ассоциации, «ставит грузоперевозчикам заслон».
Плату за проезд, высокие штрафы за нарушение, в конечном итоге, придется покрывать жителям — повышение затрат бизнеса отразится на итоговой цене продуктов питания, которые, в большинстве своем, возят как раз 12-тонные фуры.
«Представители ассоциации производителей молока Брянской области заявили, что сейчас у них на доставку молока на завод уходит 33 коп. за км, 66 коп. на то, чтобы отвезти в сети и собственные магазины. „Плечо“ доставки до магазинов у них — до 1200 км, в итоге получается, что 2,3 рубля у них удорожание молока. В процентном соотношении это 5\% на 2016 год», — пояснили участники круглого стола.
Артем Прокофьев, со ссылкой на данные Росавтодора, говорит о возможном подорожании продуктов на 0,5−1,5\%.
«В минэкономразвития говорят о росте 2−5\%. Аналитики называют цифру в 15−20\%, что в условиях экономического кризиса выглядит более чем несвоевременно. Рост цен, вместе с транспортными налогами, это рост на 4\% в магазинах», — напоминает депутат.
«Все работает в штатном режиме»…
Вопросы у участников круглого стола вызвало и само концессионное соглашение. По их словам, открытым остается вопрос, проводился ли конкурс при определении компании-оператора. «Какие были условия тендера, кто в нем участвовал? Где опубликованы цели и задачи этого проекта? Когда мы в „Платон“ приезжали, то узнали, что ни с кем договоры не заключаются», — заявил представитель компании «Керам Трейд» Ильнур Азизов.
Кроме недовольства самим появлением системы, предприниматели жалуются и на то, что оператор оказался не готов к тому, чтобы обеспечить грузоперевозчиков приборами учета.
Как рассказали участники круглого стола, они не могли даже зарегистрироваться в системе. Свои претензии они высказали напрямую концессионеру — на заседание в Госсовет пришел руководитель обособленного подразделения «РТ-Инвест Транспортные системы» в Казани Дамир Хусаинов, который, в свою очередь, все обвинения грузоперевозчиков отрицал.
«Есть проблемы и с картами, когда они рассчитывают маршрут на 200−300 км длиннее», — констатировал депутат Артем Прокофьев.
Картами оплаты грузоперевозчики могут пользоваться до того, как получат бортовые приборы учета. Маршрут, который они прокладывают по картам, не соответствует реальному — во многих местах проложили маршрут под запрещающими знаками, говорит Михаил Левашов. В последствии, это обернется штрафами для дальнобойщиков, уверен он.
Система работает со сбоями, говорят предприниматели — период активации карт не постоянен, поэтому работа просто останавливается.
Между тем, Дамир Хусаинов «никаких сбоев» в работе системы не видит, а проблемы с регистрацией на сайте объясняет хакерской атакой «недоброжелателей».
«На данный момент ситуация стабильна. Я у себя в офисе вижу усредненный клиентопоток в количестве единомоментно 5−6 человек. Учитывая, что у меня сейчас работают восемь специалистов, фактически, очередей нет.
…Бортовые устройства у нас есть, мы их выдаем. Выдаем владельцам, которые ранее зарегистрированы.
… Да, были временные задержки в работоспособности сайта. Связано это, прежде всего, с атаками на наш сайт. Есть недоброжелатели. Сейчас процесс восстановлен, все работает в штатном режиме. Мы уже проводим мероприятия для того, чтобы понимать, что происходило с системой.
Это DDoss-атаки, в минуту заваливали нашу систему 2 млн запросов. Уже вычислили, где это происходило, Запад, за границей. Уже оценена стоимость данной работы — порядка 2 млн долларов".
По данным представителя компании-оператора, в системе зарегистрировано порядка 600 тыс. транспортных средств. Это 60\% от всех, работающих на рынке грузоперевозок. Из них 70 тыс. — владельцы авто. В Татарстане зарегистрировано порядка 10 тыс. грузовиков. «Бортовые устройства выдаются», — уверяет Хусаинов.
Однако доводы его дальнобойщики подвергли сомнению: Михаил Левашов привел статистику НП «Логистика и автоперевозки».
«У нас в Набережных Челнах я не вижу такой массовой тенденции. Вы такие цифры говорите крупные. У нас тоже есть данные. И они рознятся с вашими. У нас только 100 устройств. Мы зарегистрировались, но нам пришел ответ, что нет приборов, и когда они будут, неизвестно», — говорит он.
Дамир Хусаинов на это ответил, что не «уполномочен на такие вопросы отвечать». Не смог он ответить и на вопрос корреспондента портала TatCenter.ru сколько бортовых приборов учета на данный момент находятся в казанском офисе «РТ-Инвест Транспортные системы»…
Всех посчитали
Дискуссионным депутат Артем Прокофьев считает и вопрос расчетов, которые приводились для обоснования внедрения системы.
«Вспомним слова главы федерального дорожного агентства Константина Угарова, который сказал, что грузовики наносят дорогам ущерб — 2,6 трлн рублей. При том, что государство тратит на дороги 1 трлн рублей. Это вызывает вопросы, потому что, если бы это было так, то дорог, фактически, уже бы не было», — говорит он.
Непонятно Прокофьеву и как рассчитывалось то, что один грузовик наносит дороге ущерб, равный 2−5 легковушек. По его словам, по альтернативному расчету, который был сделан на круглом столе в ТПП Татарстана аналитической службой ПАО «Камаз» в лице Бориса Морозова, ущерб от грузовиков оценен в 26 коп. на 1 км дороги.
Предприниматели считают, что владельцы грузовиков заплатили за строительство и эксплуатацию федеральных дорог через акциз — 7 рублей, которые заложены в литре топлива. Всего это 511 млрд рублей.
Как рассказала Венера Камалова, информация о недовольствах грузоперевозчиков дошла и до Рустама Минниханова. На данный момент дальнобойщики предлагают либо сначала протестировать систему, а потом внедрять на новых, более приемлемых для бизнеса условиях, либо и вовсе от нее отказаться. Камалова напоминает, что постановление не окончательно.
«Мы собираем всю информацию, которая нам поступает от грузоперевозчиков. В консолидированном виде мы ее довели до президента Татарстана. Он извещен о том, что и система, в том числе, не готова, и порядок расчета этой системы подвергается большому сомнению, и с нашей точки зрения.
Наличие, как минимум, трех расчетов на федеральном уровне уже вызывает большой вопрос. Мы также согласны, что более точные расчеты, с точки зрения пробега, реальности пробега на единицу транспортного средства, который предложен минэкономразвития. Мы президенту Татарстана предложили опираться именно на этот расчет", — рассказала она.
В завершение добавим, что уже сегодня в Госсовете РТ должно пройти заседание рабочей группы, которую на фоне активно развивающихся в обществе событий поручил собрать президент Татарстана Рустам Минниханов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: