Сегодня в центре внимания — бюджет страны на 2016 год. Его проект бурно обсуждается как профессионалами, так и обществом.
Это понятно: бюджет — это не просто смета расходов и доходов, но и инструмент создания того, как и чем мы будем жить в ближайшем будущем.
По моим представлениям, представленный Минфином проект бюджета не является бюджетом развития и не будет способствовать существенной структурной перестройке экономики. Более того, многое не сходится.
Например, у нашего комитета [Комитет Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, ред.] возникли вопросы: каким образом в следующем году правительство собирается обеспечить экономический рост, рост ВВП на 0,7%, если в том же правительственном прогнозе, на основе которого конструировался проект бюджета, предполагается уменьшение располагаемых реальных доходов на 0,7%, то есть потребительский спрос будет меньше.
Инвестиционный спрос также, скорее всего, будет меньше, поскольку инвестиции в следующем году, по прогнозу, уменьшаются на 1,6%.
Если убрать в сторону все термины, то можно свести проблему к одному — цене на нефть.
К сожалению, цена на нефть — главный параметр, который определяет жизнь в стране.
Проект бюджета ориентируется на стоимость нефти 50 долларов за баррель. Это разумно, многие авторитетные организации дают примерно такие же ориентиры: прогноз МВФ — 50,4 доллара, Организации экономического сотрудничества — 50 долларов, Всемирного банка — 53 долларов, Goldman Sachs — 49,5 доллара, Citigroup — 52 доллара. В этом смысле можно сказать, что проект бюджета основан на довольно трезвых расчетах, без излишнего необоснованного оптимизма.
Однако нефтяная зависимость не отменяет задачи развития. Наоборот, она усиливает их, поскольку сегодня, в период «дешевой нефти», России как никогда нужно экономическое развитие и структурная перестройка экономики — с тем, чтобы начать снижать степень этой сырьевой зависимости.
Более того, есть «рычаг». Глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что ЦБ РФ готов увеличить объемы выделения средств, например, на проектное финансирование. Но тут, очевидно, возникает вопрос расторопности действий правительства, поскольку на настоящий момент выбрано меньше половины средств, выделенных в лимите ЦБ РФ.
Необходимо навести порядок в использовании бюджета.
Счетная палата предлагает сначала разобраться с теми средствами, которые выделяются бюджетом, навести порядок, а потом уже привлекать средства ЦБ на инвестиционные цели. Это правильно.
Все мы понимаем — там, где нет порядка и контроля, там «инвестиционные цели» очень легко могут превратиться в «распилы» и «освоения» — без какой либо пользы для экономики.
Однако я очень надеюсь, что все-таки инвестиционная работа в России не будет свернута только ради экономии и наведения порядка. Мы должны отбирать наиболее эффективные программы и проекты, которые приносят большую добавленную стоимость, дают мультипликативный эффект в развитии экономики.
Надеюсь, что мы сможем сказать избирателям, что меняем структуру экономики, а значит, улучшаем их жизнь. Без этого сырьевая зависимость так и будет остаться нашим проклятием.
Председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству,
президент Ассоциации региональных банков России
Анатолий Аксаков,
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: